Контент будущего: Можно ли в Украине зарабатывать на VR и 360° видео

VR-технологии и 360° видео быстро завоевывают свою аудиторию, а по прогнозам аналитиков, уже скоро новый сегмент полностью вытеснит обычное видео. Как в Украине работают с VR и 360° видео, как создается контент будущего и можно ли на этом заработать?

Сегодня VR (Virtual Reality) и 360° видео только входят в индустрию, однако аналитики отмечают, что развитие этого сегмента неизбежно приведет к замене обычных видео и полной смене модели потребления видеоконтента в интернете. Такие форматы видео стали главными технологическими трендами последних нескольких лет.

VR-технология развивается высокими темпами, и уже сегодня дает возможность производителям контента расширить методы интеракции с потребителем, предоставляя новые перспективы. Одними из первых кто стал, так называемыми миссионерами VR-культуры в Украине — Алексей Фурман и Сергей Полежака, которые запустили свою медиа студию VR и 360° видео, под названием New Cave Media. Мы пообщались с ребятами и узнали: из чего состоит их платформа, и чего ожидать от их контента.

Как появилась идея создания медиа компании New Cave Media?

Сергей: Идея создания медиа компании, которая работала бы над контентом VR и 360° возникла у меня еще во время учебы в Датской школе журналистики. Мне хотелось собрать команду профессионалов, начать творить контент и менять украинский рынок. Наши взгляды с Алексеем в этом вопросе совпали, мы проанализировали и изучили много материала и решились на первый шаг в мир виртуальной реальности.

Алексей: Я тоже учился за границей — в США. Основное отличие обучения за рубежом, на мой взгляд, это то, что там учат работать в команде. Возможно, именно это повлияло на тот факт, что я без единых сомнений согласился на сотрудничество с Сергеем. К этому же меня подтолкнуло еще одно событие с жизни, которое произошло осенью 2015 года. Так получилось что, когда The New York Times рассылали миллиону своих подписчиков Google Cardboard, я оказался в числе счастливчиков и получил от редакции очки VR. С помощью этих очков можно было посмотреть 9-ти минутное видео под названием The Displaced, в котором шла речь о мальчике-переселенце из Украины. Во время просмотра я понял, как может выглядеть наша страна через призму VR. Меня осенило и я стал больше интересоваться этим контентом. Уже тогда стало понятно, что для журналистики настало новое время, и нам нужно действовать.

Сергей Полежака снимает город Тромсе (Норвегия) на камеру 360°

Чем отличаются VR и 360° форматы от обычного видео?

С: За рубежом мы учились не просто фотографии и фотожурналистике, мы учились сторителлингу. Когда вы делаете обычное фото или снимаете видео, какой бы ни была аппаратура, она не сможет передать того WOW-эффекта, которое создает VR и 360°. Сторителлинг круто работает, поскольку зритель вовлекается в само повествование, в его стиль и видеоряд. Безусловно, мы немного отошли от журналистской отрасли, но тем самым мы стали гораздо более открытыми для клиентов из разных сфер.

Удачное ли сейчас время для открытия бизнеса VR и 360° контента в Украине?

А: Думаю, что время покажет. Однозначно могу сказать только то, что люди интересуются этим контентом, и тренд уже сформировался. Ситуация, которая сейчас существует на рынке Украины, очень напоминает ту, которая была в конце 2015 года в США, когда большие компании стали проявлять интерес к таким форматам. Украина находится на верном пути. В нашей стране есть большие производства, которые могут использовать VR-формат в качестве презентации на Всеукраинских и Международных выставках и ярмарках. Такой формат представления своей компании или продукта позволяет вовлечь участников в процесс, дать им реальные эмоции и виртуальный опыт присутствия на производстве. Кроме того, в отличие от pdf-презентаций и раздаточных материалов VR и 360° видео защищено от плагиата.

Кому может быть интересно VR-видео?

А: Информацию о своих клиентах мы не можем раскрывать — это коммерческая тайна. Но можем дать рекомендацию, в каких случаях такой формат даст максимальную выгоду. Если компании нужно создать у человека эффект присутствия, например на производстве или в учебном заведении, чтобы показать атмосферу и привлечь к бизнесу или учебе, — VR-видео даст максимальный бонус. Я бы сказал, что эти форматы подходят любому бизнесу: от тяжелой промышленности с военными комплексами до туризма, архитектуры и образования.

Технологии дополненной и виртуальной реальности набирают популярность, рынок растет бешеными темпами, вы уже чувствуете конкуренцию?

С: Если честно, VR контент — это огромный океан, где невозможно провести две параллели. Важно отметить еще тот факт, что по прогнозам футурологов рынок технологий виртуальной реальности к 2021 году вырастет более чем в 11 раз. Сейчас индустрия оценивается в $1,09 млрд. У нас в Украине одни компании занимаются VR с точки зрения рекламы, другие — снимают VR документальное кино. У нас очень четкая направленность — VR для b2b-решений. Конечно, в будущем появятся конкуренты у каждой из компании.

Пока мы занимаемся в какой-то степени миссионерством, развиваем рынок и клиентов.

А: Мы не ставим перед собой цель стать №1 на медиа рынке Украины. Мы ориентируемся на западные студии, оттуда черпаем вдохновение и стремимся развивать бизнес по тем же принципам.

Алексей Фурман снимает на камеру 360° ледники Longyearbreen, Шпицберген (Норвегия)

Сколько сегодня нужно инвестировать в открытие площадки подобной NewCaveMedia?

С: У нас, как и у многих бизнесов, все начиналось с гранта. Когда год назад я принял решение создать VR-проект, сразу подал заявку на грант, оформил в виде предложения и получил заинтересованность от одного дубайского бизнесмена. Он уже давно мечтал о путешествии по Арктике с помощью какого-то визуального контента. Но его виденье было в более олдскульном формате, пленочной фотографии и абсолютно ничего,что могло бы быть связано с 360° миром. Мне удалось его заинтересовать и убедить, что есть перспектива инфотейнмент проекта с использованием новых технологий.

Бизнесмен дал свое согласие, и я собрал команду. Первые инвестиции составили $10 тыс., которые мы потратили на набор техники и сам мультимедийный проект.

Потом были проекты для одной калифорнийской компании и для Радио Свобода — все также на основе грантов.

А: Сумма затрат зависит, в первую очередь, от проекта, наших требований к его реализации и оптических задач. Всю технику мы заказываем в США или Дубаи. Проект для бизнеса, для демонстрации на мировых экспо может стоить и более $10 тыс. А вот несложный журналистский рассказ для украинских медиа с минимальным задействованием команды — и $1 тыс. Но, по большому счету, для того, чтобы делать минимум, достаточно купить недорогую камеру и изучить, как правильно внедрять эту технологию. В VR съемке очень много кастомных решений, которые требуют своих растрат, нельзя все делать одним способом и подгонять все под какие-то шаблоны.

Одна из кастомных противоударных клеток для сферической съемки

Просмотр VR и 360° видео подразумевает наличие очков виртуальной реальности. Сегодня далеко не многие жители Украины готовы потратить деньги на это "удовольствие". Что делать в таком случае?

А: Конечно, есть очки, которые стоят очень дорого. Но они нужны для виртуальных игр. Для обычного просмотра видео достаточно будет, например Google Cardboard, который стоит $5-7.

С: Я бы выделил 3 категории очков: от $5 — это Google Cardboard, которые можно заказать на AliExpress; от $50 — это Google Daydream, Samsung Gear; от $120 — топ категория — PS VR, HTC Vive и Oculus, но они не понадобятся зрителям для просмотров роликов.

Как вы знакомите украинскую аудиторию с вашими возможностями по созданию контента?

А: Мы планируем провести несколько оффлайн встреч, чтобы познакомить людей с этим контентом. Для каждой группы потребителей будем определять разные методы распространения информации, учитывая их возможности и желания. И, конечно, не откажемся от своей миссии — просвещать людей в нашей сфере.

Какие проекты планируете запускать? Чем будете удивлять пользователей?

А: Безусловно, имиджевые проекты. Мы сейчас изучаем разные возможности, работаем в нескольких направлениях и в них ведем проекты. Для начала, мы хотим узнать, что нравиться зрителю. Для нас важно понять, находимся ли мы на правильном пути или стоит свернуть куда-то, чтобы достичь удовлетворительного результата для всех. При этом стараемся сохранить свой нарратив и манеру показывания сторителлинга. Нашей целью не является продвижения продакшена в целом, мы хотим, чтобы о нас знали digital-компании и креативные агентства не только в Украине, но и за рубежом. Для начала нужно наладить постоянный поток проектов, найти общий язык с инвесторами и заявить о себе с позитивной стороны на медийном рынке.

С: А особенно если добавим туда материалы нарратива и сторителлинга, то мы будем не просто снимать красивые видео VR или 360°, а рассказывать действительно качественные истории, которые драйвят и которые хочется применить к своему бизнесу.

У вас есть идеи сделать какой-то имиджевый проект об Украине?

С: Мы изучаем эту возможность, и нам было бы очень интересно.

А: С удовольствием сделали бы такой выпуск. Но сначала нужно изучить спрос на такой продукт и понять, как его реализовать.

Сегодня 90% VR-контента об Украине — материалы о Чернобыле. Да, продукт качественный, но слишком узкая направленность. Например, в Норвегии мы видели простенькое приложение, в котором размещены 360° фото, красивые и завораживающие, посмотрев которые у человека сразу возникает желание приехать в страну. Мы хотим подобным образом привлечь внимание мира к туристическому аспекту в Украине.

Кто для вас является примером?

С: Британский Visualise. Его команда очень много времени уделяет проектам для журналистики, бизнеса. И, главное, они не скрывают информацию, а наоборот, делятся через свой сайт. На сайте Visualise.com можно найти много бизнес-историй с массой знаний по теме. Еще два примера — африканская студия DeepVR и американская StoryUP. Ребята со StoryUP с помощью VR разрабатывают какие-то терапевтические решения, которые бы помогали бороться с посттравматическим синдромом. Они разработали цикл историй о ветеранах Вьетнама. Есть блог-платформа Medium, где можно поделиться своими идеями и поучиться у других. Также, одним из наших вдохновителей стал Google National Parks.

автор:
Сергей Полежака Алексей Фурман
по материалам:
"Дело"
раздел:
теги:

По теме:

Как открыть свою кофейню. Опыт владелицы Peaberry
How2Do: Как начать свой бизнес 27 ноября 2016 в 19:20

Как открыть свою кофейню. Опыт владелицы Peaberry

16 ответов, которые помогут лучше понять бизнес кофеен. Основатель Peaberry Людмила Шилина дала несколько лайфхаков для желающих заняться собственным малым бизнесом

Бизнес на трусах. Что сподвигло ветерана АТО создавать нижнее белье
Крупный бизнес 25 марта 2017 в 9:00

Бизнес на трусах. Что сподвигло ветерана АТО создавать нижнее белье

В Украине формируется новый тренд — создание своего бизнеса ветеранами АТО, вернувшихся в мирную среду. Кто-то из них кормит людей, кто-то создает игрушки, шьет одежду, открывает массажный кабинет или студию красоты. Delo.UA запускает новый проект, в котором расскажет о бизнесе "атошников"