Украинцы научились объединяться "против", надо научиться объединяться "за" — Влад Троицкий

Влад Троицкий о том, чего не хватает украинским городам, чтобы они перестали отличаться от европейских, планах на ближайшие полтора года и сильных и слабых сторонах украинцев

Влад Троицкий — театральный режиссер, основатель Центра современного искусства ДАХ, групп "ДахаБраха" и Dakh Daughters, а также идеолог и организатор "ГогольFest" — единственного системного Международного мультидисциплинарого фестиваля современной культуры в Украине, который проходит каждую осень, начиная с 2007 года.

Также он один из немногих современных украинских театральных режиссеров, чье имя известно за рубежом. Весь следующий год и половина 2017 у него расписаны — Влад приглашен ставить спектакли в Таллине, Варшаве, Париже. В других странах Европы ему предстоит провести много гастролей и фестивалей.

Правда, часть гонораров, полученных режиссером, уйдет на возвращение долга: чтобы провести "ГогольFest", Троицкому пришлось занять $100 тыс., так как коммерческих партнеров у фестиваля в этом году опять не нашлось. При этом идея подобного мультидисциплинарного феста заинтересовала прибалтийские страны, и, по словам Троицкого, такой фестиваль он будет делать для них.

Самый раскрученный проект Троицкого "ДахаБраха" в этом году подписал контракты на более чем сто концертов в разных странах мира, в том числе и в такой экзотической для украинских гастролеров, как Бразилия.

А сейчас на взлете его относительно новый проект — Dakh Daughters. "В следующем году в Украине их практически не будет", — говорит режиссер. Участницы фрик-кабаре будут выступать на топовых международных площадках. Нынешним летом Dakh Daughters были названы европейскими театральными критиками одним из главных открытий знаменитого Авиньонского театрального фестиваля — их выступление заметили среди более чем тысячи спектаклей, которые там показывали.

"Почему государство не берет эти волонтерские, по сути, наработки и не пытается понять, как это работает?" — задает Троицкий риторический вопрос. И сам же отвечает, по хулигански-всеобъемлюще: "А хрен его знает".

Хотя тут — лукавит. Он знает ответ и сотни раз публично провозглашал его: в независимой Украине нет гуманитарной политики. Гордиться тем, что ты украинец, куда эффективнее за границей, нежели в родной стране.

Создав совместно с европейскими режиссерами несколько востребованных проектов, таких как "Вий" (самый большой украинско-швейцарский культурный проект, профинансированный швейцарской стороной) и "Антигона" (в партнерстве с французами), Влад Троицкий вправе говорить: "Нет понятия украинской культуры. Есть или хорошая культура, или говно".

По его мнению, украинские Минкульт и Минобраз "построены на фиксации "вчера", и у них нет органа, чтобы думать о завтра".

И тот культурный продукт, который предлагает государство, не соответствует современным потребностям и мировому контексту — хоры им. Веревки, "Думки", симфонические оркестры.

А ведь именно культура презентует Украину, так как является самым ясным и быстрым форматом донесения месседжей до внешнего мира. Потому Украина до сих пор не зафиксирована на карте современной мировой культуры.

Но не просто критикуя, а предлагая и действуя, Влад Троицкий при любой возможности пропагандирует свое видение реформ в гуманитарной политике. Самым эффективным считает такой шаг, как создание Education Production Center — пространства, где креативные люди готовили бы коллаборационные проекты с партнерами со всего мира, и при этом не за счет госбюджета, которого нет и в ближайшее время не предвидится, а привлекая зарубежные инвестиции.

Он уверен, что Европа готова вкладывать серьезные деньги в выстраивание нормальной гуманитарной составляющей, в том числе для баланса с "русским миром". Но европейцы не понимают, с кем у нас работать, а с Минкультом связываться не хотят, так как видят его неэффективность.

Влад, у вас есть масштабное стратегическое видение, какая гуманитарная политика нужна стране и как сделать управление культурой эффективным; есть концепция, с которой, по вашим словам, знакомили новых министров культуры. Почему не идете в чиновники или в политику, нардепом, с благой целью сдвинуть скалу, начать проводить реформы?

Политика — это точно не моя история. И я не знаю, что бы кто-то из хороших режиссеров, музыкантов или художников реально пошел в политику.

А в Минкульт? Как там что-то менять, если профессионалы в сфере культуры туда не пойдут?

В Министерстве культуры не должно быть людей искусства, потому что это менеджерская история. Не художники должны руководить административной институцией. Там должны быть толковые менеджеры, которые разбираются или по крайней мере в состоянии научиться разбираться в искусстве.

Но пока почему-то не пришли такие менеджеры. Может, разумней ликвидировать Минкульт за ненадобностью, создав несколько агентств в области кино, театра, охраны памятников культуры и проч.?

Для того что бы что-то реально изменилось, нужно создать новые абсолютно инновационные хабы, частно-государственные институции, которые бы стали своего рода инкубаторами для новых кадров (в том числе и новых управленцев) и для создания культурного продукта нового качества. Благодаря этим свободным гуманитарным зонам будут созданы такие условия, когда новое искусство сможет конкурировать с консервативным, так называемым "традиционным", которое сейчас поддерживается государством.

Те немногочисленные бюджетные средства, что выделяются на культуру, необходимо тратить на инновационные проекты.

Но и разгонять старое нельзя. В том же Минкульте много людей порядочных, честных и талантливых. Просто обстоятельства нынче так складываются, что их креативные качества особо никому не нужны. Значит, необходимо создать такие условия, когда они будут нужны. Устраивать, например, открытые конкурсы. И так произойдет вытеснение старой системы новой.

Но сразу после Майдана, помнится, заместителей министра культуры Нищука выбирали как раз через такой конкурс, они пытались начать системные изменения. Потом Нищука сменил Кириленко, и команда замов тут же распалась.

Сейчас пытаться проводить отдельные нововведения — это сродни реформы на кладбище. Какие бы гениальные мысли ты ни приносил, каким бы ты удивительным ни был — сожрут, и даже не поморщатся.

Влад Троицкий прочувствовал это на себе, когда прошлой осенью предпринял попытку реформировать государственное учреждение культуры в модное, современное и популярное. Он продержался всего несколько недель в качестве руководителя "Киевского муниципального театра оперы и балета для детей и юношества" — огромного коллектива, насчитывающего 374 штатных сотрудника плюс 94 человека из ансамбля "Калина", про которых Троицкий иронично отзывается: "Поют в пластмассовых веночках типа народные песни и говорят, что они "носитель духовности".

На одной из публичных встреч Троицкий вспоминал, что когда шел в театр, был уверен в своих силах, так как у него были не просто амбиции, а люди, готовые организовать попечительский совет, искать деньги (и даже уже нашли первую сумму), чтобы ставить спектакли английских, французских хореографов.

Он не собирался никого увольнять. Хотел, чтобы было четыре сцены, а не одна, чтобы это был семейный театр и чтобы туда ходили студенты Могилянки. В общем, театр должен был стать флагманским культурным местом Подола. Придумал ему новое название — Центр Сковороды.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________

"И вот я прихожу, а там трусы висят — явно достижение белорусского хозяйства. Я спрашиваю: "Ребята, а как с трусами?" "Слушай, трусы — это неприкасаемое. Ни один человек не трогал трусы", — отвечают", — саркастически оформляет режиссер полное неприятие его идей коллективом театра, который занимает площадь 7500 метров в самом центре столицы и играет по вечерам три спектакля в месяц. А числящийся там же маленький "Киев Модерн-Балет" Раду Поклитару с труппой в 20 человек делал репертуар всему театру.

Украинцы научились объединяться "против" и никогда не умели объединяться "за". Надо учиться объединяться "за".

Закончилось все тем, что "тут же возник этот хор из трехсот человек: "Да пошел ты!", — заключает Троицкий. По его мнению, испугались изменений, потому что боятся "гамбургского счета": страшно, а вдруг станет ясно, что предъявить-то нечего.

Удалось ли хоть кого-то выдернуть оттуда? Или все попусту?

У меня не было ни одного шанса. Ведь дело не дошло даже до репетиций.

Какой для себя сделали вывод — никогда больше, или еще раз попробуете, если представится возможность?

Главный вывод — что-то делать, проводить изменения есть смысл только в новой структуре, с абсолютно новыми правилами, с абсолютно новыми взаимоотношениями и с цехами, и с актерами.

То есть, в том новом хабе, о котором вы говорили?

Нужен не просто один хаб, а сеть хабов, потому что один — тоже неустойчивый. Должна быть объединяющая история, которая бы соединила по горизонтали всю страну.

Есть ли сейчас зачатки таких хабов?

Нет. Это произойдет только в тот момент, когда государство сделает шаг навстречу. Иначе не получится. Если не будет создано физического пространства — ничего не будет. Ну где репетировать? Где ставить спектакли?

Государство должно предоставить владельцам такого хаба льготы?

Должны быть такие же условия, как сейчас имеют государственные театры и коллективы — Национальный оперный, Русская драма, театр им. Франка, оперетта, киностудия им Довженко, все эти многочисленные ансамбли Вирского, Веревки, "Думка" с громадными штатами. У них есть, например, преференции в отношении аренды земли и помещения, они платят только за коммуналку.

Еще до Майдана у Троицкого была идея, не дожидаясь, когда государство созреет, создать первый культурный кластер в промзоне на Выдубичах, занимающей 5 га — на территории брошенного завода, там, где проходил несколько лет подряд "ГогольFest". И даже были проведены переговоры с владельцем завода Анатолием Юркевичем (чей основной бизнес — "Милкиленд", одно из крупнейших молокоперерабатывающих предприятий) и получен сигнал в заинтересованности, правда с оговоркой, что он не готов дотировать проект годами, а хочет, чтобы у будущего арт-кластера появилась устойчивая модель развития.

В то время по подсчетам Троицкого, первоначально необходимо было вложить от $50-150 в один квадратный метр. Одним из "якорных" проектов арт-кластера должен был стать центр инновационной режиссуры.

________________________________________________________________________________________________________________________

А почему оставили идею создания арт-кластера на Выдубичах?

Это частная история, и она не годится: мало ли что произойдет с собственником. Поэтому должна быть гарантия государства, то что оно выделяет под кластер площадку, и выделяет надолго. Это должно быть стратегическое решение. "Мы это делаем, — говорит государство. — Даем вот эту территорию, с коммуникацией, со зданием под такие-то условия".

Сейчас нетни одного публичного места, кроме "Платформы" (принадлежит владельцам рынка "Дарынок" на "Лесном" в Киеве — ред.) и то она ориентирована на фуд-корт, фестивали уличной еды, какие-то концерты. А больше нет ни одной публичной площадке в стране, где молодые креативные люди могли бы встречаться, создавать проекты, которые потом смогут представлять Украину.

Но сам госаппарат не придет к такой идее. Кто лоббирует ее?

Я этим занимаюсь, пока у меня хватает моего сумасшествия.

А есть ли какие-то подвижки?

Не хочу об этом говорить, потому что не хочу утопией заниматься. Подвижки… Государство должно в это включиться, только тогда будут подвижки.

У меня позиция такая. Я уже доказал, что являюсь эффективным менеджером, что могу много чего сделать как снаружи, так и внутри страны. Здесь буду продолжать заниматься Гогольфестом, правда, не знаю, как в следующем году он будет проходить. Но убеждать чиновников… У них всегда есть "обстоятельства", а я разбираться в их счастливой-несчастной судьбе не хочу и вникать в их обстоятельства не хочу.

Вы работаете с молодыми актерами, художниками, музыкантами — на проектах "Кориолан", Dakh Daughters, "ГогольFest". Чувствуете, что растет сообщество единомышленников, креативных людей совсем другого качества?

Таких — исчезающее количество, потому что, повторюсь, нет ни одного места, где можно нормально делать что-то хорошее, новое. Нужен дом, где это новое может расти.

Я бы с большим удовольствием работал в Украине, но сейчас мне негде здесь работать. Нет репетиционной зоны, нет площадки. Есть маленький "Дах", но я не могу содержать его труппу.

У нас просто нет ничего системного с точки зрения завтрашнего дня. Разве что ПинчукАртЦентр немного.

Но как только появится место, люди обязательно найдутся. И для того, чтобы это место появилось, надо какое-то консолидированное высказывание. Не мое и даже не людей культуры, а общества. Чтобы это было на слуху, что бы понимали все: да, это нужно. Потому что на самом деле реальных заказчиков современной культуры в Украине нет. И проблема именно в этом.

Это иллюзия, что кому-то вообще нужна культура. Глубочайшая иллюзия. Когда спрашивают киевлян, чего им не хватает в Киеве, там вообще о культуре упоминания нет.

Ну отвечают же — концертных залов хороших хотим...

Вопрос не в концертных залах. Филармония пустая стоит, никому не нужна. Консерватория в запущенном состоянии — в центре города громадный зал. "Украина"… Вопрос не в этом.

Вы, когда-нибудь задумывались, чем отличается Берлин, Будапешт, Прага или Варшава от Киева?

Если сравнивать магазины, рестораны, машины — у нас не хуже. Даже с чистотой в городе — нормально. Но есть одно принципиальное отличие. Это — количество и качество культурных событий своего и чужого производства в день. У нас меньше в десятки раз.

А это формирует сознание. Кто ты? Кто такой украинец? Либо ты хохол, который индульгирует, что "мы — жертва России", или ты все-таки можешь что-то сделать? Хочется верить, что у нас все-таки преобладает второй вариант.

У культуры есть, что называется виденье будущего, его формирование. Она моделирует это будущее. Что дети в 8-10-ом классе смотрят, что они читают, вот такой и будет страна. Если мы производим… кхм… ну вы поняли что, значит они будут делать то же самое. Другого не будут, так как не будут другого видеть. Это очень простая схема. Наши политики этого не понимают.

И ведь не то, что бы нам было нечего показать миру!

У нас создаются продукты, которыми их авторы могут гордиться. Не провинциальные, местечковые продукты (наш Вася Пупкин самый крутой Вася Пупкин в нашем захолустье), а проекты такого масштаба, когда гордиться тем, что делаешь, можно отнюдь не только в Украине. Тот же Мирослав Слабошпицкий это очень крутой режиссер и "Племя" — браво! Но на сорокамиллионную страну таких — с десяток. И почти все эти проекты сделаны вопреки Минкульту или вообще всему...

На энтузиазме...

Хотя, может все идет к лучшему, просто слишком медленно. Для меня — слишком медленно.

Расскажите о том хорошем, что будет у вас в 2016-2017 годах?

Формально, вообще прекрасно будет. Я востребованный человек, мои проекты нужны во многих странах, так что в этом плане все замечательно. Вот 20-го ноября будет премьера спектакля в Таллинне, потом месяц побуду в Киеве и поеду в Варшаву, затем — в Париж. Всего будет четыре мои премьеры за рубежом в следующем году. Нормальный режиссер ставит три спектакля — у меня четыре, а еще новый альбом "ДахиБрахи" "Дорога", новый проект Dakh Daughters "Как я была Алисой", премьера которого состоится в начале лета. Плюс "ГогольFest", гастроли, фестивали.

Во Франции вы говорили запланировано 20 показов спектаклей?

Уже больше, в Париже будет в начале 2017-го года еще 20, то есть всего — 40. Это "Антигона" (совместный с французами проект), будут гастроли "Собачьей будки", стопроцентно покажем оперу-реквием "Иов", она очень перспективна. И обязательно сделаем новый спектакль с "Дахом". То есть до середины 2017 года все расписано. Есть, чем заниматься.

Вы как-то сказали, что у человека обязательно должно быть место, куда он может возвращаться. Возвращаться ради своего дела, и туда, где он востребован. У вас с Украиной сейчас не так...

Говоря об этом, начинаю злиться. Но злость у меня не на власть.

Не на власть? А на кого?

На наших внутренних рабов — тех, что продолжают жить в каждом из нас.

Это абстракция, что там, во власти, дураки сидят. Там очень много умных людей. Злит равнодушие, такой агрессивный инфантилизм окружающих. Когда меня "рвали" (в музыкальном театре для детей и юношества), хоть бы какая-то общественность сказала: ребята, вы сдурели? А ведь тогда у всех у нас был шанс получить современный европейский театр в столице.

Или мы защищаем свои интересы, или "сливаем" людей. Так же слили Дениса Матвиенко, который начал изменения в Оперном театре. Сейчас Матвиенко едет в Новосибирск, потому что он не нужен в Украине. И не нужен он не министру Кириленко, нет — не нужен публике.

И что делать? Жечь шины под Минкультуры? Протестовать?

Зачем протестовать? Против кого? Против себя? Надо учиться объединять, учится защищать друг друга. Будущее надо строить так, а не сплошными протестами.

Не тратить энергию на борьбу со злом?

Какое зло? Кто есть зло?

Бюрократы? Чиновники?

Да они, в принципе, даже готовы идти на диалог. Например, министр культуры предлагал мне возглавить Раду реформ. Плохо, что в нашем так называемом демократическом обществе каждый начинает тянуть одеяло на себя, защищает свои маленькие амбиции и интересы.

Нет корпоративной солидарности. Как только начинается демократия, почти сразу начинается хохлосрач.

Беседовала Елена Гладских