НБУ курс:

USD

41,19

+0,02

EUR

45,13

--0,12

Наличный курс:

USD

41,45

41,40

EUR

45,70

45,56

Треть АЗС может закрыться или уйти в тень: как новые налоги изменят рынок топлива

АЗС
Иллюстрация: Delo.ua

Верховная Рада приняла в первом чтении законопроект №11416-д, среди прочего предусматривающий уплату налога на прибыль для АЗС авансом. Уже с 1 октября закон может заработать, заправкам нужно быть готовыми вносить деньги в государственную казну независимо от объема реализации горючего. Эксперты и участники рынка считают, что это существенно сократит количество АЗС в Украине — из 6900 АЗС может закрыться до 2000. Новый закон не повлияет на крупных системных игроков, а вот региональным сетям будет сложно адаптироваться к работе в новых условиях. Они предстанут перед выбором: повышать цены, закрываться или уходить в тень.

Какие ждать цены на любимых АЗС

Большинство опрошенных Delo.ua экспертов и участников рынка сошлись во мнении, что новый закон не повлияет на крупных игроков рынка. Он не предусматривает введение новых налогов, а только изменяет администрирование налога на прибыль. Общенациональные сети платят налог на прибыль, в то время как небольшие региональные игроки с низким объемом реализации уклоняются от него. Такой АЗС нужно будет увеличить цену в пределах 2 грн/л в зависимости от объема реализации.

Таким образом, диапазон цен на бензин и дизель между сетями премиум-сегмента и небольшими сетями, который сегодня достигает 10 грн/л, сузится до 8 грн/л.

Директор консалтинговой группы А-95 Сергей Куюн отмечает, что фиксированные ставки авансовых платежей для всех АЗС несправедливы. Куюн отмечает, что для сетей с АЗС с высоким объемом реализации нужно в дальнейшем повышать авансовые платежи. Куюн говорит, что введение дифференцированных ставок авансовых платежей обсуждалось законодателями, но идею отклонили из опасений, что АЗС будут скручивать показатели РРО.

Законопроект №11416-д предусматривает, что вместо текущей модели уплаты налога на прибыль сети АЗС ежемесячно будут платить ежемесячные авансовые взносы в зависимости от типа горючего и наличия на АЗС магазина, торгующего табаком и алкоголем.

В частности, предлагается установить следующие ежемесячные авансовые взносы по налогу на прибыль за каждую АЗС:

  • 60 тыс. грн при реализации двух и более видов горючего;
  • 30 тыс. грн при реализации исключительно сжиженного газа;
  • 45 тыс. грн в случае, если доля реализации сжиженного газа в общем объеме реализуемого топлива в течение месяца составляет 50% и более.

Для АЗС, где торгуют алкогольными напитками и/или табачными изделиями, законодатель предлагает установить следующие авансовые платежи:

  • 80 тыс. грн при реализации двух и более видов горючего;
  • 40 тыс. грн при реализации исключительно сжиженного газа;
  • 60 тыс. грн в случае, если доля реализации сжиженного газа в общем объеме реализуемого горючего в течение месяца составляет 50% и более.

Маленьким здесь не место

Глава Украинской ассоциации сжиженного газа и СEO сети АЗС "Надежда" Станислав Батраченко считает, что в ближайшие несколько лет в Украине могут закрыться 2 тысячи АЗС. По его мнению, изменения в налогообложении выгодны большим игрокам и АЗС. из-за войны в стране значительно сократилось потребление, и усилилась конкуренция. Поэтому изменения в налоговом законодательстве для отдельных участников топливного рынка лишь усугубит ранее существовавшие проблемы.

В каждой области есть сеть из 5-7 заправок, есть еще одиночные АЗС в селах, которыми владеет непонятно кто, а есть бочки продающие с дисконтом, но имеющие лицензию. У них могут возникнуть проблемы. Также они будут у тех, кто торгует только газом, поскольку маржа на него ниже, чем на бензине и дизеле.

Станислав Батраченко
Станислав Батраченко Глава Украинской ассоциации сжиженного газа и СЭО сети АЗС "Надежда"

Сергей Куюн согласен с такой оценкой. Он отмечает, что угроза закрытия встает в первую очередь перед заправками, имеющими объем реализации до 2 тыс. л в месяц. Они смогут работать полностью "в белую" даже при сегодняшней наценке на нефтепродукты, которая составляет 10 грн/л.

Однако исчезновение с рынка части игроков не вызовет дефицита и водители почти ничего не заметят. Аналитик консалтинговой компании "Нафторинок" Александр Сиренко считает, что в Украине вообще есть избыток АЗС. Сейчас выданы лицензии на 7500 АЗС, из которых 6900 работает. А, опираясь на опыт Евросоюза, Украине достаточно 3500 точек продажи горючего.

Спасение будут искать в тени

Закрытие – не единственный выход для обладателей заправок, которые не смогут работать по новой налогооблагаемой схеме. Основатель группы компаний "Прайм" Дмитрий Леушкин отмечает, что часть сможет попытаться отдать в аренду крупным компаниям, а те, кто не станет под флаги мейджоров, будут пытаться компенсировать налоги скрутками, снижением качества горючего или недоливами. Также отраслевые эксперты признают – всегда остается вариант работать нелегально. Не так давно, в 2020-2021 годах, количество так называемых "бочекдостигало 1,5 тысячи. Государственные органы приложили огромное количество усилий, чтоб уменьшить долю теневого рынка горючего. После правительственной кампании против нелегального рынка часть "бочек" удалось закрыть во время рейдов, более 400 таких заправок получили лицензии и начали работать в относительно правовом поле.

Я уверен, что часть таких заправок закроется. Есть станции, которые сейчас вообще полумертвые. Но, часть начнет работать "в черную". "Бочки" работают без лицензии и не платят никаких налогов. Мы же видим, что часть АЗС даже сегодня живет только благодаря уклонению от налогов

Сергей Куюн
Сергей Куюн Директор консалтинговой группы А-95

Кроме ликвидации бизнеса и перехода на нелегальное состояние, есть, конечно, и некоторые легальные или условно легальные схемы, позволяющие бизнесу хотя бы сэкономить в новых фискальных реалиях. Станислав Батраченко предполагает, что часть владельцев АЗС попытаются оптимизировать авансовые платежи, используя дробление бизнеса. К примеру, можно сдать в аренду свои магазины. Таким образом, хоть на АЗС и будет физически находиться магазин, но заправка фискалами должна считаться как таковая, что в своем составе магазина не имеет. Это позволит облагаться налогом по другой категории и сэкономить 25 тысяч гривен.

АЗС в Украине, работающей в теневом секторе, не платя налоги. Как этот запрос видит нейросеть MidJourney

В целом же опрошенные Delo.ua эксперты единодушны во мнении, что новая налоговая инициатива не окажет эффект на который рассчитывает законодатель, если не будет усилена борьба с подпольной торговлей горючим, недоливами, скрутками НДС и "бодягой".