Бизнес впадает в депрессию. Как украинские компании планируют пережить кризис

Бизнес впадает в депрессию. Как украинские компании планируют пережить кризис

Отечественные предприниматели крайне пессимистичны. Из-за войны они будут вынуждены резать объем производства, увольнять персонал, отказываться от банковских кредитов и на десятки процентов увеличивать стоимость своих товаров. Все ради того, чтобы выжить.

Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Национальный банк обнародовал отчет об исследовании деловых ожиданий украинских компаний за второй квартал 2022 года. Если вкратце, то настроение бизнеса вполне соответствует той неутешительной макростатистике и прогнозам, которые публикуют государственные органы.

"На фоне войны бизнес ожидает сокращение объемов производства товаров и услуг в следующие 12 месяцев, а вместе с этим – усиление инфляции и ослабление курса национальной валюты", – сказано в отчете НБУ.

Такой прогноз в очередной раз подтверждает, что отечественная экономика все глубже входит в тяжелую рецессию. А ее разгар, очевидно, придется на конец 2022 года и начало 2023 года.

Производство в "красной" зоне

Нацбанк опросил 592 компании по всей стране. Это аграрии, добывающие и перерабатывающие предприятия, строительные компании, предприятия из сферы оптовой и розничной торговли. При этом, в опросе участвовали как крупные компании, так и мелкий бизнес. Так что выборка довольно репрезентативная.

Почти 50% респондентов предвосхищают падение производства товаров и услуг в Украине во втором полугодии 2022 года – первом полугодии 2023 года. На рост объемов бизнеса рассчитывают чуть больше 10% опрошенных.

данные НБУ

Предприниматели не питают иллюзий и по поводу ценовой ситуации. По оценкам более чем 58% опрошенных, в течение последующих 12 месяцев инфляция превысит 20%. Причем, порядка 22% компаний считают, что индекс потребцен перешагнет отметку в 130%. Среди факторов, которые будут влиять на рост цен, помимо боевых действий бизнес называет драматическое увеличение производственных издержек и девальвацию гривны по отношению к иностранным валютам.

К слову, о курсе нацвалюты. Около 52% респондентов считают, что среднее значение курса будет приблизительно на отметке 36 грн/долл. Но это, можно сказать, оптимистичная оценка. Порядка 20% опрошенных уверены, что в течение года нацвалюта может обвалиться до 40 грн/долл. и даже ниже.

данные НБУ

Активность идет на спад

Нацбанк зафиксировано существенное снижение деловой активности. Соответствующий индекс (ИДО), который рассчитывает НБУ, во втором квартале составил 72,6%. В первом квартале он превышал 108%. Наиболее существенное сокращение деловой активности ожидают предприятия добывающей промышленности, энерго- и водоснабжения.

По регионам наихудшая ситуация с деловой активностью, прогнозируемо, в центральных и северо-восточных областях, наилучшая – в западной части страны.

Падение ИДО связано с тем, что бизнес будет вынужден свернуть инвестиционные затраты (на расширение производства, на покупку нового оборудования и т.д.), столкнется с острой нехваткой финансирования, а также решать проблемы с дефицитом рабочей силы, дороговизной энергоносителей и избыточным налоговым давлением.

данные НБУ

В частности, почти 40% опрошенных отмечают ухудшение общего финаносово-экономического состояния бизнеса, около 20% респондентов прогнозируют падение объемов реализации продукции, в том числе 25% – сокращение экспортных поставок. Практически каждое третье предприятие в течение года будет урезать штат сотрудников. А еще многие работодатели нацелены на снижение зарплат персонала.

Кроме того, приблизительно 36% компаний намерены сократить инвестиции в свой бизнес. То есть, для них главная задача сейчас – выжить. В то же время, часть предпринимателей рассчитывает привлекать зарубежные инвестиции. О таких планах заявили 24% респондентов.

Затраты контролировать все сложнее

Предприниматели пессимистично настроены по поводу промышленной инфляции, которая впоследствии конвертируется в инфляцию потребительскую. 92% респондентов ожидают рост цен на закупаемую продукцию (в том числе, это сырье и материалы). В связи с этим 64% опрошенных компаний прогнозируют повышение стоимости товаров/услуг, которые они производят/оказывают.

"И это при том, что многие поставщики товаров и услуг уже попытались заложить в цену товаров и услуг возросшие военные и курсовые риски", – говорит Виктор Шулик, директор департамента управления проектами рейтингового агентства IBI-Rating.

данные НБУ

Бизнес прогнозирует увеличение потребности в финансировании. Сильнее всего в деньгах будут нуждаться строительные компании, аграрии, добывающие предприятия и торговля.

В то же время, доля компаний, которые готовы будут брать кредиты, уменьшилась во втором квартале до 37%. При этом около 11% опрошенных бизнесменов настоящие оптимисты: они намерены привлекать средства за рубежом.

Причины низкого спроса на долговые ресурсы вполне очевидны: высокие ставки по кредитам, неуверенность заемщиков в своей возможности вовремя погашать долги, нестабильность валютного курса. В то же время, часть компаний отмечает, что у них (пока что) есть другие, альтернативные источники финансирования.

Кстати, Delo.ua в своем Telegram-канале провело собственный опрос. Ми спросили читателей, готовы ли они сейчас вкладывать деньги и усилия в развитие своего бизнеса. Около 20% читателей ответили, что не готовы сейчас вкладывать деньги в развитие бизнеса, а почти 25% намерены инвестировать в свое дело после завершения боевых действий. При этом 48% выбрали ответ: "Вкладывал, вкладываю и буду вкладывать".

Работают вполсилы

Тревожную ситуацию в бизнес-среде констатирует не только Национальный банк. Регулярно анализирует настроения и ожидания предпринимателей Европейская бизнес ассоциация (EBA). В конце июня глава ассоциации Анна Деревянко в колонке, опубликованной на сайте EBA, сообщила, что в полную силу свою работу возобновили лишь 47% компаний-членов ассоциации. В то же время, 50% предприятий функционируют частично или с определенными ограничениями.

"Среди таких компаний 37% ограничили географию присутствия, 17% работают онлайн, а 16% вынуждены были закрыть часть офисов, торговых точек или отделений", – говорит Деревянко.

Также EBA констатирует рост убытков предпринимателей в результате войны. О потере имущества или других активов непосредственно в результате боевых действий заявили 42% членов ассоциации.

Спасение в наличке?

Как будет выходить из сложившейся ситуации бизнес? Перестраховывать свои риски. Прежде всего, "отсиживаясь" в валюте. И несмотря на то, что на валютном рынке продолжают действовать ограничения и в свободном доступе доллара и евро, по сути, нет, предприниматели находят лазейки.

Например, запасаются криптовалютой (в частности, стейблкоинами USDT), которую затем конвертируют в доллар.

Обмен USDT на наличный доллар в Украине осуществляется с премией от 2,5% до 4,0% (1,025 USDT к 1,0 USD). Спрос на наличную валюту устойчивый, он формируется из-за существующих ограничений на вывод валюты из страны и миграцией среднего бизнеса (который не связан с импортом) в валюту в виду высокой инфляции

Григорий Кукуруза экономист Ukraine Economic Outlook

В то же время, эксперты считают, что многие компании по-прежнему недооценивают реальный уровень инфляции и темпы роста производственных затрат. Официальная инфляция, которую рассчитывает Госстат, не учитывает возможность перехода потребителей на товары-аналоги более низкого качества, который произойдет вследствие падения доходов населения.

"По нашим данным, рост цен на товары повседневного спроса (FMCG) в западных регионах за первое полугодие составил 30,5%. А промышленную инфляцию мы прогнозируем в среднем на уровне 60,4% за 2022 год", – уточняет Григорий Кукуруза.

Что это означает? А то, что предприниматели, которые не до конца осознают масштабы кризиса, в ближайшие месяцы могут столкнуться с большими проблемами. В итоге, потери экономики (падение производства, закрытие компаний, увольнение сотрудников) окажутся куда более худшими, чем ожидает бизнес.