Завтра_2037 08 февраля, 16:02

Фестивали помогают развивать малый бизнес в стране — создатель фестиваля Ulichnaya eda

Создатель компании Ulichnaya eda и организатор самых крупных гастрономических фестивалей Роман Тугашев — о поиске идей, философии фестивалей и принципах достижения цели

Фестивали помогают развивать малый бизнес в стране — создатель фестиваля Ulichnaya eda
Автор фото: Богдан Ткач

Интервью, в рамках проекта "Завтра_2037" провела Эвелисса Чаповская (16 лет, Днепр), писательница, поэтесса

Вы когда-нибудь могли представить, что создадите настолько масштабный проект в сфере общественного питания?
В юности я вообще не понимал, чем хочу заниматься. Закончил школу и поступил на юридический факультет. Сделал это, скорее, не потому, что хотел стать юристом, а просто потому что не нужно было экзамен по математике сдавать. Однако на третьем курсе пришло понимание, что юриспруденция — это то, что мне нравится. Поэтому ни о какой сфере питания я даже не думал.

Почему именно уличная еда стала основной идеей в организации фестиваля?
В 2011 году мне очень захотелось открыть ресторан, маленький и уютный. Я представлял, что буду и на кухне готовить, и за барной стойкой работать, и с гостями общаться. В моих розовых мечтах все это выглядело очень легко, и я открыл гастробар Tomatoes. Но два года попыток не привели ни к какому результату — ресторан пришлось закрывать. Однако совсем уходить из этого бизнеса я не хотел и вовремя вспомнил о всевозможных фестивалях еды. Они тогда уже проводились в Европе и Америке, а для Украины такой формат мероприятий был необычным.

Какое-то время я собирал информацию, искал идеи, вдохновлялся… А потом решил попробовать ради интереса — пойдет или не пойдет. Мыслей о том, что эти мероприятия могут перерасти в большой проект, у меня вообще не было.

Автор фото: Зоя Кирилюк

У фестиваля Ulichnaya eda есть какая-то миссия или он организовывается как бизнес-мероприятие с целью получения прибыли?
Конечно, у всех наших фестивалей есть философия. Когда я создавал Ulichnaya eda в 2013 году, миссия была такая: показать людям, что уличная еда состоит не только из беляшей и чебуреков, и внедрить в Украине европейскую культуру потребления и приготовления уличной еды. За 4 года наша команда выросла с 3 до 20 человек, количество фестивалей в году с 1 до 10, количество точек с 8 до 100, а число гостей с 1000 до 10 000. Теперь столица знает, что уличная еда — это современно, вкусно и разнообразно.

Более того, наши фестивали — уже больше, чем просто еда. Это симбиоз любимых форматов отдыха горожан. В рамках всех фестивалей мы организовываем с партнерскими компаниями развлекательные, спортивные, музыкальные и обучающие зоны для детей и взрослых. Например, зона финансовой грамотности для детей. И, конечно, мы не забываем о благотворительных аспектах. С дохода каждого фестиваля часть денег перечисляется в двух направлениях: помощь детям и помощь приюту для животных. Мы считаем, что благотворительная деятельность — очень важное направление, которое нужно постоянно развивать.

Поэтому на 2018 год возникла необходимость сформулировать новую миссию:

  • Уличная еда — это безупречные городские выходные.
  • Мы объединяем экспертов, любителей и фудди в одном месте.
  • Мы трансформируем городские пространства и развиваем рынок уличной еды и досуга; улучшаем и совершенствуем кофейную, винную и пивную культуры страны.
  • Мы объединяем тех, кто вдохновлен едой и напитками, готовит и производит их, помогая реализовывать свои большие идеи.
  • Мы знакомим профессионалов с локальными брендами для сотрудничества, обучаем и развиваем лучшие гастро-стартапы и фуд-проекты.
  • Мы говорим миру: еда объединяет и вдохновляет всех.

Меняется ли что-то у тех, кто принимает участие в ваших фестивалях?
Однозначно, да. За четыре года своего существования фестиваль вырос в самую масштабную в Украине start-up площадку для food-бизнесов. Многие наши участники — фудтраки, кафе, рестораны, фермеры, нишевые крафтовые производители, хендмейдеры, стартаперы и просто любители готовить — смогли протестировать свой продукт на тысячах гостей, усовершенствовать его в условиях жесткой конкуренции, натренировать собственную команду в режиме non-stop, почувствовать свои силы и решиться на гастрономические эксперименты. Поэтому сейчас с "Уличной едой" ассоциируется множество вдохновляющих историй успеха о том, как гастро-энтузиасты открывают собственные заведения или службы кейтеринга, запускают франшизу или вырастают из одного заведения в целую сеть.

Сегодня многие люди по тем или иным причинам имеют ограничения в питании. Вы это учитываете при организации мероприятий?
Фестиваль, как живой организм, развивается постоянно. Первые три года мы не акцентировали внимание на людях с особенностями питания, но сейчас активно внедряем такие зоны: с детскими блюдами, healthy food, вегетарианская. Мы стараемся организовать мероприятия так, чтобы каждый человек получил удовольствие и нашел то, что искал. Более того, чтобы на каждом фестивале каждый открывал для себя что-то новое.

Весной вы планируете провести Kyiv Coffee Festival. Что на нем будет самое интересное?
Да, 14-15 апреля мы открываем фестивальный сезон-2018 и четвертый год подряд проводим большой международный кофейный фестиваль. Он соберет в одни выходные на одной локации всех причастных к кофейной индустрии и просто любителей кофе. Самое интересное? На мой взгляд, это дегустации, мастер-классы, лекторий и конечно чемпионаты. Благодаря Kyiv Coffee Festival-2017 Украина стала первой страной в мире, которая провела одновременно 5 национальных чемпионатов по кофе. В этом году у гостей фестиваля тоже будет возможность понаблюдать за несколькими чемпионатами и узнать, кто из бариста представит Украину на мировых чемпионатах.

Мне очень приятно видеть, что наш кофейный фестиваль стал мощным катализатором развития кофеен третьей волны — это те кофейни, которые готовят кофе, обжаренный в Украине, а значит дают возможность украинцам пить свежий кофе на пике своего вкуса.

Автор фото: Зоя Кирилюк

В начале развития вашего фестиваля наверняка были люди, которые отговаривали вас от этой идеи. Как вам удалось справиться с давлением?
Вокруг любого человека, который стремится достичь своей цели и результата, будут те, кто пытается его отговорить и привести десятки аргументов, что ничего не получится. Но если у вас есть внутренний стержень и вера в свое дело, вы научитесь отфильтровывать внешний шум и выбирать только те комментарии, которые действительно актуальны и аргументированы. Еще важно найти партнеров, которые как и вы будут верить в успех вашего дела. Тогда эта вера и взаимная поддержка позволят справиться с "доброжелателями" и советчиками без ущерба для собственного дела.

Но если отметать всю критику, можно не увидеть реальных недоработок или ошибок. Критика нужна для развития?
Конечно, да. Но нужно, во-первых, научиться спокойно воспринимать критические комментарии. А, во-вторых, различать объективную и субъективную критику. Первая — однозначно важна и нужна. На ее основе можно сделать выводы, исправить ошибки и двигаться дальше. Вторая — личное мнение человека, на которое он имеет право, но принимать ее на свой счет не нужно.

Вы говорите так, как будто в предпринимательстве все очень просто…
Абсолютно непросто. Предпринимательство — это 24-часовой рабочий день, постоянный поиск компромиссов, решение вопросов, привлечение нужных людей и отсеивание ненужных… Не важно, в какой сфере и в какой стране мира вы будете развивать свое дело — если хотите добиться успеха, придется очень много трудиться.

Как вы планируете изменить свои фестивали в 2018 году?
В 2018 году будет наш пятый фестивальный сезон. Это обязывает к изменениям. Мы проводили опросы среди наших гостей и получили сотни комментариев. Мы проанализировали все мнения, разделили их на объективные и субъективные, начали работу над ошибками. В 2018 году, я надеюсь, вы увидите фестиваль обновленным, современным и привлекающим еще больше внимания и гостей. Мы меняемся постоянно. Если бизнес не меняется, он умирает.

Можно ли сегодня зарабатывать не на том, что популярно, а на том, что действительно хочется делать?
Мое личное убеждение — деньги и успех второстепенны. Они приходят только тогда, когда вы идете к своей цели и получаете от этого удовольствие. Если вы будете кайфовать от того, чем занимаетесь, если вы будете вкладывать в свое дело время и силы, успех обязательно придет.

Как вы думаете, писательство и поэзия могут принести внушительный финансовый доход?
Я далек от поэзии, поэтому попробую провести параллель с предпринимательством. В поэзии, как и в бизнесе, есть успешные и неуспешные проекты. Если вы думаете, что все фестивали, которые когда-либо организовывались были успешными, вы ошибаетесь. Также и в творчестве. Думаю, что главное — определиться, чего вы хотите в жизни добиться. Если вы страстно верите в то, что делаете и стремитесь достичь цели, у вас все может получиться.

Какой самый главный совет вы можете дать начинающему предпринимателю?
Учись всегда и у всех. Один человек не может знать всего. Например, я учусь у своих детей, у сотрудников, у партнеров, у друзей… Нужно всегда быть открытым к новым знаниям и новым возможностям.

Интервью проведено в рамках проекта "Завтра_2037", где талантливые дети Украины делятся своими невероятными изобретениями и достижениями. На мероприятии вы услышите концентрат инсайтов для маркетологов, HR-специалистов, прогрессивных преподавателей, родителей и всех, кто активно задумывается о завтра. И все это — от футурологов, визионеров будущего — сегодняшних подростков.

автор:
Эвелисса Чаповская Роман Тугашев
по материалам:
"Дело"
раздел:
теги:

По теме:

Режим временного ввоза нарушают около 260 тыс. авто на "евробляхах" — глава "Рено Украина"
Завтра_2037 30 января, 16:01

Режим временного ввоза нарушают около 260 тыс. авто на "евробляхах" — глава "Рено Украина"

Глава Правления компании "Рено Украина" Яна Миненко рассказала о влиянии "евроблях" на авторынок Украины и о том, как женщине добиться успеха в мужском бизнесе

Несмотря на развитие интернета, длительность просмотра ТВ растет — генпродюсер ТЕТ
Завтра_2037 12 декабря 2017 в 16:00

Несмотря на развитие интернета, длительность просмотра ТВ растет — генпродюсер ТЕТ

Что нужно современной аудитории телевидения? Как ТВ уживается с интернетом? На эти и другие вопросы ответила Виктория Шульженко, генеральный продюсер телеканала ТЕТ