Законопроект о высшем образовании: чего ждать вузам и студентам

Юрий Рашкевич, проректор университета "Львовская политехника", национальный эксперт ЕС по реформированию высшего образования, рассказал о плюсах и минусах принятия законопроекта о высшем образовании, разработанного группой экспертов во главе с ректором КПИ

В целом можно отметить позитивное влияние принятия законопроекта, разработанного группой экспертов во главе с ректором НТУУ "КПИ" Михаилом Згуровским, на качество высшего образования в Украине.

Хотелось бы выделить несколько ключевых моментов:

  1. Законопроект предполагает внедрение европейской кредитно-трансферной системы, что, безусловно, является позитивным моментом. (Кредитами называются условные единицы, в которых определяется объем образования. Для получения европейского диплома бакалавра требуется накопить 180-240 часов кредитов, а степени магистра — дополнительно 60-120 часов, — "Дело"). При этом в законопроекте отсутствует понятие "переподготовка", когда специалист одной специальности на протяжении года может получить диплом специалиста по другой специальности. Нужно сделать реальным механизм, при котором существовала бы возможность зачисления предыдущего образования студента, его предыдущих прослушанных курсов.
  2. Законопроект предполагает, что студент может быть зачислен на магистерскую программу вне зависимости от того, какой бакалаврский диплом он имеет. В теории это хорошо. Однако не понятно как это будет реализовываться на практике, если отрасли знаний бакалаврской и магистерской программы будут сильно отличаться. На Западе есть такое понятие как Premaster program. Предполагается, что студент в рамках этой программы слушает дополнительные дисциплины, которые он не прослушал в рамках бакалаврской программы.
  3. На уровне магистра предполагается существование двух видов программ: учебно-профессиональных и учебно-научных. Эти программы отличаются как наполнением, так и сроком обучения. Первая программа — 1-1,5 года, вторая — 1,5-2 года. Однако дипломы/квалификации студенты получают идентичные. Возникает логичный вопрос — если дипломы идентичные, то зачем учиться дольше? Если делает первый шаг — вводятся разные программы, тогда есть смысл ввести две разные квалификации одного уровня. Это распространенная практика, когда существует разница между академической и профессиональной магистерской степенью.
  4. Необходимо дополнительно доработать механизм внедрения в Украине третьего цикла обучения (PhD программы). Законопроект сохраняет механизм государственной аккредитации, то есть защиты диссертаций на уровне государственной аккредитационной комиссии. Третий цикл образования должен проходить в университете, диссертация должна быть защищена в университете.
  5. Один из самых позитивных моментов, содержащихся в законопроекте, — это возможность вузов самостоятельно организовывать учебный процесс. Это абсурд, когда министерство или Кабмин определяет, как организовывать учебу в конкретном университете. В зависимости от профиля вуза, учебной программы и материально-технического обеспечения, учебная программа должна строиться по- другому.
  6. Не менее важный момент — расширение университетской автономии. Вузы получают право финансовой автономии. Они смогут на свое усмотрение распоряжаться заработанными деньгами. Это позволит вузам улучшить свою материальную базу и подготовку специалистов.
  7. Также законопроект существенно упрощает мобильность профессорского состава. Ученый совет университета получает право признавать иностранные квалификации преподавателей, если этот преподаватель принимается на работу в указанный вуз.