НБУ курс:

USD

41,53

+0,02

EUR

45,00

--0,16

Наличный курс:

USD

41,55

41,45

EUR

45,29

45,10

Собственный опыт. Как NovaPay первым среди небанков выдал украинцам карты

Як забезпечити розвиток і стійкість компаній: досвід TERWIN, NOVUS, Arcelor Mittal, СК ІНГО та 40 інших провідних топменеджерів та державних діячів.
11 квітня на Business Wisdom Summit дізнайтесь, як бізнесу адаптуватися до нових регуляторних вимог, реагувати на зміни та залучати інвестиції у нинішніх умовах. Реальні кейси від лідерів українського бізнесу.
Забронировать участие

В прошлом году NovaPay первым получил расширенную лицензию НБУ, позволившую компании открывать счета и выпускать карты. Следующий шаг – запуск собственного мобильного приложения. До этого подобного никто не делал в Украине. Почему мы решили выйти на конкурентный банковский рынок и как за восемь месяцев сами создали полноценное финансовое приложение.

Предыстория и предпосылки

NovaPay уже 12 лет работает как часть группы компаний NOVA (Новая почта), помогая украинцам и бизнесу платить за логистические услуги, в том числе осуществить все виды платежей и переводов в отделениях Новой почты.

Конечно, любой бизнес требует новых вызовов, поэтому еще до COVID мы планировали выход за рамки Новой почты и исследовали, с какими именно продуктами и технологиями это будет наиболее эффективно и органично. Мы оценивали как возможность стать банком и получить банковскую лицензию, так и приобрести фининституцию.

Но в конце концов это не наша ДНК. Потому что мы, как и вся группа компаний, исповедуем простоту, быстроту и гибкость, а банки все же несколько зарегулированы. Да и инвестиции в такое развитие событий были бы существенными. Итак, мы определили для себя цель - стать лучшей финансовой компанией, при этом не становясь очередным украинским банком рядом с десятками существующих.

Когда мы узнали, что в Украине заработает обновленный Закон о платежных услугах, мы поняли, что это точно наше. И начали работать на то, чтобы стать первыми в этой нише. Процесс занял несколько лет. Еще до получения лицензии мы согласовали стратегический вектор с владельцами и начали работать над прототипом приложения. Это был первый год полномасштабного вторжения, но нас это не останавливало.

Вся Новая почта взяла курс на развитие в Европе, и мы понимали, что нужно предложить лучшее финансовое решение для Украины и зарубежья. И, что важно, мы должны сделать это собственноручно. Ибо, по стандартам группы компаний, ключевые технологические элементы должны быть "собственного производства", чтобы не зависеть от вендоров и полностью отвечать перед клиентами за безопасность и надежность сделок.

Первые шаги

Так через два месяца мы создали первое MVP для внутренних целей и доказали, что довольно небольшой командой и в ограниченные сроки можем делать такие вещи и выходить наружу. Это был конец 2022 года, и для нас это была точка невозврата. Вместе с тем мы подали документы регулятору на расширенную лицензию. Пути назад не было.

Первый челлендж состоял в том, чтобы получить лицензию, потому что и мы, и НБУ были новичками в этой игре. Однако за три месяца мы стали первой небанковской компанией в Украине, которая получила разрешение на открытие счетов и выпуск карт. И здесь нужно отдать должное регулятору, с которым мы вместе прошли этот путь – быстро, четко и гладко.

Когда мы получили входной билет, начали в полную мощность работать над приложением. У нас не было цели покорить банковский рынок, мы фокусировались на том, чтобы максимально облегчить расчеты клиентов всеми возможными способами и обеспечить им безопасность платежей. Часто бывает, когда мы самостоятельно ищем для клиентов лучшее решение. Так, до этого мы обеспечили сеть Новой почты собственными POS-терминалами и курьеров Tap-To-Phone – "встроенным" POS-решением в их смартфонах. Все для того, чтобы сделать более удобными платежи для клиентов. Таким образом, мы вошли в один рынок и с диджитальными банками, и с традиционными. Катализатором этого стала война, из-за которой закрылось большое количество банковских отделений. Люди в отдаленных уголках Украины не могли получить финансовые услуги в банках, но они могли это сделать в отделениях Новой почты.

Что в фокусе в приложении

Планируя выход в новую нишу, провели ряд исследований. Потому знали, что важно для клиентов для легкости ежедневных финансов. Это знание вместе с ценностями группы компаний, которые базируются на скорости, легкости и безопасности операций, легли в основу нашей работы над приложением. В его продуктовом базисе весь привычный финансовый арсенал, то есть платежи и переводы, посылка в кредит как кредитный продукт, а также облигации как альтернатива депозиту. Также есть и уникальные фишки – например, выгода на доставку и комиссию по наложенному платежу.

Вместе с этим, мы ожидаем получения лицензии в Европе. Поэтому наша стратегия несет в себе продукт "на вырост", когда Украина вступит в ЕС, границы и разные валюты исчезнут. Мы стремимся, чтобы приложение масштабировалось как в Украине, так и за рубежом, могло работать как трансграничный кошелек. Именно поэтому вдохновлялись сервисами, которые уже работают без границ, на разных языках, с разными клиентскими группами – Revolut, Wise, N26. Хотя и в Украине много классных продуктов с инновационными технологиями и крутым дизайном.

Что стало залогом успеха

Подходя к линии старта, у нас уже был мощный R&D офис, объединивший в себе Business Development и IT. На мой взгляд, именно этот подход наиболее эффективен, потому что бизнес и разработчики так работают в одной связке. К тому же наша команда собрана не только из финансов, но и из FMCG – то есть, мы настроены на как можно client friendly продукт. А наши айтишники всегда готовы ехать на пятой передаче и заточены под максимальную эффективность процессов. Что касается методов, то я верю в Project Management как лучший подход – когда все четко и ровно бизнес может двигаться вперед, а клиент может быть уверен в лучшем сервисе.

Как результат – к приложению NovaPay ежедневно присоединяется тысяча украинцев. За четыре месяца пользователями NovaPay стали сто пятьдесят тысяч клиентов. Мы присутствуем в двух основных сторах, а зарегистрироваться в приложении можно онлайн и оффлайн за пять минут. Но у нас в рукаве есть новые продукты. Итак, дальше будет.