- Категория
- Бизнес
- Дата публикации
С орбиты виднее: как применяют космические технологии на земле
О том, как украинский бизнес и научные разработки дополняют друг друга, и как успешно применять космические технологии на земле, мы поговорили с главой украинского офиса EOS Владимиром Васильевым и проектным координатором компании Натальей Боротканич в рамках спецпроекта delo.ua и научно-популярной конференции Inscience "Бизнес на науке"
Владимир, как вы пришли в бизнес? Чем занимались до этого?
Я закончил физико-технический факультет Днепропетровского национального университета. Это определило будущий путь. Наш факультет всегда ориентировался на подготовку кадров для КБ "Южное", и все обучение и проекты строились таким образом, что это всегда относилось к ракетной промышленности. В проект меня привел мой научный руководитель из института. Я не сразу согласился, поскольку не очень верил, что подобное можно реализовать. Еще лет 15 назад такие проекты было легче сделать, чем сейчас, потому что с каждым годом кадровый ресурс и потенциал самих университетов в подготовке новых кадров уменьшается. Люди с опытом и экспертизой уходят из отрасли. Но в итоге я все-таки принял решение, что буду в этом участвовать.
Подписывайтесь на Youtube-канал delo.uaКак начинался проект?
Мы задумывали его как комплексную систему со своими ракетами-носителями, спутниками, с которых мы планировали получать информацию, преобразовывать ее в некий продукт и решать ряд проблем бизнеса, например, в сельском хозяйстве — понимать, где что растет, какой прогнозируемый урожай, какие могут быть последствия природных и техногенных катастроф.
Самый известный широким массам наш инструмент Land Viewer, который дает возможность пользователям бесплатно просматривать и загружать большие объемы спутниковых снимков с поверхности земли — это только небольшая часть нашей работы, которая должна была показать людям возможность увидеть что-то из космоса. На самом деле многие не знают о том, какие широкие возможности есть у спутниковых систем. У нас получился побочный продукт технологий, которые мы разрабатывали. Мы увидели перспективу в быстром доступе к данным. Технология позволяет быстро извлекать из больших массивов данных нужную информацию и предоставлять ее пользователю в понятном виде.
Как вы монетизируете это приложение?
Первое время приложение было бесплатным, но вот уже год мы его монетизируем. Мы вкладываемся финансово и ресурсно в те серверы, которые производят расчеты. Если кто-то хочет делать большой объем расчетов, используя сервис, он должен за это заплатить. Мы установили определенный количественный порог (количество запросов), после преодоления которого выкачивание информации с помощью сервиса становится платным.
Хотя мы не создавали приложение с целью заработка, зарабатываем мы на предоставлении спутниковых данных бизнесу.
Расскажите подробнее об этом.
Большинство наших проектов сейчас сосредоточены в агросекторе, потому что именно он потребляет львиную долю данных, которые собираются спутниковыми системами. Кроме аграриев, наши клиенты — страховые компании, которые страхуют риски сельхозпроизводителей, а также правительство.
Если мы говорим об агростраховании, здесь редко работает страховая компания сама по себе. Часто это кооперация с государством, часть расходов дотирует государство или глобальные доноры.
Как люди, которые пришли в бизнес из науки, адаптируются под новые реалии?
Здесь краеугольный камень всего — это задача, которая стоит перед каждым специалистом. Если ему понятна задача, нет особой разницы, делает он это для науки или для бизнеса.
Но в бизнесе надо быть скептиком, проверять и перепроверять все, руководствуясь фактами и цифрами. А в бизнесе, построенном на науке, важно наряду с критическим мышлением сохранить и живость научной мысли — уметь строить гипотезы, искать нестандартные решения задач.
Тут надо просчитывать все возможные варианты развития событий — насколько правильно разработана технология, насколько она эффективна, насколько правильно оценены сроки ее реализации. Нельзя сказать, что тут работает правило "чем больше вкладываешь, тем больше получаешь", здесь работает правило "чем более уникальную комбинацию или решение ты нашел, тем более ты успешен".
У нас часть команды, которая занимается бизнес-задачами, приносит нам эти самые задачи от клиентов, выставляет рамки и сроки, определяет бюджеты. Реализацией проектов занимается техническая часть команды.
Сколько человек сейчас в команде?
Если говорить о тех, кто делает только информационный продукт, это около ста человек суммарно во всех украинских офисах — Киев, Днепропетровск и Харьков.
Наталья Боротканич, проектный координатор EOS Data Analytics
Наталья, как вы попали в проект?
Я уже год работаю в EOS, до этого я была сотрудником Государственного космического агентства, и там мы пытались занять координирующую роль в экосистеме стартапов и научных команд, которые делали разработки с использованием космических технологий. Я всегда была апологетом концепции использования космических технологий для прикладных целей на Земле. Условно все космические и околокосмические разработки можно поделить на два сегмента — downstream (непосредственно ракетные комплексы и все, что связано с космическими запусками) и upstream (технологии, которые используются в космической сфере на земле). Когда я узнала о команде ЭОС, они меня покорили — это был отличный пример того, как делать бизнес на земле, используя космические технологии.
Чем вы занимаетесь в команде?
Сейчас я в команде координирую проекты, связанные с некоммерческой деятельностью — НГО, институты, правительственные связи. В этом направлении у нас уже около сотни проектов. Мы сотрудничаем с Greenpeace, WWF (World Wildlife Fund), Secure World Foundation, структурами ООН — UNITAR, UNICEF, World Bank и много других. Также нашими клиентами являются правительственные организации, муниципалитеты, научно-исследовательские институты на разных континентах.
Сотрудничаем в разных форматах. Например, все офисы Greenpeace в мире используют наши информационные услуги, они являются подписчиками и пользователями наших сервисов, мы регулярно проводим совместные вебинары, тренинги, ищем новые пути предупреждения и своевременного реагирования на разные экологические вызовы.
Также мы мониторим экологическую ситуацию и оцениваем эффективность ведения сельского хозяйства на оккупированных территориях — в Крыму и на Востоке Украины.
Кроме того, мы делаем аналитику в агросфере — определяем, как и для чего используются земли, мониторим севооборот. Вся эта информация накоплена за многие годы, ее нужно только проанализировать. В частности, в рамках донорской программы, которая финансируется Всемирным банком, мы создаем карту классификации культур по трем пилотным областям Украины на основе радарных и оптических космических снимков. Забегая наперед, могу сказать, что у нас есть значительные расхождения с официальной статистикой по площади посевов кукурузы в Киевской области. Цель проекта — поддержка прозрачности в землепользовании, а заказчик этой аналитики — наше государство.
Или другой кейс, уже коммерческий, — сотрудничество с американской компанией Bloomberg, которая предоставляет аналитические услуги, и нашу аналитику вскоре можно будет найти у них в бизнес-терминале.
Одна из задач, которую мы решали для Bloomberg — это анализ освещенности разных территорий — динамика изменений, привязка к экономическим показателям. Существует индекс развития территории в привязке к уровню ночного освещения. Количество света оценивается как показатель экономической стабильности. Например, Алеппо в один момент стал абсолютно темным, и мы знаем почему.
Этот индекс работает и для промышленных предприятий. Все эти данные собираются и с помощью аналитических инструментов big data позволяют определить тренды и прогнозировать развитие.
Помимо этого, мы работаем с более чем 150 университетами во всем мире — они пользуются нашими инструментами, мы помогаем им в решении задач, спектр которых чрезвычайно широк: от мониторинга экосистемы, в которой обитают редкие виды орангутанов, до создания карт коралловых рифов. Для меня было удивлением узнать, что одними из наиболее активных пользователей нашей системы среди университетов являются студенты из Колумбии. Выяснилось, что там есть публичное хранилище информации, которое открыло государство — там собираются все данные со спутников, и они находятся в открытом доступе. У них есть этот ресурс, и он стимулирует развитие технологий космического мониторинга и развитие интереса к этим технологиям.
Как с этим обстоят дела в Украине?
Космическое агентство Украины месяц назад подписало договор с Европейской комиссией о создании в Украине Коперникус Хаб — хранилища спутниковых данных, которые будут бесплатными для всех на территории Украины. Это могло бы простимулировать интерес к использованию спутниковых технологий в разных сферах.
Сейчас у нас около 100 тыс. подписчиков, из них меньше 1 процента — украинцы. Мы хотели бы, чтобы пользователей из Украины было гораздо больше. В следующем учебном году мы планируем запускать программу по бесплатному предоставлению нашей информации для всех студентов Украины.
Вы организовывали космический хакатон ActInSpace. Как он прошел? Насколько эта сфера перспективна в Украине?
Наша компания выступила организатором хакатона, и мы были в жюри. Об организации этого хакатона мы вели переговоры с европейским космическим агентством, я лично встречалась с главой агентства, мы говорили об огромном потенциале Украины в этой сфере. Но по итогам мы, к сожалению, получили не совсем тот результат, на который рассчитывали. Команды, представленные на хакатоне, были гораздо лучше подготовлены в технической части, а вот в бизнес-части дела обстоят не очень.
У нас были разные команды из разных возрастных групп, некоторые приходили с интересной научной идеей, но вообще не знали, как выглядит бизнес-составляющая их проекта.
Я несколько лет подряд была также в жюри другого конкурса — NASA SpaceApps Challenge, — и там видела ту же проблему. Многие под космическим проектом понимают освоение других планет, а ведь существует много бизнес-идей, основанных на уже существующих космических технологиях. Цель таких хакатонов более приземленная — делать бизнес здесь и сейчас. В ActInSpace было много кейсов, когда технологию, разработанную для космоса, предлагали применить на Земле. И с этой задачей мы справились.
Какими вы видите украинскую науку/украинский бизнес через пять лет?
Владимир: И в бизнесе, и в науке все очень быстро меняется. Хочется быть оптимистом, но пока сложно сказать, в какую сторону это все будет двигаться. Если говорить о науке, то здесь нужно менять в принципе подход к тому, как эта сфера построена в Украине. Академия наук — структура, которая не может работать эффективно и двигать науку вперед.
Наталья: Мировая тенденция к развитию бизнеса и предпринимательства будет развиваться и в Украине тоже. Хотелось бы верить, что и наука тоже будет развиваться, потому что сейчас фундаментальной науки в Украине не хватает.
Главное научное открытие, которое еще впереди?
Наталья: Наши технологии по созданию аналитики на основе космических снимков появятся в AppStore, и их смогут закачивать в смартфон. Наша глобальная стратегия и цель — чтобы технология ремоут-сенсинга (дистанционное зондирование — ред.) стала максимально простой в использовании и понятной для всех. Это откроет огромные возможности в разных сферах экономики.
Владимир: Open data — это даже скорее не открытие, а основной тренд будущего. Мы уже сейчас готовим необходимую технологическую базу для того, чтобы открытые данные стали нормой.
Не пропустите самые важные новости и интересную аналитику. Подпишитесь на Delo.ua в Telegram