НБУ курс:

USD

41,93

-0,00

EUR

43,58

-0,00

Наличный курс:

USD

42,34

42,25

EUR

44,40

44,15

20 лет назад я бы не поверил, что журналистика будет такой — гендиректор "1+1 медиа"

Как сегодня не потеряться в океане существующих СМИ и разобраться в правдивости информации? Александр Ткаченко, гендиректор "1+1 медиа" рассказал Катерине Малкиной в интервью для Завтра_2037

Катерина Малкина (16 лет, Мариуполь), изобретатель. Серебряный призер восьмой Всемирной олимпиады по экологии в Нидерландах 2016 года и Международного конкурса I — SWEEEP — 2017 в США, обладательница золотой медали Международной ученической олимпиады по экологии в Бразилии 2017 года, где было представлено 420 проектов. Предложила революционный метод утилизации пластиковых отходов с помощью личинок жуков.

Какой была изначально цель вашего прихода в медиа?

Я шел не в медиа, я хотел быть журналистом. Мне нравилось писать и уже в восьмом классе я подрабатывал в малотиражной газете. Просто пришел в редакцию, и сказал, что я умный и хочу писать. Они поверили, и с тех пор я — журналист.

Вы следовали своему желанию писать или хотели произвести переворот в сфере журналистики?

Поначалу я получал удовольствие от самого процесса создания статей и того, что мои материалы появлялись в разных газетах. Позже появился интерес к телевидению. Именно в этой сфере получал высшее образование и связал с ней свою жизнь.

Что вам больше всего нравится в вашей профессии?

Если говорить с точки зрения журналиста, меня всегда привлекало то, что до меня никто не делал — придумывать и реализовывать что-то новое. Мне важно находить ответы на вопросы и ожидания аудитории. А через какой материал это доносить — репортаж, сериал или ток-шоу — не принципиально. Сегодня есть много медиа, кроме телевидения, через которые можно менять отношение зрителей к миру, делать его лучше.

По каким критериям вы определяете корректность темы, которая будет рассматриваться? Возникали ли острые конфликты в процессе работы над материалами?

Лично я всегда основываюсь на доверии к источнику. Но здесь есть два момента. С одной стороны, ты понимаешь, что информация действительно важная и должна быть донесена до публики, а с другой, она требует проверки. И вот в вопросе проверки иногда возникают сложности, если нет возможности сослаться на источник информации. Это всегда непростой вызов для любого журналиста, который сталкивался с такими ситуациями.

Есть еще один момент, который возникает во время подготовки материала, где участвуют две противостоящие стороны. Никогда нельзя открыто кого-то обвинять, не выслушав обеих точек зрения. Это правило все должно соблюдаться.

Бывали ли ситуация, когда конфликт заострялся, несмотря на то, что вы учли все моменты?

Такое было всегда, есть сейчас и, думаю, будет постоянно. Мы работаем в конфликтной зоне, где пересекаются интересы людей. Каждый человек, смотря на себя в зеркало, видит чуть ли не идеал и пример для подражания. К сожалению, это редко бывает истиной. Так вот, работа журналиста и состоит в том, чтобы рассказывать о реальном положении вещей, не приукрашивая. И, в первую очередь, говорить о конфликтах беспристрастно, не переходя ни на одну, ни на другую сторону. Естественно, недовольные люди будут всегда, поэтому исключительно важно говорить только о проверенных фактах, транслировать две точки зрения и быть уверенным в том, что твои слова соответствуют действительности. Тогда конфликты тебе не страшны. Хотя, правды ради нужно сказать, что журналисты в некоторой степени — это мазохисты, которые получают удовольствие от конфликтов.

Сейчас вы занимаетесь журналистикой? Или все время уделяете руководству холдингом?

Какое-то время назад у меня была попытка вернуться в журналистику — в течение года я вел программу "Ткаченко UA", но достаточно быстро понял, что совмещать одно с другим невозможно. Ты не можешь быть журналистом и, в тоже время, адекватно оценивать свою работу как руководитель. Первое — возникает конфликт интересов, а второе — невозможно концентрироваться и эффективно выполнять две принципиально разные задачи.

Я с удовольствием вовлекаюсь в обсуждение и запуск разных проектов, но сам не беру на себя обязательство воплощать их в жизнь в качестве активного участника команды.

Почему вы выбрали менеджмент, а не чистую журналистику?

Мне нравится заниматься медиа в широком понимании. Это не только журналистика. Здесь и развлекательные проекты, и диджитал, и сериалы… Наверное, для того, чтобы иметь возможность участвовать во всех этих направлениях, я и принял решение взять на себя руководство. Мне это нравится. Если бы было наоборот, я бы, скорей всего, до сих пор оставался только в журналистике.

Сегодня в медиа пространстве огромное количество ресурсов, которые подают разные версии одних и тех же событий. Как определить, где отражается наиболее реалистичная картинка?

У вас должно быть минимум 5-6 источников, которые вы регулярно отслеживаете, и еще столько же для периодического ознакомления. Только в таком случае вы сможете сформировать более-менее адекватную картину мира. Причем важно, чтобы источники были не однобокие. Я, например, слежу не только за украинскими СМИ. В моем списке есть источники из других стран, а также те, которые подают информацию непосредственно с востока Украины. Так я могу сделать собственные выводы и хотя бы на 50% увидеть реальную картину происходящего.

Как, на ваш взгляд, изменилась журналистика за предыдущие 20 лет?

Если бы мне лет 20 назад сказали, что журналистика будет выглядеть так, как сегодня, я бы не поверил. Изменилось все — жанры, подача новостей, средства работы с аудиторией, стиль и характер подачи информации. Сегодня журналистика охватывает самые разные платформы и работает на очень отличающиеся аудитории. Мне даже сложно вывести какой-то единый стандарт подачи информации.

Однако принципы журналистики остались прежними. Я уже о них говорил — всегда нужно проверять факты и подавать не менее двух точек зрения. В противном случае мы получаем массу фейковой информации, троллей и т.д.

Как вы считаете, к чему движется сейчас медиа сфера? Какие изменения могут произойти в ближайшее время?

Изменения уже произошли. Разнообразие "медиа блюд" сегодня практически безгранично. Подача информации, например, на сайте ВВС — это один тип журналистики, ТСН — другой, а для молодежной аудитории– абсолютно иной, супер современный стиль. Каждый ресурс работает на свою аудиторию и использует те методы и стили подачи информации, которые понятны конкретному зрителю или читателю. Такая узкая специализация, думаю, будет развиваться и дальше.

Когда я победила с проектом утилизации полиэтиленовых пакетов на международной олимпиаде, ко мне приезжало много журналистов. Зачем телевидению такие сюжеты? Они выполняют какую-то миссию?

Если какое-то СМИ будет говорить о том, что у них есть высшая миссия просвещать — не верьте. У них единственная миссия — информировать. А дальше все зависит от формы подачи и аудитории, на которую работает СМИ. В вашем случае, думаю, было две причины. Первая — вы победили, а значит, есть история для рассказа. А второе — экологическая тема сегодня очень актуальна, поэтому ее нужно подавать как можно чаще.

Интервью проведено в рамках проекта "Завтра_2037", где талантливые дети Украины делятся своими невероятными изобретениями и достижениями. На мероприятии вы услышите концентрат инсайтов для маркетологов, HR-специалистов, прогрессивных преподавателей, родителей и всех, кто активно задумывается о завтра. И все это — от футурологов, визионеров будущего — сегодняшних подростков.