- Тип
- Эксклюзив
- Дата публикации
Как старую шахту трансформировать в новый бизнес
Объекты бывших горнодобывающих предприятий необходимо сохранять, а не ликвидировать. Это приведет к выигрышу всех заинтересованных сторон. Однако сейчас этот процесс слишком сложный и его нужно упростить.
Проблемы ликвидации
В настоящий момент существует несколько юридических моментов, которые частично затрудняют процесс перевода инфраструктуры, остающейся после закрытия шахт, в дальнейшее использование. Новый инвестор, решивший открыть на месте горнодобывающего предприятия свой бизнес, должен преодолеть ряд трудностей.
Во-первых, речь о различной подчиненности тех объектов инфраструктуры, которые должны передаваться этому предполагаемому инвестору. Например, здания шахты находятся на балансе государственного предприятия и управляются Минэнергоугля. Земля, как правило, либо передана в аренду, либо на нее оформлено право собственности. Остальные элементы инфраструктуры также могут принадлежать различным структурам. Словом, чтобы сформировать на базе реструктуризированной шахты новое предприятие, нужен комплекс мер для передачи от одного собственника — помещения, от другого — земли, от третьего — права использования железнодорожного узла, от четвертого — энергетики, и так далее.
Второй аспект — по действующему Горному Закону Украины, при ликвидации шахты она подлежит разрушению и на ее территории должны проводиться определенные рекультивационные мероприятия. Эти функции сейчас выполняет государственное предприятие "ОК "Укруглереструктуризация", которое принимает имущество шахт и проводит их ликвидацию.
Это очень длительный процесс, который связан с разрушением инфраструктуры. Если мы хотим ее сохранить, возникает вопрос: на кого возложить обязательства по ее поддержке в работоспособном состоянии? В идеале государство должно делать это самостоятельно, может быть с участием нового инвестора. Потому что если эти обязательства полностью переложить на инвестора, он очень сильно подумает, надо ли ему вообще со всем этим заводиться.
Пути решения
Чтобы изменить ситуацию, нужны законодательные изменения, в рамках которых мы должны отвечать на следующие вопросы:
- Кто будет заниматься рекультивацией?
- В каком состоянии должны передаваться инвестору объекты?
- Как быть с долгами закрывающегося горнодобывающего государственного предприятия?
Последний вопрос не менее важен, чем два первых. Госпредприятия, добыча угля на которых уже подходит к концу, не рентабельны, генерируют большое количество долгов. За электроэнергию, перед Пенсионным фондом, по заработным платам, налогам и т.д. В процессе ликвидации эти долги списываются. Так в принципе и должно быть — долги ведь в основном перед государством. А раз государство принимает решение о ликвидации, то имеет право их списать, хоть это и вызывает определенные судебные споры на местах.
Но если шахта, относящаяся к госпредприятию, будет реструктуризироваться, то статус ее долгов уже не выглядит определенным. Вешать на нового инвестора? Он на это не пойдет. Списывать? При реструктуризации, а не закрытии, это не предусмотрено действующим законом. Зато в нем предусмотрена приличная сумма на ликвидацию шахты. Сейчас из нее в основном делаются выплаты шахтерам и обеспечиваются работы по уничтожению инфраструктуры. Но при должных изменениях в законе эти деньги можно было бы направить на приведение площадки горнодобывающего предприятия в нормальный вид. Который будет интересен потенциальному инвестору.
Проблему с тем, что части шахтной инфраструктуры принадлежат разным владельцам, также можно решить. Для этого имущество нужно передать из государственного управления в коммунальное. То есть, область, город или село, в котором находится предприятие, принимает решение о создании определенной структуры-балансодержателя (Industrial Development Authority — организация по развитию индустрии). В свое ведение она получает все: подстанции, здания, землю, прочие шахтные объекты. Затем учреждается государственно-частное партнерство. В его рамках балансодержатель передает имущество частному инвестору. Инвестор же вкладывает деньги, интеллект, практику и реализует какой-либо из алгоритмов: сельскохозяйственный, индустриальный, энергетический хаб и тп. В результате в выигрыше все.
Новая администрация
Реформаторская программа, которую мы предлагаем, требует значительных изменений в законодательстве. Это и закон о приватизации, и Земельный кодекс, и горный закон. Кроме того, внушительный перечень подзаконных актов. Украинское законодательство является достаточно комплексным, особенно в той части, которая описывает государственное имущество и различные способы его использования. Государство защищает свои интересы. Но иногда делает это таким образом, что реализовать какой-либо инновационный проект не предоставляется возможным.
В идеальном варианте, нам кажется, необходим специальный закон, который урегулирует все моменты. Причем так, чтобы это было выгодно и государству, и инвесторам, и шахтерам. Словом, закон, предусматривающий возможность использования государственного имущества в рамках государственно-частного партнерства и позволяющий по-иному структурировать расходование на него государственных средств.
Когда мы думали об этом специальном законе, то держали в уме аналогию с Фондом гарантирования вкладов физических лиц. Если ликвидируется банк, то Фонд гарантирования вкладов направляет в этот банк своего представителя. Тот применяет совершено другие методы управления, чем это было при действовавшем банке. Короче говоря, своеобразная временная администрация с полномочиями по эффективному управлению имуществом. Потому что как только у менеджмента, у руководства госпредприятия исчезает способность им управлять, то предприятие выходит из-под контроля. Банально приходят люди с "болгарками" и незаконно режут все на металлолом. Industrial Development Authority — балансодержатель вполне мог бы стать такой структурой для временного администрирования.
Интересы сторон
Мы считаем, что в первую очередь в этом должно быть заинтересовано государство. Во-первых, оно начнет получать налоговые отчисления от нового использования имущества, оставшегося от закрытых шахт.
Во-вторых, решается вопрос с занятостью экс-шахтеров. Как нам удалось установить, горняки обладают около сорока смежными профессиями и могут быть востребованы в широком спектре новых отраслей. С точки зрения человеческого капитала ситуация выигрышная — появляется новый капитал, создается производство, нанимает работников. И они продолжают ходить на работу в привычное им место, заниматься чем-то, что не сильно отличается от их прошлого вида деятельности. Это понятные и привычные им виды работ, для которых у них есть квалификация.
Также очевиден интерес местных властей и коммьюнити — имущество бывших шахт передается им в коммунальную собственность. А надо заметить, на балансе горнодобывающих предприятий находятся не только шахтные сооружения и земля, а и объекты социальной инфраструктуры: общежития, школы, детские сады, профилактории, стадионы. Во них местная власть заинтересована. А также заинтересована в эффективном балансодержателе, который сохранит эти объекты после того, как прекратится их государственное финансирование.
Наконец, есть интерес инвесторов к использованию готовых площадок в энергетической, аграрной или производственной сфере. Причем речь идет не о мелких инвестициях, а о действительно комплексном подходе, который позволит и развивать регион, по другому использовать государственные финансы, привлекать человеческий капитал.
Вряд ли такая концепция вызовет противодействие хоть с какой-то стороны.