- Категория
- Life
- Дата публикации
Белая мама: История о терпении и усыновлении ребенка, "не попадающего в нормы"
Таня Касьян, главная редакторка WoMo и ZZA!
Это диалог матери и сына из кинофильма Зоси Радкевич и Евгении Астаниной "Белая мама", получившего вчера приз зрительских симпатий на Docudays UA.
История, показанная на экране, была снята три года назад и имеет длительную кинофестивальную жизнь. Главная героиня Алина Макрова живет в Подмосковье. А вместе с ней второй муж и семь темнокожих детей-подростков. Шестерых она родила от мужа-эфиопа. Но когда решила усыновить седьмого Ленчика, ее супруг оказался против. Режиссерка Зося Радкевич в интервью рассказала нам, что первый муж Алины был настоящим тираном, и она решила уйти от него вместе с детьми. Об этой истории можно лишь догадываться, так как в фильме вскользь мы видим кадры из прошлого главной героини. Все же "Белая мама" — уже история о другом новом опыте Алины — ее решении усыновить мальчика по имени Даня с расстройством нервной системы.
Подписывайтесь на Telegram-канал delo.ua"Мам, он точно не инвалид*?" — переспрашивают ее дети по несколько раз, подписывая соглашение о том, что они не против, если в их семье появится еще один ребенок. "Теперь у них будет идеальная белая семья", — высказывает опасения старшая дочь. Но Алине все равно, есть у ее ребенка инвалидность или нет. И ей все равно, какого цвета кожа у ее детей. Вот только когда в семье наконец появляется Даня, становится понятно, что к его появлению была готова одна мать, а страхи детей сбываются. Ей приходится больше времени уделять адаптации 9-летнего мальчика, который отстает в развитии, но она объясняет, что ее хватит на всех, только не одновременно.
Действительно, привычный уклад семьи рушится. Даня ведет себя агрессивно: кричит, бьет и дает сдачи своим старшим братьям и сестрам, желает, чтобы Алина попала в тюрьму и там через несколько лет умерла от голода. И пока та молча выслушивает оскорбления от своего приемного сына, другие дети не сдерживаются:
Из других сцен становится понятно, что над мальчиком жестоко издевались взрослые, поэтому он никому не доверяет и ведет себя за гранью понимания. Когда он хватает нож, чтобы убить морскую свинку, его успевают остановить. Тогда он решает начать мусорить: высыпает опилки на пол в детской, заливает все водой и начинает елозить по полу. На просьбу Алины убрать все никто из детей не реагирует и она молча берет швабру в руки. А затем она обнимает своего Даню и говорит о том, как его любит. И мальчик отвечает ей тем же и просит прощения. Но в слезах добавляет: "Я не могу жить с дитями". По словам Зоси, в этот момент за дверью она снимала на камеру, и тоже не сдерживала слез.
Сам фильм, как синусоида. Вот вроде бы в семье все наладилось, — дети вместе с отцом собирают турникет и помогают друг другу подтянуться, Алина ведет с одним из сыновей философские беседы:
Но в следующем кадре разгорается новый конфликт из-за недопонимания, ревности и баночки сайры. "Это же жизнь, — говорит мне Зося. — Сегодня люди ругаются, завтра обнимаются. И мы не хотели конструировать какую-то сказку. Нам важно было показать реальность одной семьи".
Когда дети начинают скандалить из-за консервов, Алина просто забирает банку себе и просит их дать ей немного времени для отдыха. И все же ни на секунду у нее не возникает мысли отдать Даню, как это сделала предыдущая семья спустя две недели жизни с ним. Она постоянно повторяет, что он — просто маленький и запуганный ребенок.
Алина терпеливо наблюдает за его истерикой в торговом центре, пока ее младший сын Доминик в очередной раз просит от него избавиться. И также терпеливо просит Даню подойти к ней поближе, чтобы задать вопрос. Это длинная сцена, в которой, кажется, матери не удастся победить. Но он медленно идет к ней по пол шажка в минуту, и в конце концов оказывается перед женщиной. "Я всего лишь хотела спросить, какой выбор ты сделал?" — спокойно говорит Алина.
Терпение, — вот чему научилась режиссерка во время съемок фильма, которые заняли семь месяцев: "А еще я поняла, как хочется, чтобы мама была рядом и обняла".
Изначально Зося работала над историей Алины для проекта, где женщины сами себя снимали с небольшой помощью оператора. Но Первый канал, на котором должен был быть показан проект, отказался: "Они заявили: "Это слишком реалистичная история для нашего реалити-шоу". И мы решили снять кино. Я была с семьей шесть дней в неделю. Режиссер документального кино — это такая профессия, когда твоя жизнь становится жизнью других. Но, конечно, я не все могла наблюдать, поэтому некоторые кадры герои снимали сами на маленькую камеру на штативе".
Художественная составляющая в этой документальной картине далеко не на первом месте, учитывая иногда трясущуюся камеру и отсутствие нужного количества света. Вся сила фильма в истории, а точнее — в главной героине и ее мудрости. Благодаря ее выдержке и доброте жизнь семьи постепенно приходит в норму.
Сейчас Дане уже 12 лет, он по-прежнему живет в этой большой семье, пошел в школу, у него появились друзья. "Как думаете, в чем был мотив Алины участия в съемках?" — спрашиваю Зосю. "Мы задавали ей подобный вопрос, но она сказала, что мы все "под Богом ходим" и ей нечего стесняться. А ее решение усыновить ребенка продиктовано желанием дать любовь человеку, у которого ее нет. Она чувствует в себе призвание быть мамой. Она, кстати, из Украины, ни в одном интервью не успеваю это сказать".
____________
*В Украине, согласно законодательным нормам, правильно использовать термин "люди с инвалидностью".
Читайте также: Перед тем как отец вернется: История о тех, кто живет в месте, пропитанном радикализмом
Быть в курсе самого интересного с ZZA! — можно, подписавшись наш Telegram!