- Категория
- Эксперты
- Дата публикации
Совладелец корпорации «Омэкс» (ТМ «Два Гуся») Валерий Вдовенко: Мы начинаем понемногу смотреть в сторону Запада
– Как возникла идея создать сеть ресторанов «Два гуся» и почему именно так решили назвать рестораны?
– Идея возникла еще в 1997 году. Но тогда мы открыли не заведение быстрого питания, а просто небольшой классический ресторан, который расположился на ул. Б. Хмельницкого. Проработав около полугода, мы поняли, что потребителю нужно нечто другое в плане быстроты и качества обслуживания, и что необходимо действовать более радикально. В этом направлении «Мистер Снек» был первооткрывателем, мы же открылись одновременно с заведениями «Домашней кухни».
– Что собой представлял ваш первый ресторан?
– В нем вся еда была приготовленной и подогретой. То есть перед посетителем был виден весь ассортимент, который он может выбрать. Этот ресторанчик мы назвали «Троян», а потом переименовали в «Два гуся».
– Идея создания ресторана быстрого питания была взята из-за границы?
– Идея возникла еще здесь, мы поняли, что нужно. А как это преподнести, подсказала уже китайская кухня. Мы увидели сам формат, и самостоятельно доработали его.
– Сколько денег было инвестировано в первый проект?
– Было вложено около 70 тысяч долларов. Тогда мы не думали, какой именно бренд создать, хотелось что-то оригинальное. В то время уж очень много было стандартных брендов, таких как «У Максима», «У Юры», «Пан-Пицца», «Мак Смак», но хотелось привнести что-то такое нестандартное. У нас было много наработок, но остановились на названии «Два гуся», которое ассоциируется с положительными эмоциями и быстро запоминается.
– Как вы рекламировали новый бренд?
– В 1999 году был открыт второй ресторан на Крещатике в здании Центрального гастронома, тогда и начали его раскручивать. На то время это была бомба — ресторан в центре Киева на площади 500 квадратных метров! Такого формата заведений в стране не было. После этого приняли решение уже заняться рекламой не самого ресторана, а бренда. Были запущены рекламные ролики на телевидении (канал СТБ), которые шли в течение месяца по 3-5 выпусков в день. Кроме того, размещали рекламу в столичных газетах. Активная рекламная кампания по раскрутке бренда «Два гуся» проводилась в течение года.
– Сколько в среднем в месяц у вас было посетителей?
– Около 1,2 тысячи человек посещали каждый наш ресторан.
– Не боялись конкуренции со стороны McDonald’s?
– Такого понятия даже не было, ведь у нас форматы разные. Лидером рынка быстрого питания остается McDonald’s, мы же работаем в формате традиционной кухни. Нашим преимуществом является качество предлагаемой пищи.
– Насколько сейчас высокая конкуренция на рынке и как на нее повлиял выход на рынок похожих брендов «Домашней кухни», «Пузатой хаты»?
– Сейчас конкуренция, конечно, ожесточилась. И тут главную роль играет уже работа менеджмента. Но, несмотря на активизацию конкурентов и приход на рынок быстрого питания новых игроков, например «Пузатой хаты» в ста метрах от нас, ситуация принципиально не изменилась.
– Сколько у сети «Два гуся» собственных ресторанов в Украине?
– У нас пять стандартных ресторанов в Киеве и два в Донецке. Также существуют четыре точки общественного питания корпоративного типа. По такой системе мы кормим американское посольство и консульство, фабрику им. Карла Маркса, концерн Roshen и офис компании Avon. Кроме того, у нас функционирует кейтеринговая служба, которая занимается доставкой обедов в офисы.
– Вы продаете франшизу региональным компаниям?
– Да, у нас есть точки, проданные по франчайзингу в пяти городах: Ривне, Хмельницкий, Ивано-Франковск, Трускавец и Чернигов. Сейчас ведем переговоры о продаже франшизы «Два гуся» в Крым, Львов и Сумы. На самом деле, мы достаточно жестко ведем отбор потенциальных партнеров. Как правило, из 3-5 претендентов мы выбираем только одного.
– В конце 2003 года был закрыт ресторан «Два гуся» в Днепропетровске. Это был просчет менеджмента компании?
– В Днепропетровске у нас была открыта точка, но произошла смена хозяев самого помещения, и его владельцы нам выдвинули новые условия аренды. Мы решили просто отказаться от этого проекта. После такого случая эти люди нам еще пару раз звонили и предлагали новые совместные проекты, но дважды в одну реку мы заходить не стали.
Также у нас был свой проект в бизнес-центре на Печерске, но здание было продано «Великой Кишене». Условия аренды поменялись, и мы должны были приостановить этот проект.
– Насколько прибыльны рестораны «Два гуся» в Донецке?
– На востоке Украины существует сильный разрыв в достатке населения. Можно говорить об очень низком проценте среднего класса в этом регионе. Здесь в основном социальные слои с уровнем доходов ниже прожиточного минимума и с уровнем доходов значительно выше среднего. В связи с этим культура повседневного питания вне дома находится в зачаточном состоянии. Однако рестораны в Донецке потихоньку раскручиваются. Прибыльность одной точки составляет порядка 20%, а другой — 5%.
– Насколько этот показатель отличается от киевского?
– Рентабельность в столице повыше, хотя в Киеве и аренда стоит больше. В среднем, если брать во внимание плату за аренду, то это 18-20% прибыльности, для Донецка — 15%.
– А за границей вы пытались открывать рестораны «Два гуся»?
– Были такие планы. В Германии мы плотно прорабатывали такую возможность, определенное содействие нам даже оказывало генеральное консульство Украины в Германии. Но в 2005 году из-за сложной политической ситуации в стране уже практически на этапе организации ресторана во Франкфурте нам пришлось приостановить этот проект. В то время начали ужесточать визовый режим, и были определенные опасения, что возможность выезда за границу сведут к нулю. И если учредители и смогли бы попасть в Германию, то не факт, что туда выпустили бы остальной персонал заведения.
– Вы планировали открывать ресторан в Германии с полностью украинским персоналом?
– Около 20-30% работников должны были быть из Украины.
– Своих партнеров в Германии вы искали сами?
– Да нет, это они нас нашли.
– Сколько стоит открыть в Германии такое заведение?
– Мы рассчитывали инвестировать 250-300 тысяч долларов.
– После изменения политической ситуации за последние пару лет почему вы не попробовали открыть свой ресторан за границей?
– Мы начинаем понемногу смотреть в сторону Запада. В основном это Германия, где у нас есть хорошие партнеры.
– Какие еще страны рассматривались вами с целью открытия ресторанов под ТМ «Два Гуся»?
– Были планы выхода в Венгрию. Там в районе курорта озера Балатон украинские партнеры строили санатории, вот и была идея открыть свой ресторан в украинском отеле. Также был интерес к курортной зоне в Черногории.
– В 2003 году вы открыли первую кофейню под ТМ «Сити», но посетителей в этих заведениях немного. Можно говорить, что этот проект не оправдал себя?
– Действительно, первые пару лет кофейни «Сити» работали неэффективно, но после смены менеджмента они стали работать значительно лучше. Средняя рентабельность наших кофеен на сегодняшний день составляет порядка 30%. Однако в условиях постоянно увеличивающейся арендной платы в центре Киева экономическая эффективность этих бизнес-проектов уменьшается.
– Насколько сейчас жестокая конкуренция среди кофеен в Киеве?
– У нас сейчас три кофейни, но к концу года планируем открыть еще две. Так что еще есть куда двигаться, хотя конкуренция сейчас в столице высокая.
– Где сейчас бизнес более рентабелен — в бизнес-центре или в торговом центре?
– Без разницы. Если есть интересное место, можно развиваться и получать доход где угодно. Главное — зарабатывать деньги.
– В какие бизнес-центры вы планируете войти в ближайшее время?
– Мы ведем переговоры с компанией, которая будет строить огромный торговый центр на Березняках. У нее есть планы строительства таких центров на Западной Украине, в Крыму, Одессе, так что не исключаю, что мы будем представлены и в этих городах.
– Какие новые рестораны питания в скором будущем придут в Киев?
– Сейчас активно осваивает рынок российская «Шоколадница», которая уже открыла в Киеве свои четыре точки. Также, кроме «Большой ложки», у нас могут появиться заведения «Чайной ложки».
– Ваша компания заявляла об открытии своей сети пиццерий. Сдвинулось что-то в этом направлении?
– Весной этого года на фудкорте в ТЦ «Метроград» мы открыли заведение итальянской кухни «Феличита». Помимо пиццы, там широко представлены и другие блюда итальянской кухни. На данном этапе стоит задача полностью отработать новый формат, оценить на практике его рентабельность. После этого можно будет активно представлять его на рынке.
– В сферу интересов вашей компании входят также суши-бары…
– В этом направлении мы сделали пока первый шаг. Сейчас у нас один суши-бар на Б. Хмельницкого и один на Красноармейской. Оценивать их работу пока рано, так как они проработали около полугода, но я думаю, что эти новые проекты себя оправдают, и через пару лет суши-бары по своей популярности не будут отставать от традиционной кухни.
– Ваша компания владеет четырьмя брендами. Есть ли еще направления бизнеса, в которых вы бы хотели развиваться?
– Чтобы уверенно себя чувствовать на рынке, нужно диверсифицировать деятельность. Нам интересно поработать в среднем ценовом сегменте. Я так думаю, что в следующем году мы откроем свой пивной ресторан.
– А какой из ваших проектов вы считаете самым прибыльным и удачным?
– Cеть кофеен.
– Сколько стоить открыть ресторан быстрого питания?
– Все зависит от того, где он будет находиться. На Крещатике он может стоить свыше миллиона долларов.