Замглавы правления депозитария «МФС» Юрий Шаповал: У большинства хранителей — съемная квартира в качестве офиса и 3-4 сотрудника

Юрий Шаповал рассказал «ДЕЛУ», что развитие рынка заявок тормозят мелкие хранители ценных бумаг, которые не могут предоставлять качественные услуги.

– Может ли депозитарий «Межрегиональный фондовый союз» в полной мере обслуживать фондовые площадки, работающие по технологии «рынок заявок»?

– У нашего депозитария с этим нет проблем: сколько к нам приходит сделок, столько и рассчитываем. Наши технологии позволяют нам рассчитывать в десятки раз больше сделок, чем проходит на данный момент.

– Почему в таком случае в Украине отсутствует полноценный «рынок заявок»?

– Одна из основных проблем — это невозможность построения надлежащего электронного документооборота. Дело в том, что сейчас на всех фондовых биржах отсутствует практика использования электронной цифровой подписи (ЭЦП), поэтому говорить об использовании полноценных электронных договоров не приходится. Следовательно, рассуждать о каком-либо гарантированном автоматическом исполнении расчетов, без которого «рынок заявок» теряет всякий смысл, тоже нельзя.

– А разве наше законодательство не разрешает использовать ЭЦП?

– Законодательно проблема решена. Вопрос за технологией, которая бы позволяла заключать электронные договоры и подписывать их ЭЦП. Сейчас мы совместно с ПФТС пытаемся решить эту проблему. Речь идет о разделении сделки на два этапа, первый из которых — сам факт согласия с параметрами сделки, второй — согласование реквизитов, по которым будут проходить расчеты. Данная технология будет отрабатываться на «рынке заявок» ПФТС, который предполагает предварительное резервирование активов.

– Помимо электронного документооборота, что еще мешает внедрению «рынка заявок»?

– Хранители ценных бумаг, которых сейчас в Украине более 200. Лицензионные требования к ним, мягко говоря, снисходительны. Большинство хранителей — это три-четыре человека, а в качестве офиса — арендованная квартира и три слабеньких компьютера. То есть фактически отсутствует надлежащая система лицензионных требований.

– Как это может помешать приходу новой технологии?

– Представьте себе банк, в котором работает пять человек. У банка есть 10 клиентов, которые все вместе в один день потребовали от банка обработать по 20 платежных поручений каждый. Сможет ли этот банк оперативно обслужить всех десятерых клиентов? Уверяю вас, что нет. Такая же ситуация и с украинскими хранителями. Вот скажите, как смогут эти три человека обрабатывать сделки хотя бы двух торговцев, если каждый из них будет заключать 1000 сделок в день?

– И что нужно сделать Госкомиссии, чтобы изменить ситуацию в лучшую сторону?

– Можно, к примеру, совместить лицензию торговца и хранителя ценных бумаг. Кроме того, к таким «торговцам-хранителям» выставить соответствующие требования — по уставному фонду, персоналу, технической оснащенности. Тогда, возможно, количество хранителей начало бы переходить в качество.