НБУ курс:

USD

41,22

-0,00

EUR

45,52

-0,00

Наличный курс:

USD

41,50

41,43

EUR

45,85

45,70

Белгород-Днестровский морской порт в десятый раз не смогли приватизировать: почему он не интересует покупателей

Белгород-Днестровский морской порт в десятый раз не смогли приватизировать: почему он не интересует покупателей
ГП "Белгород-Днестровский морской торговый порт". Фото: ФГИ

Фонд государственного имущества Украины (ФГИУ) продлил до 24 сентября прием заявок на участие в конкурсе по приватизации Белгород-Днестровского морского порта, хотя первоначально аукцион планировался на 16 сентября. Причиной является отсутствие потенциальных покупателей, готовых приобрести актив со стартовой ценой 89 млн. грн. Если в будущем не появятся желающих приобрести объект, его стартовую цену придется снизить, сообщили в ФГИ для издания Delo.ua.

ФГИУ в понедельник продлил до 24 сентября прием заявок на участие в аукционе по приватизации единого имущественного комплекса "Белгород-Днестровский морской торговый порт". Соответственно, запланированный на 16 сентября аукцион не состоялся, сообщили представители госструктуры.

Причиной послужило отсутствие интереса со стороны потенциальных покупателей, уточняют в ФГИУ. Компании-участники аукциона еще до 16 сентября отказались от участия в торгах и сейчас идет поиск желающих приобрести государственный актив.

Дата следующего аукциона пока неизвестна, отмечают в ведомстве. Если и после 24 сентября не поступят заявки от участников, ФГИ пересмотрит условия продажи актива, снизит его стартовую цену и объявит повторный приватизационный аукцион.

Почему покупатели отказываются от приватизации порта?

Компании, заинтересованные в покупке Белгород-Днестровского морпорта, отмечают несоответствие его текущей инвестиционной привлекательности со стоимостью актива, за которую его планирует продать ФГИ.

Ранее издание Liga.net отмечало, что приватизацией Белгород-Днестровского порта интересуются ООО "МСП Ника-Тера" (входит в холдинг Group DF Дмитрия Фирташа), маслоэкстракционный завод "Потоки" (входит в состав корпорации Alef Вадима Ермолаева) и "Нибулон" Вадатурского.

Срок окупаемости этого порта слишком велик, чтобы инвестировать в него в нынешних реалиях, рассказал изданию руководитель по корпоративным коммуникациям Group DF Олег Арестархов.

"Чтобы вывести актив на прибыльную работу, нужно сделать колоссальные инвестиции. Речь идет, прежде всего, о дноуглубительных работах. Это — миллионы долларов. Во-вторых, на балансе порта до последнего даже не было причалов. Это принципиально важно для любого портового бизнеса — иметь свой выход на море, а не платить концессию государству", — пояснил он.

Из-за недостаточной глубоководности порта в него не могут заходить суда типа Panamax емкостью до 60 тыс. тонн, на которых чаще всего перевозит грузы крупный бизнес. Из-за этого активу сложно конкурировать с портами Большой Одессы.

Также порт имеет существенное логистическое ограничение: разводной мост в Белгород-Днестровский порт уничтожен оккупантами. Без его обновления полноценная работа объекта невозможна, добавляет Олег Арестархов.

Представитель Group DF также отмечает наличие у госпредприятия долгов по зарплате, которые будет обязан оплатить покупатель актива. Также перезагрузка работы порта будет упираться в кадровую проблему, поскольку высококлассных специалистов сейчас просто нет на рынке.

"Вблизи Николаева у нас есть порт "Ника-Тера", разрушенный российскими атаками. В наших послевоенных приоритетах — возобновление деятельности своего порта. Мы восстановим наш порт, и только потом будем смотреть на другие активы", — констатирует Олег Арестархов.

Зернотрейдинговый и судостроительный холдинг "Нибулон" также больше не планирует бороться за приватизацию Белгород-Днестровского морпорта. Об этом представители компании рассказали в комментарии для Delo.ua.

Корпорация Alef не стала комментировать свои планы по приватизации порта.

Хотя порт имеет значительную территорию и техническую базу, что позволяет расширить его мощность, ограниченное водоизмещение судов и проблемы с инфраструктурой делают его менее привлекательным для украинских агрохолдингов. Иностранные инвесторы также могут быть сдержаны из-за военных рисков и необходимости значительных вложений в модернизацию порта.

О Белгород-Днестровском морпорте

Белгород-Днестровский морской торговый порт – международный универсальный транспортный узел, специализирующийся на перегрузке лесных, сыпучих, строительных и зерновых грузов, а также железорудных окатков и металлопродукции. Перевалка осуществляется как по сухопутным видам транспорта на морские суда, так и в обратном направлении.

Единый имущественный комплекс расположен на территории площадью 64,4 га. Он состоит из 59 га основной производственной территории порта Белгород-Днестровского и 5,4 га территории портового пункта Бугаз, расположенного в поселке Затока. Общая площадь построек составляет 31,3 тыс. кв.м.

Заход судов осуществляется подходным каналом морской части Днестровско-Царьградского устья протяженностью 1,5 км и Днестровско-Лиманской части – 14,5 км. Глубина подходящего канала составляет 3.0 м (паспортная 3.5-4.5 м).

Порт имеет развитую инфраструктуру, собственные железнодорожные пути, а также инженерные сети: водопровод, теплотрассу, кабельные линии 0,4 кВт и высоковольтные линии мощностью 10 кВт.

Напомним, в 2023 году ФГИУ шесть раз пыталось продать этот порт, но все попытки оказались неудачными. Еще четыре попытки прошли в 2024 году: две весной и две в сентябре.