- Тип
- Эксклюзив
- Дата публикации
Бюджет — основной показатель моих взаимоотношений с бизнесом — глава Харьковской ОГА
Прифронтовая Харьковщина показывает далеко не лучшие результаты по тем заданиям, которые ставит Киев. Разрыв экономических связей с Россией и оккупированным Донбассом, наплыв беженцев, большое количество пророссийски настроенного населения… К тому же, в отличие от Одесской области, из Харьковщины не пытаются делать "витрину" в противовес "русскому миру". О том, как в таких условиях удается сохранить стабильность в регионе, мы решили поговорить с губернатором Игорем Райниным, которого считают человеком Бориса Ложкина.
На заседании Кабмина (26 августа) премьер Арсений Яценюк пообещал, что будет по-новому оценивать работу губернаторов: как улучшилась жизнь простых людей в регионе. Вы можете сказать, что ответите на такой вопрос?
Речь идет о создании "оценки качества работы глав ОГА". Такая система уже несколько раз вводилась, а потом отменялась. Там много факторов, связанных в первую очередь с оценкой качественных показателей, таких как, например, состояние дорог. Но как это оценивать? Новые дороги можно оценить в километрах, а как оценить качество ремонта дорог? Или оценка качества энергообеспечения региона: по потребленным киловаттам можно, но это также количественный показатель. Оценивать качественные показатели будут люди, то есть влияние на результат может оказать человеческий фактор.
Подписывайтесь на Telegram-канал delo.uaВторая сложность — как быть с работой, которую никогда ранее не делали. Допустим, строительство взводно-опорных пунктов. Их же не может быть в рейтинге. Или, допустим, мобилизация. В общем, я позитивно смотрю на рейтинги (оценивания качества работы глав ОГА — Прим.). Но нужно очень четко разработать методику оценки социально-экономического развития и обсудить эти вопросы с регионами.
Кроме того, следует учитывать, что темпы роста-падения промышленности тоже могут быть связаны с разными нюансами. По Харьковской области, несмотря на то что это прифронтовая зона, уровень падения промпроизводства ниже, чем в целом по стране, хотя мог бы быть намного выше (по стране минус 20%, а по Харьковскому региону — минус 18%).
Это связано с Гособоронзаказом и проведением АТО?
Я здесь вижу другие причины. Показатели промпроизводства были бы еще лучше, если бы не было минус 35% по производству электроэнергии. Основной производитель электричества в регионе — Змиевская ТЭЦ — находится в подчинении "Центрэнерго" (находится в ведении Минэнерго — Прим.). То есть, ТЭЦ не находится в управлении областной администрации, а показатели засчитываются Харьковской области.
А такой критерий, как привлечение инвестиций — ведь можно определить, сколько было привлечено миллионов за определенный период?
Согласен, но страна сейчас живет в период, когда тяжело оценивать иностранные инвестиции. В этом плане многое зависит от общенациональной политики. Я не представляю, как интересы инвесторов могут кардинально разниться, например, к Полтавской и Сумской областям. Инвестора в первую очередь интересует уровень спокойствия в стране, стабильность, себестоимость продукции. Также инвесторы обращают внимание на инфраструктуру региона.
Какие аргументы вы можете представить инвестору, например, из ЕС, с 20 млн евро? Почему он должен выбрать именно Харьковскую область?
Раньше я говорил, что это географическое положение. Сегодня это минус. Тем не менее, мы можем быть интересны тем, что у нас есть внутрикооперационные связи — предприятия сельхозмашиностроения и кластер научных разработок, промышленность и энергетика. У нас много предприятий, которые могут обеспечивать производство той или иной продукции полностью внутри региона.
Также в Харькове большой рынок сбыта. Одно дело — производить продукцию, например, в Ужгороде, где 100 тысяч населения, другое дело — в трехмиллионной Харьковской области.
4 сентября в Харькове прошел инвестиционный форум . Каковы его результаты?
Во-первых, отмечу, что форум "Инновации. Инвестиции. Харьковские инициативы" посетило 17 международных делегаций, в том числе в Харьков приехали послы США, Канады и Нидерландов и делегация Албании во главе с министром сельского хозяйства. Во-вторых, во время форума было подписано несколько важных документов. В том числе Дополнительное соглашение к Меморандуму о сотрудничестве между Харьковской ОГА и Американской торговой палатой в Украине и Меморандум о сотрудничестве между ХОГА и Канадско-Украинской торговой палатой.
Кроме того, два крупных контракта получил харьковский завод "Турбоатом". Один из них — с австрийской компанией Inkla Trading and Engineering на сумму 30 миллионов евро —подписали непосредственно во время первого пленарного заседания Форума. По поводу второго — с американским гигантом Holtec International на сумму $60 млн — была достигнута принципиальная договоренность. Контракт должны подписать до конца этого года. Более того, руководство Holtec говорило о намерениях продолжить сотрудничество и дойти до суммы в $200 млн.
Также во время Форума мы договорились о расширении сотрудничества с компанией Babcock & Wilcox. С ними мы намерены построить две энергоэффективные экологически чистые мини-ТЭЦ в городе Купянск, а кроме того, совместно планируем реализовать еще 47 проектов в других районах области с финансированием Американского инвестиционного фонда. Мы договорились с американской инвестиционной корпорацией MG Star INC об инвестировании в социально значимые проекты в Харьковской области. И это я перечислил только часть результатов. Так что форум без сомнения можно назвать успешным.
Сейчас довольно большие оборонные заказы. Насколько Харьков в этом отношении конкурентоспособен?
Конечно, наши заводы готовы конкурировать в этой сфере. Но стоит учитывать, что все предприятия оборонной промышленности находятся в управлении "Укроборонпрома". В управлении областной администрации только 4 промышленных предприятия: одно из них — это Изюмский тепловозоремонтный завод, который надо реанимировать, второе по величине — завод по производству грампластинок. Поэтому нам влиять непосредственно на производственные процессы сложно.
Впервые за 5 лет местные бюджеты выполнены и перевыполнены
Вы уже почти полгода в Харькове. Можете назвать три вещи, которые вам удалось сделать, и три вещи, которые пока не реализованы?
Первое, что удалось, — это обеспечить обороноспособность и мир в Харькове. Эта задача решена настолько, насколько это возможно в сложившейся ситуации. Мы вернули все массовые мероприятия, город живет обычной, нормальной жизнью. Безусловно, есть внутреннее напряжение, действуют диверсионно-разведывательные группы. Есть много нюансов, но мы это нивелируем.
Второй момент — борьба с коррупцией.
Конечно, пока эта борьба не системная. Полноценно эту работу можно будет наладить после запуска Национального антикоррупционного бюро.
И мы сегодня имеем впервые за последние 5-7 лет ситуацию, когда все 34 бюджета в области не только выполнены, но и перевыполнены. Включая и город Харьков, который последние пять лет не выполнял свой горбюджет.
И третий момент — это начало реформ, которые надо проводить, несмотря на военное время. В их внедрении Харьков не отстает от общеукраинских показателей, хотя мы находимся в прифронтовой зоне, более того — часть нашей области входит в зону проведения АТО. Есть серьезнейшее давление на экономику со стороны большого количества переселенцев — официально их 187 тысяч (в действительности 300 тыс.).
Какие именно реформы?
Во-первых, мы не видим развития харьковской промышленности без практического применения научных разработок. Не фундаментальных исследований, а именно научных разработок. Поэтому у нас, наверное, единственная область, где заместитель главы обладминистрации ведет одновременно экономический блок, науку и образование.
Чтобы наладить практическое применение научных результатов, был создан консорциум научных и образовательных учебных заведений. Как пример реализации — мы создали на базе Лозовского кузнечно-механического завода агрокластер, где собрали предприятия сельхозмашиностроения Харьковской области и смежные производства вместе с 4 аграрными вузами. Цель этого консорциума — с одной стороны, обеспечить современной техникой процесс обучения студентов в вузах, с другой — предоставить машиностроительным предприятиям возможность прямого сотрудничества с профильной наукой, "обратную связь" от специалистов по результатам испытаний образцов новой техники.
Мы быстрее остальных регионов и даже органов центральной власти двигаемся в процессе внедрения электронного правительства. Реализацией этого проекта занимается молодая, но с опытными специалистами, компания. И здесь нет ни единой бюджетной копейки: все делается за средства британской компании Portis Consulting. Когда они приехали в Украину, в их графике приоритетами были Администрация президента, Кабмин и СНБО. А в Харьков они приехали случайно, просто посмотреть, какая ситуация в крайней восточной точке страны. После переговоров с нами, у них остался один приоритет — Харьковская область, где решили реализовать пилотный проект.
Также у нас серьезные планы по международным отношениям. Мы создали международное агентство Globee, которое будет представлять интересы областной администрации за рубежом. Сейчас на завершающем этапе переговоры об открытии офиса Харьковской области в Вашингтоне (США). В нем будут заниматься исключительно продвижением продукции харьковских предприятий на мировые рынки. Руководителем офиса, предположительно, будет один из известных американских юристов, который работал в Конгрессе США.
Следующий момент — это гражданская безопасность. У нас действует "Служба 112" — это экстренный вызов помощи, который, кроме Харькова, работает только во Львовской области. 600 тысяч звонков, которые поступили в этом году, говорят о том, что эта служба востребована, и мы ее будем развивать.
Новая полиция в Харькове должна стартовать 19-20 сентября. Со своей стороны мы сделали все необходимое, чтобы новые патрули появились на улицах вовремя.
Есть еще ряд других секторальных преобразований. Для общего понимания ситуации, я вам скажу, что много лет никто фундаментом региональной экономики не занимался. Для многих экономика — это чтобы цены были ниже, лампочка в подъезде горела, зарплата выплачивалась. Но, не заложив фундамент экономики, получить эти результаты невозможно.
А что не удалось сделать?
Безусловно, хотелось бы получить от государства поддержку для медицинской сферы региона. У нас есть проблемы в этом плане. При формировании медицинской субвенции из госбюджета, также как и образовательной, не учли потребности переселенцев. Мы из местных бюджетов только по медицинской субвенции компенсируем 50 млн грн, хотя это не наша функция. Мы могли бы направить эти средства, например, на ремонт дорог. В Кабмине пообещали, что в следующем году учтут потребности переселенцев при формировании медицинской субвенции для Харьковской области.
Хотелось бы больше поддержки из госбюджета и по другим направлениям. Много чего хотелось бы сделать, и я это не скрываю. Есть еще много вопросов, решение которых пока в процессе, многое будет зависеть от того, реализуются они или нет.
Продолжение интервью читайте завтра, 10 сентября, в разделе "Будущее регионов".