Топ-15 самых доходных продуктовых сетей

pixabay.com
pixabay.com
Продуктовые ритейлеры, похоже, пережили самые сложные времена. В этом году было открыто наибольшее за последние пять лет количество продуктовых супермаркетов

Рынок ритейла пережил самые сложные времена. По данным исследовательской компании GT Partners Ukraine, в первом полугодии 2017 года продовольственные ритейлеры открыли в Украине 229 новых сетевых магазинов, что на 13% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Это самый лучший показатель за последние пять лет. Например, за шесть месяцев 2013-го сети открыли 185 торговых точек, а в январе-июне 2014-го — 211. 

На первом месте по количеству новых магазинов оказалась сеть дискаунтеров "АТБ", которая в первом полугодии открыла 47 новых торговых точек и увеличила свою сеть до 882. На втором месте активно развивающийся ритейлер из Кривого Рога "Делви" — 19, до 128 магазинов. Третье место у компании Fozzy Group ("Сільпо", "Фора", Fozzy C&C и пр.), которая обзавелась 18 новыми объектами и управляет сетью из 528 магазинов. Всего в Украине насчитывается свыше 4300 сетевых продовольственных магазинов.

Самым интересным для развития ритейлеров оказался запад страны. По данным GT Partners Ukraine, в этом регионе открыто 32% от общего количества новых магазинов. На запад пристальное внимание ритейлеры обратили всего три года назад после начала военных действий на востоке, которые вынудили бизнесменов отказаться от своих активов на не подконтрольной Украине территории. Так, "АТБ" потеряла в Донецкой и Луганской областях около 150 своих магазинов, оценив убытки в 1 млрд грн. Сейчас дискаунтерами сети управляют приближенные "к руководству" ОРДЛО боевики. 

Чем привлекает ритейлеров запад? По словам заместителя главы наблюдательного совета компании "Пакко Холдинг" (сети "Пакко", "Вопак") Олега Мерченко, конкуренция на западе страны пока не очень жесткая. При этом уровень жизни местного населения, которое получает помощь от своих родственников-гастарбайтеров, гораздо выше по сравнению с другими регионами страны. Именно поэтому ассортимент импортных товаров в магазинах на западе тоже гораздо выше. Близость к границе с Польшей, Словакией и Венгрией позволяет привлекать иностранцев, которые не только заливают более дешевое топливо на украинских АЗК, но и скупаются в местных магазинах. К примеру, алкогольные напитки в Украине в полтора раза дешевле, чем в странах Восточной Европы. Этим пользуются и сами ритейлеры, которые рекламируют свои магазины в приграничных зонах на словацком, польском или венгерском языках.

Основная масса продовольственных сетей, работающих на западе страны, местные. "Они не выдерживают конкуренции и готовы продаваться", — говорит совладелец продовольственной сети "Фуршет" Игорь Баленко. За счет их покупки более крупные конкуренты могут быстро увеличить свою долю на рынке. Первые предпосылки к этому наблюдаются уже сейчас. К примеру, в ноябре прошлого года стало известно, что сеть "АТБ" выкупает часть торговых точек ритейлера "Барвинок". Сумму сделки стороны не называли. Переговоры активно ведутся и с другими локальными сетями, рассказал инвестиционный банкир, пожелавший остаться неназванным. "Местные ритейлеры понимают, что не смогут конкурировать с национальными сетями, если они откроют свои торговые точки по соседству", — говорит он. На продажу выставлены активы сети "Колибрис".

В тройку лидеров по темпам развития вошли также восток (25%) и юг страны (14%). Некогда популярный регион для развития ритейлеров — Киев — в первом полугодии оказался на предпоследнем месте: только 8% от общего количества магазинов, по данным GT Partners Ukraine, открылось в столице. Причина — нехватка помещений в проходных местах для новых торговых точек или строительства крупных гипермаркетов. Именно поэтому существующие ритейлеры приобретают либо компанию конкурентов, либо их оборудование, товарные остатки и переуступку прав аренды (юридическое лицо с долгами остается у предыдущего собственника). Так, в конце июня компания "Ашан Ритейл Украина" сообщила о подписании соглашения о выкупе активов украинского дистрибьютора "Караван", который управлял девятью гипермаркетами в стране. Антимонопольный комитет Украины одобрил проведение этой сделки. Ранее сеть "Ашан" заявила о намерении развивать сеть небольшого формата — "магазинов у дома".

Продовольственный ритейл

   

Чистый доход

Чистая прибыль

Компания

2016, млн грн

2015, млн грн

2016, рост, %

2016, млн грн

2015, млн грн

0

АТБ-Маркет

48 376

38 605

25

1605

2362

0

Фоззи-Фуд (ТМ "Сильпо")

34 739

35 023

-1

-436

-1406

0

МЕТРО Кэш энд Керри Украина

11 822

10 174

16

-671

-2001

0

Ашан Украина Гипермаркет

9713

8865

10,00

203

-196

0

Фудмережа (ТМ "Велика кишеня")

7014

6109

15,00

-44

3

2

Экспансия (ТМ Fozzy)

6614

5078

30,00

-245

-255

-1

Омега (ТМ "Варус")

6422

5415

19

1

-68

-1

Фора

6390

5160

24

-88

-39

4

Новус Украина

5593

3036

84,00

-99

271

-1

Таврия Плюс (ТМ "Космос")

5203

4843

7,00

55

12

-1

ЭКО

4774

4760

0,00

47

-338

0

Группа ритейла Украины (ТМ "Караван")*

3756

3 302

14,00

1

14

1

Альянс Маркет

3280

2982

10,00

-68

-43

-3

Украинский ритейл (ТМ "Брусниця")

3039

3630

-16,00

-128

-439

0

Ритейл Центр (ТМ "Фуршет")

2709

2641

3,00

0

-7