Достать "стрелой" до Голливуда — Анатолий Кокуш, "Фильмотехник"

Достать "стрелой" до Голливуда — Анатолий Кокуш, "Фильмотехник"
Главное ноу-хау владельца "Фильмотехники" Анатолия Кокуша, обладателя двух технических "Оскаров" — подвижная камера на дистанционном управлении

"Оскар" украинцы за время существования независимой Украины получали всего единожды. Десять лет назад украинский инженер Анатолий Кокуш, его коллега Юрий Поповский и оператор Алексей Золотарев стали дважды лауреатами так называемого "технического "Оскара" — Scientific and Technical Academy Award.

Они получили две из шести высших инженерно-технических наград Американской киноакадемии, которыми награждают за концепцию и развитие. Благодаря изобретениям украинских инженеров удается создавать невероятные ракурсы и снимать в самых экстремальных условиях, было написано в оскаровском пресс-релизе.

Первое приспособление, за которое удостоился награды лично Анатолий Кокуш, было давно известно в Голливуде как Russian Arm ("Русская рука"). Так американцы назвали операторский кран "Авторобот" со стабилизированной панорамной головкой Flight Head. Его уникальность в том, что кран и камера способны плавно вращаться на 360 градусов вокруг автомобиля, движущегося даже на огромной скорости. Головка позволила изолировать кран от всевозможных толчков, качаний, ветра, появилась возможность ездить по пересеченной местности. Впервые украинские инженеры показали это оборудование в 1991 году на нью-йоркской выставке, вызвав волну публикаций, где их идеи связывали с космическими технологиями русских — отсюда и "Русская рука".

Еще одним "Оскаром" отметили краны серии "Каскад" и операторский кран с подвижной кареткой "Тревелинг каскад". Операторы особенно ценят эти секционные конструкции, которые могут собираться до различной длины и имеют вылет стрелы до 25 м за их сверхлегкость и за то, что они дают возможность снимать в труднодоступных местах.

ВИДЕО: На съемках фильма "Призрачный гонщик 2": вот так работает оборудование, созданное Анатолием Кокушем и его командой

В послужном списке украинской техники уже тогда, в 2006 году, значились съемки голливудских блокбастеров "Титаник", "Троя", "Код да Винчи", "Бэтмен", "12 друзей Оушена", "Война миров", "Ограбление по-итальянски", "Чарли и шоколадная фабрика", "Казанова", "Форсаж-3", "Люди Икс-3 ", "Гарри Поттер-5", "Миссия невыполнима-3". На сегодня к ним добавились "Хоббит", "Звездные войны" , "Тарзан" , "Книга джунглей" и др. Среди сотен фильмов — украинский "Мамай", ленты Киры Муратовой, десятки российских картин, таких как "Урга", " 9 рота", "Дневной дозор" и " Ночной дозор".

Видео визита Папы Римского в Украину тоже снято техникой команды Кокуша. Как и сотни концертов мировых "звезд" (Стинга, Робби Уильямса, Scorpions, Deep Purple, Bed Boys Blue, Майкла Джексона, Мадонны и многих других). В портфолио — выигранные тендеры на съемки масштабных международных ивентов — спортивных, таких как Олимпиада, музыкальных — "Евровидение".

В США 90% автомобильной рекламы (Lexus, VW, Ford, Mercedes, Volvo, BMW, Jeep, Mazda, Citroen, Nissan) снимают в помощью наших кранов или с помощью аналогов этого оборудования, фактически повторяющих украинскую версию, замечает Анатолий Кокуш.

Анатолий Кокуш, учредитель компании "Фильмотехник" после церемонии вручения двух "Оскаров" — Scientific and Technical Academy Award

Идеи "Фильмотехника" давно копируют конкуренты — практически все длинномерные и автомобильные краны, которые создаются в США и ​​Европе для съемок в экстремальных условиях , имеют в основе концепцию команды Кокуша. И это даже отметили на вручении "Оскара", вспоминает Анатолий . Сначала показали снятые "кокушевскими" кранами кадры из "Титаника", "Миссии невыполнима 3", "Людей Икс", сцену из "Войны миров" — панический отъезд из города героя Тома Круза вместе с детьми накануне вторжения инопланетян. Оператор фильма Брукс рассказал, что Стивен Спилберг был поражен, когда увидел, какую зрелищную картинку удалось получить. А затем показали эпизоды, снятые оборудованием конкурентов, и ведущая прокомментировала: "Вы все знакомы с кранами "Акила " и " Страда"? А знаете, кто их автор? Анатолий Кокуш, который разработал их еще в 1985 году и привез в Голливуд! ".

В "Войне миров" Стивен Спилберг был особенно доволен сценой бегства Тома Круза с детьми из города, снятых "кокушевской" техникой

В коллекции забавных историй о встречах со знаменитостями и курьезных случаях на съемочных площадках, у Анатолия Кокуша есть и такая: в Лос-Анджелесе на студии Universal, где проходила выставка кинематографической техники, к нему подошел президент фирмы, выпускающей аналоги "кокушевских" кранов, Боб Джонсон с маленьким сыном на руках и сказал: "Сынок, запомни этого человека, его зовут Анатолий, благодаря ему у нас с тобой так хорошо идет бизнес".

Золотые статуэтки в 2006-ом стали логичной вехой 16 летней работы компании "Фильмотехник". Ее Анатолий Кокуш основал в 1990 году, после развала СССР, а до этого у него уже был опыт руководства кооперативом при киностудии им. Довженко (их разрешили создавать в 1980-е годы во времена горбачевской перестройки).

Сейчас "Фильмотехник", расположенный на территории киностудии им. Довженко, где в 1970-х началась карьера его руководителя, имеет в ассортименте более 20 видов оборудования и представляет свою технику в более чем в 20 странах мира — США, Голландии, Великобритании, Франции, Канаде, Италии, Новой Зеландии, Австралии , Японии, Китае и др. На сегодня у Анатолия Кокуша более 50 патентов, действующих на территории Украина-Россия-Беларусь, несколько американских и европейских патентов.

Всякое везение нужно уметь организовать

Анатолий, вы как человек, еще 20 лет назад одним из первых украинских предпринимателей прорвавшийся на высококонкурентный американский рынок, как думаете, в чем основные провалы украинских предпринимателей за рубежом? Почему у вас получилось, а у множества других — нет?

Потенциал в Украине очень большой. Но чтобы выйти на международный рынок и добиться там успеха нужно быть целенаправленным человеком — вот тогда появляется желание довести дело до конца, а значит, найти, где продукт будет востребован. А востребован он будет, если делать то, чего ни у кого нет.

Чтобы везло в бизнесе — необходим только рациональный подход к тому, чем занимаешься, или все таки имеет значение и иррациональный момент — как говорят, чтобы "звезды" сошлись?

Да у меня просто склад характера такой: я люблю делать то, что не делает никто. Поэтому я с самого начала, как только институт киноинженеров в Санкт-Петербурге закончил и распределился на киностудию им. Довженко, начал думать, как помочь создателям фильмов сделать более интересную картинку. Съемочный процесс — то на каком он уровне находился тогда — не очень мне нравился. Начал изобретать всякие вещи и предлагать съемочным группам. А что касается везения, то у меня даже есть такая поговорка: всякое везение нужно уметь организовать.

Давно это было?

Началось еще в 74-м году. Потом наступили сложные "перестроечные" времена, госфинансирование практически прекратилось. Я тогда был начальником производственно-экспериментальной лаборатории при киностудии им. Довженко, чтобы заработать на зарплату людям, организовал кооператив, стали приходить заказы на наши специальные технические устройства (микрокраны, панорамные головки, имитаторы пламени и другое). А уже после распада СССР, основал свою частную компанию "Фильмотехник".

Еще во времена кооператива, в 1980-х при минимальном финансировании Анатолий Кокуш начал работу над идеей гиростабилизированной головки, которая смогла бы оградить камеру от внешних колебаний, для чего привлек специальную группу сотрудников московского училища им. Баумана, имеющих опыт разработки приборов для космоса и авиации. А в 1990-х именно это устройство оказалось супервостребованным за рубежом — там ничего подобного тогда не было.

А разработку первых кранов конструкции "Каскад" закончили еще в 1985году. Затем их стрелу постепенно удлиняли: в совместном украинско-немецком фантастическом боевике Питера Фляйшмана "Трудно быть богом" сложные сцены в масштабных декорациях в Ялте уже снимал кран с 21-метровой стрелой.

В те годы, несмотря на нехватку финансов, старались участвовать во всех специализированных международных выставках. Встреча на одной их них в 1996 году круто изменила ход дел. К Анатолию Кокушу подошел представитель режиссера Джеймса Кэмерона, выразил похвалы представленной на стенде техники и пообещал, что перезвонит. Обещание свое сдержал, так оборудование Кокуша попало в многомиллионный проект "Титаник". Кадры отплытия корабля, сцен на палубе, знаменитый "полет" над океаном героев произвели впечатление в Голливуде. И все эти двадцать лет "Фильмотехник" продолжает удивлять американских профессионалов.

Эти кадры "Титаника" сняты с помощью операторских кранов "Фильмотехник"

И снова на выставке, но уже в 2005-ом, в Лос-Анджелесе, где команда Анатолия Кокуша представляла свою новую разработку "Rainbow" ( "Радуга"), к нему подошли члены технического совета Киноакадемии и сказали, что так как инженер привозит в Голливуд каждый год новые приспособления, которые становятся очень популярными, они рекомендуют его на соискателя технического" Оскара". Так Анатолий Кокуш оказался в компании более ста претендентов на премию.

Изобретательство — главный стрежень

У вас в скайпе, кроме Киев, Украина, отмечено еще Лос-Анджелес, Соединенные Штаты…

Я прожил в США три года, когда решил выходить на американский рынок... Сейчас в Лос-Анджелесе есть наше представительство Filmotechnic USA: американская фирма, которая занимается рекламой автомобилей, когда увидела наши устройства, которые мы представляли в США, и проследила, как мы работаем с разными партнерами, то предложила создать специальную компанию для работы с нашей техникой — отдавать ее на прокат для съемок рекламы автомобилей и большого кино. В этом году будет уже 6 лет с того момента, как мы начали сотрудничать именно с этой компанией. И очень довольны партнерством, потому что не сразу все так удачно сложилось, пришлось пройти и через негативные этапы, пока нашли тех, кто нам подходит.

Анатолий Кокуш: "У меня даже есть такая поговорка: всякое везение нужно уметь организовать"

Конкуренция в сфере создания кинотехники огромная. Почему выбирают вас? В чем ваше основное преимущество?

Все знаю нас как инновационную фирму — отсюда и интерес. Мы каждый год на выставках представляем совершенно новые устройства, совершенно новые технологии съемки фильма, съемки рекламы. Ведь и "Оскар" мы получили не просто за конкретное оборудование, а за новые технологии. Постоянно идет процесс поисков: у нас большое конструкторское бюро, есть экспериментальные участки.

Автороботы компании "Фильмотехник" на выставке Cinegiar в Лос Анжелесе

Сколько сейчас человек работает в компании?

150 человек. Мы не просто улучшаем свое же оборудование, а каждый раз фактически делаем новые модели, и каждая новая на голову превосходит предыдущую, потому что благодаря обратной связи со съемочными группами из различных стран, где работает наше оборудование, мы знаем, что будет востребовано.

В Голливуде вы уже давно, а в каких странах еще наладили бизнес-связи и какие новые регионы для себя открыли?

На европейском рынке самим пробиться очень трудно, потому работаем с крупными фирмами Великобритании, Франции, Италии, которые известны на кинорынке — предоставляем им свое оборудование в лизинг. Но есть и свои представительства, которые работают напрямую с продакшнами — сейчас уже около десятка, работаем не только на европейском и американском кинорынке, но и с компаниями в Канаде, Новой Зеландии, Австралии.

Вы уже давно должны были стать миллионером. Вы — миллионер?

Если бы у меня была цель стать миллионером, уже давно бы им был. Но нет такой цели совершенно. Все деньги, которые зарабатываю, я моментально вкладываю в новые разработки, в производство: в станки, материалы, высококвалифицированных специалистов. Даже иногда так бывает, что не можешь оплатить необходимые детали, например, и ждешь, когда появятся деньги. Желание создать какую-то новизну гораздосильнее, чем желание накопить какие-то деньги.

После вручения "Оскара" Анатолий Кокуш сказал журналистам:

"20 лет назад в Украине я создал самый длинный в мире кран. И у меня было две мечты: первая — чтобы его заметил кто-нибудь, а вторая — достать им до Голливуда. В этот вечер обе мои мечты сбылись".

А говоря о принципах бизнеса, вспоминает одну давнюю, состоявшуюся еще в самом начале его предпринимательства, встречу. На одной из немецких выставок он познакомился с эмигрантом, запомнил его совет и всегда ему следовал: на старте нужно вкладывать 99,9% заработка в идею, в производство. Те предприниматели, что нацеленные на собственное материальное благополучие, вскоре истощатся, а останутся те, что заложил основу для развития.

А что вам более в радость: придумывать, разрабатывать или внедрять?

Мне интересно изобретать . Иногда окружающие сетуют, мол, все никак не остановишься — опять на свою голову , начинаешь что-то придумывать. А когда дело доходит до результата, когда новое устройство завершено и начинается этап внедрения, меня уже захватывает другая идея. Изобретательство- мой главный стрежень, благодаря ему я выжил, благодаря ему — постоянно опережаю момент.

Если задаться только целью заработать миллион, не изобретая, а копируя придуманное другими, то можешь быстро достичь денежных высот, и так же быстро упасть на самое дно. А мы являемся законодателями моды в своем секторе оборудования. Конкуренты, копируя нас, даже называют оборудование именами, созвучными названиям нашей техники. Все об этом знают и усмехаются. Подходят к нам на выставке, говорят: вы видели, что вас скопировали. Каждый занимает свою нишу: кто-то создает и идет впереди, а кто-то копирует и всегда догонят.

Удается привлечь инвесторов для финансирования новых разработок или их запуска?

Никогда не привлекали инвесторов и даже кредиты никогда не брали. Есть деньги — делаем разработки, есть много денег- делаем еще больше, — тогда ведем несколько проектов параллельно.

Кто в вашей команде?

Сейчас в компании, как уже сказал, работает 150 человек и много людей со стороны. По Интернету ищем подходящих нам конструкторов, электронщиков, того уровня профессионализма, что нам необходим. Отбираем очень тщательно.

За 20-летнюю работу на зарубежных рынках, чему пришлось научиться?

Когда я в Штатах первым из нашей среды прошел все этапы, необходимые для организации фирмы — все удивлялись: как тебе удалось получить грин-карту через рабочую визу, это вообще невозможно в США. А я стремился, потому и получалось. Но были и большие разочарования в партнерах, которые обманывали, предавали. Никуда от этого не денешься. Люди ищут, где им лучше, уходят и порой забирают с собой те технологии, которые им не принадлежат.

Некоторые из наших специалистов остались за рубежом в то время, когда нам было тяжело, а американцы им предложили лучшие условия. Кто-то доволен, а кто-то сожалеет, потому что получил не то, что ожидал. По-всякому в жизни случается. Но я считаю, что каждый человек должен идти вперед, не оглядываясь, а приобретенный опыт попытаться передать детям.

Ваши дети с вами работают?

Сын занимается зарубежным связями: выставками, продажами, маркетингом — у него это хорошо получается. Я занимаюсь новыми разработками и производством.

Анатолий Кокуш (в центре) и его сын Денис (слева) с Жан-Клодом Ван Даммом

Если предложить что-то новое, то будет очередь стоять

Сейчас тем, кто выходит на зарубежные рынки — им проще, чем было вам, или сложнее?

Конечно, стало проще в плане коммуникаций, так как появилось много удобных средств коммуникации. Даже подключение и настройку оборудования делаем по Интернету. И в случае сбоев не надо срочно никуда ехать: все параметры выводятся на компьютере, и моментально видишь, что случилось и как это исправить. Поехать на переговоры в другую страну гораздо проще, чем было раньше. Хотя, конечно, по прежнему визу надо постоянно обновлять: мы постоянно ездим на съемочные площадки и никогда не знаешь, куда тебя срочно вызовут.

Так, например, когда снимали "Хоббитов" в Новой Зеландии, срочно вызывали на профилактику оборудования, и пока мы возились со сбором всех нужных документов для визы, они сильно волновались и никак не могли понять, ну почему мы так долго не приезжаем. В остальном — все то же: если есть стремление попасть на западный рынок, добиться этого реально любому.

А как же утверждение, что нас там не ждут, там своих хватает?

Смотря с чем едешь. Если предложить что-то новое, то будет очередь стоять, как у нас.

А у вас очередь стоит?

Бывают такие моменты, когда поступает заказ, а все оборудование занято. Приходится тусовать: просим, например, наше канадское представительство помочь американцам, или клиентам в Дубае.

С какого бюджета можно начинать разработку, входить в новый проект?

Нет какой-то четкой цифры. Когда начинаешь экспериментальную работу, никогда не знаешь, сколько она будет стоить. Когда-то я работал в государственной структуре, там финансировали, например, 40 тысяч на год. Расписываешь эти деньги на обязательные расходы, на зарплату людям, и остается 1%, чтобы купить необходимые материалы — так невозможно ничего существенного сделать.

А в "Фильмотехник", чем больше пришло денег, тем больше у нас возможностей. Можешь заказать комплектующие в Америке, в Канаде, в Японии — использовать самое совершенное, что на сегодняшний день есть в этой отрасли. А потом уже из этого, как из кубиков, создавать свое. И совершенно не известно во сколько это все выльется. Если жестко запланируешь бюджет, то упрешься потом в стену — деньги закончились — и все, ты ничего не сделал. Да, есть у нас разработки, которые по причине недостаточного финансирования, пока отстаиваются , ждем пока появятся деньги, чтобы продолжать.

И сколько должно появятся?

Иногда нужно 10-20 тысяч долларов, иногда- гораздо больше. Есть маленькие устройства, которые отложены не потому, что нет денег, а потому, что не знаешь, что дальше делать. А потом вдруг находится решение… Могу сказать точно, все заработанное сразу вливается в разработки.

Сейчас у вас уже есть та основа, что вас кормит, и можно позволить себе рисковать… А вы рисковый человек или осторожный?

Мне нравится, как японцы говорят: "Наибольшего успеха достигают те, у кого 75% авантюризма и 25% здравого смысла". Думаю, что я как раз этому соответствую. Важно, чтобы авантюризм присутствовал, иначе ничего нового не создать. Нужно суметь переступить желание осторожничать. Да, когда больше рискуешь, бывают провалы, но если ты уже попал, то в яблочко.

Такие рейтинговые награды как "Оскар" и другие профессиональные премии помогают бизнесу? Нужно ли тратить усилия, чтобы их получить?

Не скажу, что помогают. Разве что тщеславие удовлетворить. Мы очень много получаем всяких наград: Европейский технический "Оскар", например, или награды международных выставок. Иногда просто времени не хватает, чтобы заполнить необходимые анкеты. Мне уже некуда эти призы ставить. :)

Посетители выставки Cabsat в Дубае заинтересовались краном Mini Scissors компании "Фильмотехник"

То есть снова на "Оскар" подаваться не думаете?

Иногда думаю, что может уже и пора. Но здесь в стране это никому не надо, ну разве что, журналисты поинтересуются. А государство… В прошлый раз и поздравлений никаких не получили, не то что поддержки, хотя полный шкаф публикаций о нас.

В своем кругу мы востребованы — на прошлых Олимпийских играх в Сочи полностью наше оборудование работало, и, надеюсь, будем работать на Олимпиаде в Бразилии — сейчас к этому готовимся. За рубежом нас ценят, и это приносит удовлетворение.

Нужно брать готовую модель Голливуда и переносить сюда

И тем не менее вы остаетесь в Украине. Почему? Многие уезжают не только из-за денег, но еще потому, что надеются, что там больше возможностей, дело быстрее продвинется, достигнут большего. Нет? Не так все на самом деле?

Не тот случай. Я в Америке прожил, знаю, насколько сложно там удержаться на плаву. Во-первых, рабочая сила очень дорогая, не каждый может позволить себе содержать, такую компанию, как "Фильмотехник". И специалисты в Украине намного сильнее, чем на западе, люди стремятся выразиться, вдохновляются на новое. В этом плане здесь намного интересней работать — американцы очень осторожны, прагматичны.

Верите, что в Украине возможно построить киноиндустрию?

Да, есть такая перспектива. Много талантливых людей- операторов, режиссеров. Но им надо дать возможность раскрыться, и будет больше толку, если они смогут учиться у зарубежных коллег. В России очень сильно развит кинематограф. За счет чего? Они впустили к себе западных кинопроизводителей, начали совместное производство. Не знаю, как сейчас, но 3-4 года назад на "Мосфильме" звучала сплошная английская речь. Зарубежные кинематографисты приезжали снимать кино и, одновременно, обучали всех, кто с ними работал.

Вы много раз бывали на съемочных площадках в Америке, в Австралии, Чем съемочный процесс там отличается от нашего? Чему у них можно учиться?

Культура производства, организация съемочного процесса, дисциплина, технология — все делается очень четко по плану. У нас нередко бардак — съемки одной сцены растягивают — то кто-то не прилетел, то еще что-то не так… Там же считают каждую копейку. Если ты подвел, значит, ты лишаешься бонусов.

В Голливуде, например, все так четко построено, настолько все оправдано — можно брать готовую модель и переносить сюда.

Если мы будем больше делать совместных международных проектов, тогда обучим наших людей, научим их работать на новейшем оборудовании, общаться на английском. Эта культура должна к нам прийти, как она пришла в Венгрию, Чехословакию, Польшу, Прибалтику.

Понятно, что все зависит от нашей экономики. Если она будет развиваться, то пойдет в гору все, в том числе и кино, приедет много кинопроизводителей, найдутся инвестиции, все наши специалисты будут востребованы. Хотя уже и сейчас процесс идет, за малые деньги, с небольшими бюджетами. Но если будет нестабильность и застой, все будет пробиваться очень долго.

На вас сильно влияет курс доллара?

Мы комплектующие закупаем на Западе в основном, поэтому, естественно стало тяжелее. Цены даже и на Западе поднимаются на комплектующие: в этом году на 20% дороже. Очень много сложностей, всех и не расскажешь.

Вы стремитесь на украинском рынке быть в лидерах?

Здесь и не стремимся занять какие-то позиции, потому что такие правила игры, что не обязательно оборудование должно быть лучше, должны быть очень хорошие контакты, умение использовать различные схемы. Не хочу с этим связываться, мелочиться и тратить свои нервы, переживать из-за каждого заказа. У нас есть западный рынок. Хотя и в Украине есть люди, которые без нас не работают, Алан Бадоев, например, многие режиссеры, что снимают клипы, рекламу и кино.

Есть такие конкуренты и не только в Украине, но и на Западе, к которым нет никакого уважения. Но если это конкуренты, которые не копируют, а собственным трудом достигают результатов, даже в чем то лучших, чем наши, — к ним большое уважение. Мы с ними в контакте, иногда работаем совместно на проектах. И друг друга подстегиваем к творчеству.

Сrane и Ukraine не зря созвучны

Сейчас у вас более 20 наименований различной техники. А чем гордитесь больше всего?

Двумя моделями операторских кранов. Один с 8 метровой стрелой и весом в 700 кг. Он очень сейчас востребован в большом кино на Западе. А вторая модель- это наоборот, мини-кран, весит все лишь 160 кг, его на любую машину можно крепить. Получаем благодарности из Америки, Новой Зеландии, Южной Африки, где люди снимают большое кино и очень довольны. Это наша гордость на сегодняшний день, это самое востребованное.

А из тех встреч, что произошли в жизни, какие самые запомнившиеся?

С Майклом Бэйем встречался, так как он на всех "Трансформерах" наше оборудование использовал. С Томом Крузом, который снимался в "Миссия невыполнима". В Австралию, где снимали "Хоббитов" летал сын, тогда Питер Джексон сказал, что очень доволен нашим оборудованием.

Перечисляя знаменитые фамилии, Анатолий Кокуш честно признается, что не особенно любит ездить на съемки. Говорит, очень большая психологическая нагрузка: переживает, вдруг с оборудованием что-то произойдет, особенно, если на площадке голливудские звезды, чей съемочный день стоит сотню тысяч долларов.

За рубежом удивляются, что такое высокотехнологичное оборудование придумывают и делают в Украине?

На Оскрае, помню, шутливо обыграли созвучные слова. Актриса Рейчел МакАдамс, которая вела церемонию, сказала, что раз "crane" ("крэйн") и "Ukraine" ("Юкрэйн") похоже звучат, то сам Бог велел, чтобы в Украине делали подобное оборудование.

Мы сначала, когда выходили на рынок, не особо акцентировали, что это сделано в Украине, потому что нам сказали, что никто это не возьмет. Теперь, конечно, немного по-другому. В Украине у нас в офисе уже столько народу перебывало со всего мира. Хотя в последние два года сначала все отказывались ехать к нам из-за войны. Но когда приезжают, видят уровень нашего производства — восхищаются.

На "Оскаре" будете болеть за те фильмы, где работала ваша техника?

Обычно такие церемонии не пропускаю, смотрю. Правда, в титрах создателей оборудования не указывают. Но я-то знаю, что в большинстве фильмов, номинированных на "Оскар", мы участвовали. А в остальных — наши конкуренты, которым мы задали высокую планку стандартов оборудования.

Беседовала Елена Гладских

Фото из личного архива Анатолия Кокуша