- Тип
- Эксклюзив
- Категория
- Бизнес
- Дата публикации
Хрустящие в Астане: как встречает Казахстан украинские снэки
Для украинских компаний, которые потеряли российский рынок, но при этом не хотят / не могут полноценно работать в Европе, Казахстан — практически идеальная площадка для того, чтобы "начать новую жизнь". С одной стороны, ментально потребитель здесь очень близок к российскому. Более того, как показывает практика Беларуси, ничто не мешает реэкспортировать товары дальше в Россию в рамках Таможенного союза. С другой стороны, Казахстан — это "мостик" не только в страны Средней Азии, но и на Ближний Восток, страны Персидского залива, Южной и Юго-Восточной Азии. Они сегодня являются наиболее активно растущими потребителями продуктов питания, да еще и с постоянно увеличивающимися требованиями к качеству продуктов, а значит — здесь можно продавать более высокомаржинальные товары.
Предприятия, которые сегодня входят в группу компаний S.Group, работают в Казахстане с начала 2000-х годов. В эту страну мы экспортируем фасованную семечку, жареный арахис и сухарики / гренки.
После ухода компании из России, Казахстан является для нас крупнейшим экспортным рынком. Здесь открыто торговое представительство.
Что привлекает нас в работе в Казахстане уже сегодня?
Во-первых, это относительно низкоконкурентный рынок. По сухарикам и орешкам мы конкурируем с российскими производителями, по чипсам — с мировыми брендами. Однако их позиции здесь не так прочны, как в странах Европы. Это же можно констатировать и по другим товарным группам пищепрома. Низкий уровень конкуренции, а также низкий уровень затрат на маркетинг и продвижение (в частности, дешевая ТВ-реклама) позволяют удерживать высокий уровень маржи.
Второй пункт — удобная логистика. Рядом, с одной стороны, такие перспективные рынки как Китай, Индия, Монголия, страны Юго-Восточной Азии, с другой — Ближний Восток. Там спрос на снэки растет с каждым годом в геометрической прогрессии, нет предубеждений относительно их вредности. Кроме того, Казахстан имеет хороший логистический доступ к импортному сырью (Китай, Иран), что существенно снижает себестоимость производства в случае размещения там производства.
Логистические бонусы — это одна из причин, почему S.Group сегодня серьезно рассматривает вопрос открытия производственной площадки (снэки) в Казахстане. У нас уже есть опыт открытия производства в этой стране (в рамках разделившейся в 2014 году на две компании S.I.Group), есть понимание и политической ситуации, и специфики поиска и обучения персонала, взаимоотношений с разрешительными органами. Что существенно упростит старт работы предприятия. Сегодня для того, чтобы поставлять продукцию из Украины в Казахстан, необходимо фрахтовать казахский, белорусский либо прибалтийский транспорт (автомобили, вагоны), который получит разрешение на транспортировку через Россию. Это, безусловно, связано с серьезными бюрократическими трудностями. Наличие юридического лица и производственной площадки в Казахстане позволит минимизировать эти затраты. К слову, этим опытом могут воспользоваться и другие производители, ведь проблема доставки через Россию стоит очень остро у большинства украинских экспортеров.
В-третьих, это похожие вкусовые предпочтения(особенность не только снэковой группы, но и других пищевых продуктов). Если европейцы более избалованы и из снеков едят в основном чипсы и экструзионную продукцию (по типу кукурузных палочек и шариков с различными вкусами и формой), то жители бывшего СНГ и Средней Азии более активно потребляют семечки, сухарики, орешки. Единственный вкус, которого не признают в мусульманских странах — это бекон. В остальном можно не подстраивать линию под конкретную страну и отправлять на экспорт ровно то же, что едят в Украине.
Более того, вовсе не обязательно создавать местную торговую марку. Структура дистрибуции похожа на украинскую и подходит для снэковой группы. Здесь соотношение крупных сетей и розничных точек — 20:80, в то время как в Европе пропорция обратная. А это — дополнительные затраты на маркетинг, связанные с вхождением в сеть. Кроме того, в Средней Азии практически не развит Private Label, особенно в снэках. Это означает, что продавать можно именно свои торговые марки, делая их узнаваемыми на международном уровне.