НБУ курс:

USD

41,93

-0,00

EUR

43,58

-0,00

Наличный курс:

USD

42,35

42,30

EUR

44,40

44,15

Для начала надо развеять миф о том, что без контрабанды область умрет от голода, — Мустафа Найем о будущем Закарпатья

Народный депутат от "Блока Петра Порошенко" Мустафа Найем рассказал свои впечатления о Закарпатской области, в которой он курирует проект по запуску патрульной полиции

После назначения Геннадия Москаля губернатором Закарпатской области от должностей отстранили руководство местной таможни, СБУ и МВД, а также 9 глав районных госадминистраций. Это как-то повлияло на ситуацию?

Безусловно. Это первая область и, наверное, пока единственная, в которой все силовые ведомства и губернатор работают в одной связке. Задача у всех очень четкая: чтобы не повторилось произошедшее 11 июля.

Бытует мнение, что Закарпатьем в последние годы управлял один клан — Балоги. Эти кадровые решения — не попытка ли ослабить этот клан?

Нет цели с кем-то воевать. Нельзя сказать, что все плохое в области делал только один этот клан. Эта команда не могла проводить свои дела без правоохранителей и судей, без губернатора. Поэтому сейчас стоит вопрос очищения системы внутри самой себя. Ну и, в конце-концов, нужно расставить все точки над "і" в вопросе, кто является властью в области. Нужно дать понять, что у нас не может быть еще одного региона, где будет разыгрываться квази-сепаратистская идеология.

Вы считаете, что такая идеология на Закарпатье и присутствует? Она могла быть одной из причин произошедшего в Мукачево?

Нет, сепаратизм не был причиной этих событий. Я употребляю этот термин только по отношению к тем, кто пытается удержать власть в Закарпатском регионе, к их методам. Они просто вынуждены бороться с центральной властью. При этом это не борьба за какие-то ценности, это…

… сопротивление изменениям?

Скорее сопротивление тому, что у нас в стране может быть единая власть. Если вы действительно хотите получить власть, то нужно идти на выборы. Но расставлять везде своих людей, контролировать бизнес, суды, правоохранительные органы и при этом бросать вызов Киеву... У нас уже такое было. Тем более нельзя спекулировать на темах "Киев против Закарпатья" или "Закарпатье против Киева". Это просто бред. Вредный бред.

А такие темы обсуждаются здесь? Каковы настроения среди людей, жителей, не околополитической тусовки?

На Закарпатье очень трудно насадить какую-то идеологию. Люди здесь очень рассудительны и прагматичны. Есть адекватность и есть прагматичность, но между ними иногда возникают конфликты. Возможна ситуация, когда человек из корыстных целей может выйти и поддержать кого-то, даже если тот и неправ. Но на Закарпатье невозможна ситуация, когда какой-нибудь человек может выйти и сказать: "Вот это мой регион, и я тут главный".

Регион очень разношерстный, все тут прекрасно знают, кто чем живет, все хорошо знают, кто на чем зарабатывает, и никому не придет в голову сейчас выходить на тропу войны непонятно кого с непонятно кем.

Каков уровень лояльности жителей Закарпатья к Украине как к государству?

Закарпатцы хорошо умеют оценивать ситуацию. В этом регионе очень мало иррациональных факторов. Именно потому, что есть влияние нескольких стран. И каждый тут должен уметь вести себя очень корректно, чтобы никого не обидеть, понимать интересы всех сторон. Поэтому иррациональных моментов, которые могли бы стать почвой для спекуляций, на Закарпатье мало. Но если кто-либо начинает раскачивать тему сепаратизма, то люди на это реагируют. Я думаю, что эти спекуляции будут, страсти не зря сейчас накаляются, но не уверен, что тут они смогут существенно повлиять на дельнейшее развитие ситуации. Хотя, некоторые вещи все же настораживают.

Какие именно?

Я уже говорил — противопоставление одного региона — другому.

Уточните, пожалуйста.

Нельзя говорить, что у нас есть "київська влада, яка нам несе війну" (биллборды с подобной фразой разместила в июле партия Виктора Балоги "Единый центр" — Ред.). Если не смотреть на то, какая партия это пишет, в каком регионе и в каком году, то этот лозунг можно поместить в Донецк, или Луганск. Чем это закончилось, мы помним. У нас были "гудки Ахметова", у нас были забастовки, у нас были попытки доказать, что вот, мол, "Киев такой нехороший, а мы сами по себе можем все, только не надо нас трогать". Я уже не говорю про лозунги вроде "мы кормим Киев", но это уже пройденный этап…

Правда, если на Донетччине это скрывалось, делалось втихаря, то тут это не скрывается.

Но вы сами сказали, что закарпатцы очень прагматичны. Думаете, они отреагируют на такую спекуляцию?

Эти спекуляции происходят, и будут происходить. Нужно понять их корни. Вся экономика области была подконтрольна местным кланам, которые контролировали правоохранителей. При этом нельзя говорить, что вся область такая. Утверждать, что Закарпатье живет только за счет контрабанды — это полный абсурд!

Но людям, которые контролируют потоки контрабанды, выгодно, чтобы местное население вступало в конфликт с киевской властью, потому что таким образом они могут выступить в роли защитников, защищая "своих от чужих"!

Точно так же было на Донеччине, один в один. Тогда Партия регионов нам рассказывала: "Не надо называть весь Донецк бандитами". Да никто вас так и не называл! Вам было выгодно держать в рабстве целый регион. И когда регион взорвался, вы уже не смогли его контролировать!

Сейчас надо дать людям возможность кардинально поменять ситуацию. Для этого нужно просто запустить честный механизм выборов. Впрочем. ситуация уже меняется. Я не чувствую сейчас в регионе какого-то местечкового или кланового патриотизма. Вот в Донецке чувствовал: "Вот мы все выбрали Януковича, и да, он сукин сын, но он наш сукин сын". Здесь такого нет.

"Надо кардинально изменить ситуацию" — как? Область, пусть конечно и не вся, но ведь живет во много именно за счет контрабанды.

Для начала надо развеять миф о том, что без контрабанды область умрет от голода. Это неправда. Да, есть отдельные элементы, которые это делают. Есть определенный слой молодых людей, которые этим занимаются. Но это не значит, что этих людей нельзя перекинуть на другую работу, что они не готовы работать. Потому что работа контрабандистом — это всегда риск, всегда можно сесть в тюрьму. И если бы людям платили хотя бы половину того, что они зарабатывают нелегально, я уверен, что они пошли бы на работу.

Второе, что важно: надо оценить потенциал региона. У нас нет концепции и стратегии развития Ужгорода и области. Но если сравнить, например, Львов и Ужгород, то админцентр Закарпатья куда более туристический город. Тут перевалочный пункт для путешествующих в четыре соседних государства. К тому же в Ужгороде очень красивый исторический центр, и он больше, чем львовский. Плюс в Закарпатском регионе есть огромное количество предприимчивых людей, готовых заниматься и развивать туристический бизнес, в отличие от Львова, где это все в руках небольшой группы лиц. Но поскольку нет стратегии развития города, то он и стоит неухоженный.

Какие еще меры против контрабанды вы бы предприняли?

Параллельно с этим я бы ужесточал меру наказания за контрабанду. Развивал бы сотрудничество по этому вопросу и с правоохранителями "той стороны". Ведь наша контрабанда оказывается у венгров, румын, поляков, словаков. Значит, их таможня работает с нашей в связке? Значит, их надо сажать вместе!

Например, сейчас контрабанда на многих пунктах уже остановлена, но с румынами мы до сих пор договориться не можем! Договориться о том, чтобы с румынской стороны перестали принимать контрабанду!

Кстати, раньше была уголовная ответственность за контрабанду, а потом ее заменили на административную. Готов ли Блок Порошенко идти по пути ужесточения ответственности за контрабанду?

Я не могу отвечать за Блок Порошенко, но, наверное, нужно прописывать это законодательно и через разные институции, в частности, Министерство внутренних дел, Генеральную прокуратуру.

Но тут вопрос еще касается взаимодействия таможни и пограничников. У нас сейчас увольняют таможенников, при этом все понимают, что без договоренности с пограничниками такие схемы невозможны. А в СБУ почти все остаются на местах.

Вы считаете, должна быть полная люстрация?

Я считаю, не должно быть люстрации, должны быть изменены правила поведения. Я не верю в люстрацию, как в вид очищения власти, потому что тогда мы теряем профессиональные кадры. Нужно менять инструменты контроля за деятельностью этих кадров, создавать инструменты как внутренней безопасности, так и внешнего контроля. И очень жестко наказывать тех, кто переступает черту.

Кто реально "крышует" этот бизнес? Ведь вряд ли это могло бы быть масштабным явлением без поддержки "из центра" и из других регионов?

Я не могу и не буду называть фамилии, поскольку следствие еще не закончено.

Но есть два факта. Первый — без людей в Киеве, причем людей среди руководства силовых ведомств и экономического блока, это было бы невозможно.

Второй — контрабанда идет не только из Украины, но и в Украину. И она идет не только из тех стран, с которыми граничит Закарпатская область. Она идет и из Беларуси, России, Молдовы…, проходит через Украину. И это тоже невозможно без содействия разных спецслужб. Корни надо искать именно там. Нельзя посадить людей из Закарпатской области, не дав надлежащей оценки действиям тех, кто им помогал в этом направлении.

Вы сейчас курируете создание патрульной полиции в Ужгороде, набор новых перспективных людей вне коррупционных схем. Как продвигается процесс? Бытует мнение, что двух месяцев для подготовки качественных новых кадров недостаточно.

Мы не уникальны в этом. Реформа полиции с разными моделями и сроками подготовки происходила в разных странах: в Чехии, в Германии, США, Грузии, Киргизии. Нам же сейчас нужно быстро создать новую службу, которая сможет выйти на улицы и показать результат.

Да, очевидно, что два месяца — это не тот срок, за который можно подготовить профессионала, покрывающего весь спектр услуг, которые может предоставить полиция. Очевидно, что система подготовки на данный момент — это система "с колес".

Как вы думаете, связаны ли события с перестрелкой в Мукачево и наличие контрабандных схем с тем, что Закарпатье провалило план по шестой волне мобилизации (всего 27%)? Это нежелание участвовать в чем-либо, не касающимся напрямую Закарпатья, "пропаганда клана", или может есть другие причины?

Я бы не стал эти вещи связывать. Хотя для Закарпатья эта война действительно очень далеко географически. Но я думаю, во многом такой результат мобилизации связан с отношением правительства к армии. Я имею в виду, регулярную армию, находящуюся на довольстве Министерства обороны. Плюс, конечно, недостаточно эффективная информационная кампания в поддержку мобилизации. Но самую большую роль сыграла опять-таки коррупция. Повестки приносили, и люди откупались прямо на месте. Не знаю, насколько массовым было это явление, но случаи были.

Сейчас по области уже более 5 тысяч человек получили статус участника АТО. И очень много тех, кто вернулись оттуда инвалидами, много погибших. Поэтому сказать, что область равнодушна, или что она не воюет, я не могу. Воюет. В меру своих возможностей.

Беседовала Анна Токар