- Категория
- IT и Телеком
- Дата публикации
«Киевстар» борется за место под солнцем
В середине ноября президент компании «Киевстар» Игорь Литовченко планирует предложить акционерам компании — российской Altimo и норвежской Telenor — свою стратегию дальнейшего развития их дочерних компаний в Украине. Как сообщало «ДЕЛО» (№161 от 06.10.09 г.), пятилетний конфликт Telenor и Altimo закончился объединением украинских активов этих акционеров в новой компании VimpelCom. Слияние может состояться только после одобрения Антимонопольного комитета. Но при этом акционерам придется решать проблему сосуществования дочерних компаний — «Киевстар», «Голден телеком» и «УРС» — на одном рынке.
Суть предложения Игоря Литовченко состоит в том, чтобы не создавать единого мобильного оператора, а разделить телекоммуникационные бизнесы. В этом случае будут сохранены все действующие бренды. «Киевстар» займется мобильной связью, фиксированный Интернет перейдет к «УРС» и «Голден телеком» под брендом Beeline. То есть на рынке должно остаться два юрлица. В противном случае АМКУ может признать нас монополистом», — поясняет свою позицию президент «Киевстара».
Читайте эксклюзивное интервью с Игорем Литовченко: Президент "Киевстара": За год компания планирует получить 1 млн 3G абонентов
Кто на «УРС»
Если же Антимонопольный комитет запретит объединение «Киевстара» и «УРС» (ТМ Beeline), акционеры новой телеком-группы будут вынуждены продать Beeline. «Если акционеры и пойдут на вариант продажи компании внешнему инвестору, они будут пытаться не получить за компанию максимум денег, а найти такого игрока, который бы минимально усилил конкуренцию на рынке», — считает Нефьодов. При этом исполнительный вице-президент Telenor Тор Халворсен утверждает, что одним из возможных покупателей может стать Vodafone, который намерен активно укреплять свои позиции на рынке Восточной Европы.
В то же время глава департамента по связям с общественностью Vodafone Group Бен Падован заявил «ДЕЛУ», что у группы нет других планов развития на украинском рынке, кроме маркетингового сотрудничества с «МТС-Украина».
Гораздо более реальными выглядят шансы компании заинтересовать в покупке Beeline внутренних игроков, а именно компанию «Астелит», турецкий акционер которой Turkcell располагает необходимыми ресурсами. Третьего оператора на рынке интересуют и абоненты, и частоты «УРС». Впрочем, акционеры «Киевстара» вряд ли согласятся продать компанию именно «Астелиту», для того чтобы не повышать и без того высокий градус конкуренции на рынке.
Стоит отметить, что наибольший интерес для акционеров представляет не мобильный бизнес Beeline в Украине, то есть «УРС», а фиксированный — компания «Голден телеком», которая находится в процессе интеграции с «УРС». Компания является четвертым по величине игроком на рынке фиксированного широкополосного доступа в Интернет после «Укртелекома», «Воля-Кабель» и группы Vega. По итогам II квартала 2009 года, количество интернет-абонентов компании составило 51 тыс. человек. Именно по этой причине этот актив является крайне привлекательным для поглощения «Киевстаром», который уже несколько лет заявляет о своем интересе к рынку фиксированного Интернета.
Таким образом, если Антимонопольный комитет даст «Киевстару» разрешение на поглощение «УРС», это позволит компании стартовать на относительно новом для себя рынке фиксированной связи не с нуля. «Позиции «Киевстара» очень сильны в мобильной связи, но не в фиксированной. В то же время в состав «УРС» входит «Голден телеком», который традиционно силен в этом сегменте рынка. Надеемся, что Комитет примет во внимание все эти аспекты», — говорит Тор Халворсен.
Будущее бренда
Что касается бренда, под которым будут работать активы акционеров в Украине, то представители и Altimo, и Telenor публично заявляют о своем намерении сохранить старейший мобильный бренд на рынке Украины — «Киевстар», по крайней мере, в краткосрочной перспективе. Впрочем, эксперты считают, что рано или поздно ТМ «Киевстар» падет жертвой жесткой корпоративной политики «Вымпелкома», который, в отличие от Telenor, работает под единой ТМ Beeline на всех рынках своего присутствия. Для российской группы весьма важным фактором является капитализация бренда на международном уровне, и ее акционеры будут прилагать максимум усилий для того, чтобы продавить ребрендинг. Успешность этих усилий будет зависеть от того, насколько активно этой инициативе будут сопротивляться норвежцы, которых нынешний бренд их украинского актива устраивает в полной мере. Впрочем, опыт всех транснациональных корпораций показывает, что рано или поздно они приходят к ребрендингу. Я считаю, что от бренда «Киевстар» компания откажется через 2-3 года», — считает Нефьодов.