- Тип
- Эксклюзив
- Категория
- Бизнес
- Дата публикации
Новые правила госзакупок лекарств: как государству тратить деньги эффективнее
Что такое Нацперечень лекарств?
Национальный перечень основных лекарственных средств — это список эффективных, качественных и безопасных лекарств, которые должны быть доступны пациенту в любое время в необходимом количестве в медучреждении. Отметим, что все лекарства из перечня закупаются за счет государства.
Кабинет Министров Украины утвердил новую редакцию Национального перечня в марте 2017 года. Однако эта редакция была базовой и не удовлетворяла потребности в полном объеме. Поэтому 13 декабря 2017 года Кабмин внес в Национальный перечень дополнительные лекарственные средства.Тем не менее, по мнению представителей отрасли здравоохранения, этих дополнений все еще недостаточно.
Для производителей лекарственных средств Национальный перечень станет важным с 1 января 2018 года, поскольку с этой даты регионы и отдельные учреждения здравоохранения начнут закупать лекарства преимущественно по перечню. Это значит, что в первую очередь учреждение закупит 100% потребности лекарств из Национального перечня, и только после этого — остальные лекарственные средства. Более того, медицинская реформа, предусмотренная законом № 6327 "О государственных финансовых гарантиях предоставления медицинских услуг и лекарственных средств" (принят Верховной Радой Украины 19.10.2017), предполагает, что только лекарства, включенные в Национальный перечень, будут финансироваться за счет государственного бюджета.
Цель пересмотра Национального перечня — оптимизация расходов денег из госбюджета. Представители медицинской среды и фармацевтического рынка уже давно обсуждали необходимость пересмотра списка лекарств, которые закупают государственные и коммунальные учреждения здравоохранения. Процедура такого пересмотра должна быть понятной и предсказуемой. Однако у компаний много вопросов относительно четкости и предсказуемости этой процедуры.
Существующие недостатки
Во-первых, отсутствуют четкие сроки включения лекарственного средства в Национальный перечень по заявке компании. То есть не установлены сроки, в течение которых Минздрав принимает решение на основании рекомендаций Экспертного комитета по отбору и использованию основных лекарственных средств, равно как и сроки, в течение которых Кабмин принимает окончательное решение на основании решения Минздрава.
Более того, из-за недавних изменений процедуры отбора лекарственных средств для включения в Национальный перечень сроки рассмотрения каждой заявки были увеличены. Для компаний это означает неопределенность в отношении сроков закупки лекарственных средств за счет государственного бюджета.
Во-вторых, отсутствует четкое руководство относительно того, какие лекарственные средства экономически целесообразны, а это — одно из условий включения препарата в Национальный перечень. Внедрение в законодательство формул или численных нормативов позволило бы компаниям заранее провести расчеты и выяснить, удовлетворяет ли лекарственное средство требованию экономической целесообразности.
Кроме того, препараты для лечения редких (орфанных) заболеваний изначально не соответствуют критерию экономической целесообразности, поскольку предназначены для лечения крайне малого количества пациентов и при этом дорогие. Это не означает, что государственные и коммунальные медучреждения не должны закупать такие лекарственные средства. Для их закупки необходимо разработать отдельные правила и критерии финансирования, как это предусмотрено в законодательстве многих европейских стран.
Чтобы улучшить процедуру пересмотра Национального перечня было бы уместно разработать механизм, который бы позволил получать производителю лекарств предварительное заключение Комитета. Так компании смогли бы заранее оценить вероятность получения положительного заключения Комитета и решить, целесообразно ли подавать заявку на включение в Национальный перечень.
Будут ли ценовые переговоры?
Однако главный вопрос рынка — будет ли Минздрав использовать договорное регулирование цен на лекарства при включении в Национальный перечень.
Внедрение ценовых переговоров может стать стимулом для производителей лекарственных средств предлагать новые препараты для включения в Национальный перечень. Иногда закупка дорогостоящих препаратов не оправдана с точки зрения соотношения уровня бюджетных затрат и улучшения здравоохранения в результате такой закупки. Минздрав мог бы инициировать переговоры с производителем относительно включения препарата в Национальный перечень при условии снижения его цены.
Такой механизм не предусмотрен законодательством Украины, однако успешно используется в странах Европы (например, в Италии, Бельгии, Венгрии) и гарантирует баланс интересов государства и производителей лекарственных средств. Таким образом государству удается достичь снижения уровня расходов на здравоохранение, а производителям — получить возможность продавать препарат на рынке государственных закупок за счет некоторого снижения цены.
Практика применения такой процедуры в других странах показывает, что международные компании идут на большее снижение цены, если государство гарантирует компании конфиденциальность размеров предоставленной скидки. Это важно для компаний, работающих на рынках с международным реферированием цен, поскольку в этом случае снижение цены в одной стране не повлечет за собой необходимость одновременного снижения цен в других странах.
Таким образом, с 2018 года роль Национального перечня для закупок лекарственных средств возрастет, поэтому производителям будет важно обеспечить наличие лекарственных средств в этом списке.
Однако процедура пересмотра Национального перечня несовершенна. Для ее улучшения необходимо устранить некоторые недостатки и внедрить в законодательство процедуру ценовых переговоров и обеспечить конфиденциальность цен. Опыт других европейских стран продемонстрировал эффективность этих инструментов.