НБУ курс:

USD

41,24

-0,00

EUR

43,47

-0,00

Наличный курс:

USD

41,65

41,60

EUR

44,20

44,00

Украина приблизилась к полному применению таможенного законодательства ЕС: ВР приняла закон

таможня
Фото: Государственная таможенная служба Украины/Facebook

Сегодня, 22 августа, Верховная Рада приняла законопроект, который приближает Украину к полному применению таможенного законодательства ЕС и позволит бизнесу адаптироваться к обновленным правилам перед переходом в новый Таможенный кодекс.

Відкрийте нові горизонти для вашого бізнесу: стратегії зростання від ПриватБанку, Atmosfera, ALVIVA GROUP, Bunny Academy та понад 90 лідерів галузі.
12 грудня на GET Business Festival дізнайтесь, як оптимізувати комунікації, впроваджувати ІТ-рішення та залучати інвестиції для зростання бізнесу.
Забронировать участие

Об этом сообщил народный депутат Ярослав Железняк.

По его словам, за проект Закона Украины "О внесении изменений в Таможенный кодекс Украины относительно имплементации некоторых положений Таможенного кодекса Европейского Союза" (регистр. № 10411 от 16.01.2024) проголосовали 293 народных избранника.

Как уточняют в Министерстве финансов, принятые изменения существенны по объему и насчитывают 150 листов.

Закон приближает Украину к полному применению таможенного законодательства Европейского Союза и фактически завершает введение основной части таможенного права ЕС (EU acquis) в законодательство Украины.

Как отмечают в Минфине, следующими крупными изменениями в таможенном законодательстве Украины ожидается принятие уже нового Таможенного кодекса Украины, который будет полностью основываться на Таможенном кодексе ЕС.

Основные изменения

Целью принятия законопроекта является предоставление возможности отечественному бизнесу своевременно адаптироваться к обновленным правилам в сфере внешнеэкономической деятельности и осуществить «мягкий» переход от действующего к новому Таможенному кодексу Украины, который будет уже полностью соответствовать Таможенному кодексу ЕС.

Основные изменения, предложенные законопроектом:

  • ввести концепцию таможенного представительства, аналогичную функционирующей в странах ЕС, с разделением видов представительства на прямое и косвенное, разграничение обязанностей и ответственности субъекта внешнеэкономической деятельности и его таможенного представителя;
  • осуществить постепенный, в течение 18 месяцев, переход предприятий, осуществляющих деятельность, контроль за которой возлагается на таможенные органы, на систему авторизаций, аналогичную в ЕС: введение для таможенных брокеров, держателей таможенных складов, складов временного хранения и других единой системы критериев и условий для всех таможенных авторизаций (разрешений), больших возможностей для взаимозачета проверенных таможней критериев для получения последующих авторизаций*, в частности АЭО;
  • ввести европейскую модель типов таможенных складов и расширить перечень разрешенных на них операций. За счет этого таможенным складам предоставляется возможность расширить спектр своих услуг, в частности, соединив их с таможенным представительством и рядом авторизаций на таможенные упрощения и таможенные режимы;
  • расширить возможности для АЭО подтверждать достаточность своего финансового положения, в том числе при наличии негативных чистых активов;
  • ввести европейский подход к применению таможенных режимов, в частности:
    • использование авторизаций для помещения товаров в отдельные таможенные режимы, а именно: временного ввоза, переработки на таможенной территории, переработки за пределами таможенной территории, импорта (в части процедуры конечного использования);
    • введение требований к условиям хранения документов и ведения учетных записей;
    • внедрение механизма передачи прав и обязанностей держателя авторизации (держателя процедуры);
    • расширение возможностей для перерабатывающей отрасли: более широкое использование эквивалентных товаров, введение возможности вывоза для осуществления отдельных операций по переработке за пределами таможенной территории Украины товаров или их составляющих, которые находятся в таможенном режиме переработки на таможенной территории Украины;
    • расширение перечня разрешенных операций с товарами, находящимися под таможенным контролем, и четкое регламентирование требований к их осуществлению;
    • завершение и прекращение таможенных режимов, отчет о завершении таможенного режима, особенности мониторинга соответствия условиям предоставленной авторизации для помещения товаров в отдельный таможенный режим;
  • использование авторизаций для помещения товаров в отдельные таможенные режимы, а именно: временного ввоза, переработки на таможенной территории, переработки за пределами таможенной территории, импорта (в части процедуры конечного использования);
  • введение требований к условиям хранения документов и ведения учетных записей;
  • внедрение механизма передачи прав и обязанностей держателя авторизации (держателя процедуры);
  • расширение возможностей для перерабатывающей отрасли: более широкое использование эквивалентных товаров, введение возможности вывоза для осуществления отдельных операций по переработке за пределами таможенной территории Украины товаров или их составляющих, которые находятся в таможенном режиме переработки на таможенной территории Украины;
  • расширение перечня разрешенных операций с товарами, находящимися под таможенным контролем, и четкое регламентирование требований к их осуществлению;
  • завершение и прекращение таможенных режимов, отчет о завершении таможенного режима, особенности мониторинга соответствия условиям предоставленной авторизации для помещения товаров в отдельный таможенный режим;
  • привести в соответствие с регламентами ЕС положения Таможенного кодекса Украины о доставке, предъявлении товаров, а также их хранении под таможенным контролем;
  • отменить необходимость вызова таможенника для осуществления перемещения товаров между объектами предприятия, которые получены различные авторизации (например, между таможенным складом и авторизованным грузоотправителем или грузополучателем внутри одной территории предприятия);
  • развить пост-таможенный контроль и соединить его с мерами таможенного аудита: введение возможности электронного обмена запросами и документами, формирование актов и справок по его результатам, в том числе через «Единое окно для международной торговли», усиление анализа рисков на этапе после завершения таможенного контроля и оформление;
  • усовершенствовать положения о содействии защите прав интеллектуальной собственности при перемещении товаров через таможенную границу Украины на выполнение мероприятий, предусмотренных Государственной антикоррупционной программой на 2023-2025 годы.

Кроме того, для усиления антикоррупционной составляющей в таможенных органах будет введено:

  • обнародование на официальном вебсайте Гостаможслужбы обезличенных текстов решений по результатам рассмотрения жалоб в течение трех дней с даты их принятия;
  • право таможенных органов обмениваться информацией о таможенной стоимости товаров в электронной форме в формате международных стандартов обмена электронной информацией с таможенными органами иностранных государств.

В результате подготовки законопроекта ко второму чтению с бизнесом и общественностью добавлен ряд инициатив и уточнений, в частности:

  • предпочтение предприятиям, получившим статус АЭО, в первоочередном прибытии и пересечении государственной границы, в том числе с использованием информационных систем электронной очереди; определение терминов «учетные записи», «декларант», «держатель товара»;
  • разграничение обязанностей декларанта, держателя таможенного режима, лица, ответственного за уплату таможенных платежей, а также сочетание этих положений с положениями Налогового кодекса Украины;
  • европейскую концепцию требований к хранению товаров под таможенным контролем: заменены положения о постоянной зоне таможенного контроля на таможенных складах требованием по финансовому гарантированию их хранения;
  • уточнен перечень разрешенных операций с товарами под таможенным контролем;
  • усовершенствованы положения о предоставлении авторизации на таможенные режимы;
  • уточнены положения об использовании эквивалентных товаров;
  • урегулированы положения о возможности отказа в пользу государства товаров с украинским статусом;
  • усовершенствовано положение о осуществлении платы за таможенное оформление вне места расположения таможенного органа или вне его рабочего времени.

Когда вступает в силу

Предполагаемые изменения вступят в силу через 6 месяцев после официального опубликования Закона. За это время Кабинет Министров и Министерство финансов должны утвердить все необходимые подзаконные акты.

Однако отдельные положения, такие как, например, преимущества для АЭО в первоочередном прибытии и пересечении границы, исключение для всех предприятий из сроков доставки в границу времени пребывания грузов в электронной очереди, вступят в силу со дня, следующего за днем опубликования Закона.

Напомним, Государственная таможенная служба Украины 15 августа успешно завершила внедрение   новой автоматизированной системы таможенного оформления   во всех пунктах пропуска на государственной границе.

Гостаможслужба выявила нарушений на 13,4 млрд грн

Добавим, за первые шесть месяцев 2024 года таможни Государственной таможенной службы Украинызафиксировали значительный рост выявленных нарушений таможенных правил.

Согласно официальным данным, было выявлено 5078 нарушений на общую сумму 13,4 млрд. грн., что почти втрое превышает показатели аналогичного периода 2023 года. В 1407 делах о нарушении таможенных правил были временно изъяты предметы правонарушений на сумму почти 217 млн грн.

На рассмотрение в суд таможнями передано 2543 дела о возбуждении таможенных правил на сумму 11 млрд грн. По результатам рассмотрения дел судами, включая заведенные в предыдущие периоды, были наложены взыскания (конфискация товаров и штрафы) на сумму более 1 млрд грн.