НБУ курс:

USD

41,25

--0,08

EUR

43,56

--0,13

Наличный курс:

USD

41,60

41,55

EUR

44,05

43,81

Бизнес на кино: Сколько стоит открыть кинотеатр

В интервью Delo.UA директор двух киевских кинотеатров "Магнат" и Boоmer Сергей Зленко рассказал, сколько стоит небольшой кинотеатр в Киеве и он выигрывает борьбу за зрителя
Відкрийте нові горизонти для вашого бізнесу: стратегії зростання від ПриватБанку, Atmosfera, ALVIVA GROUP, Bunny Academy та понад 90 лідерів галузі.
12 грудня на GET Business Festival дізнайтесь, як оптимізувати комунікації, впроваджувати ІТ-рішення та залучати інвестиції для зростання бізнесу.
Забронировать участие

Начнем с самого главного — сколько стоит открыть кинотеатр?

В среднем открытие одного зала кинотеатра обойдется от $100 до 150 тыс. По уровню они будут соответствовать киевскому мультиплексу. Но затраты могут расти до бесконечности: кресла подороже, ремонт, материалы и так далее. Так что предела нет.

Как вы находили инвесторов для своих кинотеатров?

Тут все индивидуально. У меня все начиналось с малых объемов, поэтому (вопрос финансирования — ред.) решался каждый раз под точечные задачи.

У меня не было конкретного "надо миллион долларов на открытие кинотеатра". Каждый раз были мелкие задачи и под них искали инструменты. Где-то оборотный капитал, где-то — лизинг, кредит. Иногда брал деньги из других своих бизнесов.

Фото: кинотеатр Boomer, открытие новых залов

Когда вы впервые вышли в плюс?

На второй год нашей работы мы уже были в плюсе.

Пока масштабировать бизнес сложно?

Не то что сложно, просто денег нет. Когда был кризис 2014 и курс доллара вырос, соответственно выросли и затраты на импортное оборудование. Условно затраты выросли в три раза, а стоимость билетов за последние три года — на 30%.

Раньше билет стоил около $6, сейчас — $3.

А должен стоить хотя бы $5-6 — это экономически оправданная цена, которая позволит развиваться.

С какими самыми серьезными проблемами вы сталкивались?

Не скажу, что это были проблемы, скорее сложные задачи. Одна из них — наращивание аудитории. Она стоит перед всеми владельцами кинотеатров. Каким образом в Киеве, где уже есть больше трех десятков кинотеатров, переманить зрителя к себе? Что уникального мы можем предложить им?

И как вы решили эту задачу?

Было очень сложно. Мы проигрывали по репертуару, у нас были маленькие залы.

На первых порах мы выигрывали только за счет домашней и уютной атмосферы.

Нашу особенность — маленькие залы — мы превратили в достоинство. И когда мы опрашиваем зрителей, что им больше всего нравится в наших кинотеатрах, на первом месте всегда стояли уют и комфорт. Благодаря этому мы привлекаем семьи, которые и стали нашей основной аудиторией.

Какая самая большая статья расходов у кинотеатра?

Лицензии на фильмы. Около 50% от дохода идут правообладателям.

Как покупается лицензия?

На рынке несколько дистрибьюторов, которые работают с украинскими кинотеатрами. Они выступают посредниками между нами и правообладателями, преимущественно американскими.

Подается ряд анкет, чтобы определить — подходит ли кинотеатр под требования студий к работе с фильмом. Кроме технических моментов проверяют возможности борьбы с пиратством — есть ли в кинотеатре специальное оборудование.

В мире камкординга (запись экрана кинотеатра — прим. ред) Украина до сих пор занимает одно из первых мест. Видео часто записывается в Украине, а звук — отдельно в американских кинотеатрах или российских. Звуковую дорожку записать проще, кинул незаметно в карман диктофон и все.

Кроме того, контролируют честность отчетов. Оплата за фильмы рассчитывается постфактум, когда закончился прокат фильма. Предоставляются данные, сколько лента собрала за время показов. Из полученных 50 тыс. грн — 25 уйдет правообладателю.

Есть инструменты, с помощью которых проверяется, не занижают ли данные в отчетах. Когда к тебе пришли 100 человек, а отчитался за 70. Если дистрибьютор хоть раз ловит на таком, сотрудничество прекращается.

А как ловят?

Есть много способов. Сейчас популярны онлайн-продажи, проверяющие заходят посмотреть, сколько мест занято, а потом сверяют с отчетом. Или "тайный покупатель" берет билет, заходит в зал, считает зрителей по головам, а потом сверяет с отчетом.

Какова ваша доля на рынке?

По кассовым сборам она достигает 0,5%.

У вас в кинотеатре фильмы появляются одновременно с всеукраинскими премьерами?

Да, такой тренд. Зритель идет в первую неделю показа и гораздо реже во вторую или третью.

С развитием социальных сетей появились спойлеры, поэтому зритель не особо хочет тратить деньги на поход в кино.

Кроме того, зритель хочет еще и высказать свое мнение по поводу фильма.

Поэтому важно попасть в момент, когда фильм еще в тренде.

За вторую неделю лента собирает в среднем в два раза меньше, чем за первую.

Насколько просто или сложно вам работать с украинскими законами, касающимися кино?

В последнее время наметился серьезный прогресс в законодательстве, но больше с уклоном в кинопроизводство.

Когда говорят, что украинское кино собирает меньше, чем хотелось — зачастую это проблема недостаточного количества кинозалов. Но никак не стимулируется появление и развитие новых кинотеатров.

Единственная льгота — государство покрывает проценты по банковским кредитам на оборудование для кинотеатров в населенных городах, где меньше 250 тыс. жителей. Но к ней еще не разработана процедура на уровне подзаконных нормативных актов.

До 2015 года не взимался НДС на билеты, поэтому 20% от суммы оставались у кинотеатра. Сейчас этой нормы уже нет.

Хотя кинобизнес в целом не гипермаржинальный — большая часть предпринимателей занимается этим, потому что им нравится кино.

Заработать много на этом практически невозможно.

Рынок развивается и если бы льготу по НДС вернули, новые кинотеатры начали бы появляться и в небольших городах, за счет дополнительных свободных денег у существующих кинотеатров.