- Тип
- Эксклюзив
- Категория
- Бизнес
- Дата публикации
Бизнес на кино: Сколько стоит открыть кинотеатр
Начнем с самого главного — сколько стоит открыть кинотеатр?
В среднем открытие одного зала кинотеатра обойдется от $100 до 150 тыс. По уровню они будут соответствовать киевскому мультиплексу. Но затраты могут расти до бесконечности: кресла подороже, ремонт, материалы и так далее. Так что предела нет.
Как вы находили инвесторов для своих кинотеатров?
Тут все индивидуально. У меня все начиналось с малых объемов, поэтому (вопрос финансирования — ред.) решался каждый раз под точечные задачи.
У меня не было конкретного "надо миллион долларов на открытие кинотеатра". Каждый раз были мелкие задачи и под них искали инструменты. Где-то оборотный капитал, где-то — лизинг, кредит. Иногда брал деньги из других своих бизнесов.
Фото: кинотеатр Boomer, открытие новых залов
Когда вы впервые вышли в плюс?
На второй год нашей работы мы уже были в плюсе.
Пока масштабировать бизнес сложно?
Не то что сложно, просто денег нет. Когда был кризис 2014 и курс доллара вырос, соответственно выросли и затраты на импортное оборудование. Условно затраты выросли в три раза, а стоимость билетов за последние три года — на 30%.
Раньше билет стоил около $6, сейчас — $3.
С какими самыми серьезными проблемами вы сталкивались?
Не скажу, что это были проблемы, скорее сложные задачи. Одна из них — наращивание аудитории. Она стоит перед всеми владельцами кинотеатров. Каким образом в Киеве, где уже есть больше трех десятков кинотеатров, переманить зрителя к себе? Что уникального мы можем предложить им?
И как вы решили эту задачу?
Было очень сложно. Мы проигрывали по репертуару, у нас были маленькие залы.
Нашу особенность — маленькие залы — мы превратили в достоинство. И когда мы опрашиваем зрителей, что им больше всего нравится в наших кинотеатрах, на первом месте всегда стояли уют и комфорт. Благодаря этому мы привлекаем семьи, которые и стали нашей основной аудиторией.
Какая самая большая статья расходов у кинотеатра?
Лицензии на фильмы. Около 50% от дохода идут правообладателям.
Как покупается лицензия?
На рынке несколько дистрибьюторов, которые работают с украинскими кинотеатрами. Они выступают посредниками между нами и правообладателями, преимущественно американскими.
Подается ряд анкет, чтобы определить — подходит ли кинотеатр под требования студий к работе с фильмом. Кроме технических моментов проверяют возможности борьбы с пиратством — есть ли в кинотеатре специальное оборудование.
В мире камкординга (запись экрана кинотеатра — прим. ред) Украина до сих пор занимает одно из первых мест. Видео часто записывается в Украине, а звук — отдельно в американских кинотеатрах или российских. Звуковую дорожку записать проще, кинул незаметно в карман диктофон и все.
Кроме того, контролируют честность отчетов. Оплата за фильмы рассчитывается постфактум, когда закончился прокат фильма. Предоставляются данные, сколько лента собрала за время показов. Из полученных 50 тыс. грн — 25 уйдет правообладателю.
Есть инструменты, с помощью которых проверяется, не занижают ли данные в отчетах. Когда к тебе пришли 100 человек, а отчитался за 70. Если дистрибьютор хоть раз ловит на таком, сотрудничество прекращается.
А как ловят?
Есть много способов. Сейчас популярны онлайн-продажи, проверяющие заходят посмотреть, сколько мест занято, а потом сверяют с отчетом. Или "тайный покупатель" берет билет, заходит в зал, считает зрителей по головам, а потом сверяет с отчетом.
Какова ваша доля на рынке?
По кассовым сборам она достигает 0,5%.
У вас в кинотеатре фильмы появляются одновременно с всеукраинскими премьерами?
Да, такой тренд. Зритель идет в первую неделю показа и гораздо реже во вторую или третью.
С развитием социальных сетей появились спойлеры, поэтому зритель не особо хочет тратить деньги на поход в кино.
Поэтому важно попасть в момент, когда фильм еще в тренде.
За вторую неделю лента собирает в среднем в два раза меньше, чем за первую.
Насколько просто или сложно вам работать с украинскими законами, касающимися кино?
В последнее время наметился серьезный прогресс в законодательстве, но больше с уклоном в кинопроизводство.
Когда говорят, что украинское кино собирает меньше, чем хотелось — зачастую это проблема недостаточного количества кинозалов. Но никак не стимулируется появление и развитие новых кинотеатров.
Единственная льгота — государство покрывает проценты по банковским кредитам на оборудование для кинотеатров в населенных городах, где меньше 250 тыс. жителей. Но к ней еще не разработана процедура на уровне подзаконных нормативных актов.
До 2015 года не взимался НДС на билеты, поэтому 20% от суммы оставались у кинотеатра. Сейчас этой нормы уже нет.
Хотя кинобизнес в целом не гипермаржинальный — большая часть предпринимателей занимается этим, потому что им нравится кино.
Рынок развивается и если бы льготу по НДС вернули, новые кинотеатры начали бы появляться и в небольших городах, за счет дополнительных свободных денег у существующих кинотеатров.