НБУ курс:

USD

41,49

--0,08

EUR

44,75

--0,08

Наличный курс:

USD

41,50

41,40

EUR

45,20

45,00

Файлы Cookie

Я разрешаю DELO.UA использовать файлы cookie.

Политика конфиденциальности

5 ключевых трендов в ритейле в 2024 году

Несмотря на испытания войной, украинский ритейл уже вышел на показатели, фиксировавшиеся до начала полномасштабной войны: количество магазинов достигло 104% довоенных показателей. Война бросила вызов ритейлерам, но вместе с тем открыла новые возможности. Чтобы идти в ногу со временем, они стремились быть более эффективными. Какие тренды можно было наблюдать в ритейле – расскажу в этой статье.

Як забезпечити розвиток і стійкість компаній: досвід TERWIN, NOVUS, Arcelor Mittal, СК ІНГО та 40 інших провідних топменеджерів та державних діячів.
11 квітня на Business Wisdom Summit дізнайтесь, як бізнесу адаптуватися до нових регуляторних вимог, реагувати на зміни та залучати інвестиції у нинішніх умовах. Реальні кейси від лідерів українського бізнесу.
Забронировать участие

Дифференциация как необходимость, а не опция

Раньше ритейлеры могли полагаться на универсальные подходы, чтобы удовлетворить потребности своих клиентов. Но в 2024 году потребители стали более требовательны и ожидали персонализированного опыта. Чтобы удержать свои позиции, бизнесы корректировали решение в режиме реального времени, чтобы предлагать потребителям именно то, что им нужно именно тогда, когда им это нужно.  

Адаптивное управление стало не просто временным решением, а новой стратегией для ритейлеров. В 2024 году преимущество получил не тот бизнес, который ждал правильного момента, а действовавший. Устойчивость, гибкость и стремление помочь наблюдали, когда "Новая Почта" эвакуировала отделения из опасных зон и открывала новые пункты выдачи в более безопасных местах, “Rozetka” стала тем самым нужным для всех украинцев хабом помощи во время блекаутов, и другие бизнесы, которые перепрофилировали свои магазины под склады для гуманитарной помощи.

Адаптивная омниканальность как ответ на вызовы современного ритейла

При условии, когда сирены прерывали шоппинг, а blackout — онлайн-заказ, потребители стремились к гибкости и надежности. Они нуждались в бесшовном опыте, который бы адаптировался к их потребностям в реальном времени. Омниканальность в ритейле в 2024 году вышла на новый уровень в главных целях — создать простой, комфортный и эмпатический опыт для потребителей (не только развитие онлайн и офлайн присутствия, но и их глубокую интеграцию). Безопасность стала первоочередным приоритетом: ритейлеры балансировали между обеспечением доступности товаров и защитой своих клиентов и сотрудников при обстреле. Парадоксально, но в то время, когда потребители имели меньше возможностей искать альтернативы, их ожидания по поводу сервиса росли.

Социальная ответственность – не просто тренд, а стратегический шаг для каждого сознательного бизнеса

Многие проактивные бизнесы интегрировали в собственную стратегию политику Корпоративной социальной ответственности. Бизнес в новых реалиях стал примером поведения других бизнесов и общества. monobank, Метинвест, официальный импортер BMW Group в Украине — АВТ Бавария и другие бизнесы своими проектами демонстрировали, как не только помогать ВСУ, но и в который раз напоминать миру о войне россии против Украины.

От follower к клиенту: как инфлюэнсеры сближали бренды с потребителями

Социальные медиа продолжают помогать бизнесу адаптироваться к переменам, а инфлюэнсеры нашли наиболее комфортный и эффективный путь к коммуникациям в новых реалиях. Создавая близкие и персонализированные отношения инфлюэнсеры строили эмоциональную связь, переводили сухие социальные инициативы брендов на язык личных историй, резонировавших с каждым, тогда как потребители искали ту же "довоенную нормальность". Форматы риллс стремительно росли, а инфлюэнсеры выступали не только как часть перфоманса, но и как полноценный медиаканал, транслируя искренность, простоту и эмоции, напоминавшие о мирной жизни.

Инвестиции в эффективность: ИИ как помощник, удвоивший производительность бизнеса

Несмотря на то, что искусственный интеллект не может полностью заменить человека, он уже значительно ускорил и автоматизировал множество процессов работы бизнеса. К примеру, я уже не прописываю должностные инструкции, за меня это делает АИ, а в Netpeak Group мы используем собственную разработку – ШИ-инструмент под названием LITI, который по текстовой версии видео или аудио анализирует более тысячи вариаций вербального поведения человека, что помогает нам экономить время и деньги в аренду команды. Varus, Metro, Эпицентр и другие ритейлеры также рассказали, что Midjourney заменял в 2024 году фотосессии и закрывал потребность в изображениях для некоторых товаров собственного производства, а ChatGPT сохранил время команды, создавая продуктовые описания и нейминги.

Поэтому здесь точно следует сказать, что человек в паре с искусственным интеллектом заменит человека без искусственного интеллекта.

Использование бесплатной версии ИИ может показаться достаточным, но САIO Netpeak Group отмечает, что при таких условиях бизнес может работать менее половины своей мощности, а в некоторых случаях — всего на 10%. Уже сегодня большое преимущество у тех, кто использует платные версии ИИ. Их производительность и навыки за год вырастут на 90-100%, создавая пропасть между ними и теми, кто ограничится бесплатными решениями.

Украинский ритейл продемонстрировал поразительную стойкость, восстановившись до довоенных показателей на все вызовы, что свидетельствует о высокой адаптивности отрасли. Но, безусловно, главным трендом остается социальная ответственность. Достаточно выходить за рамки донатов на ВСУ ради галочки и создавать действительно значимые проекты с четкой целью приближать нашу победу.