Bajaj Auto: история спасения мотоциклетного бизнеса

Раджив Баджадж спас дело всей жизни своего отца от полного краха

Раджив Баджадж спас дело всей жизни своего отца от полного краха

На сегодняшний день Bajaj Auto — синоним индийской мотоциклетной индустрии. А ведь буквально лет десять назад компания стремительно теряла позиции на рынке мототехники. Основным источником ее дохода тогда были скутеры. Ассортимент же мотоциклов был довольно скудным и скопированным у классика жанра — японского Kawasaki.

Модели Bajaj проигрывали конкуренцию таким успешным производителям, как Honda, Suzuki и Yamaha. «Самое ужасное, что индийцы уже называли «хондой» любой мотоцикл, независимо от его марки, даже если он был собран на нашем заводе», — вспоминает Раджив Баджадж. Надо ли говорить, что индийский мотоцикл стал восприниматься как нечто непрестижное и немодное. В те времена двигатели для индийских мотоциклов производились по древней технологии. Они дымили, как паровозы, и немилосердно отравляли воздух. Баджаджу предстояла нелегкая задача изменить имидж фирмы в глазах соотечественников. Заставить их поверить, что производитель старомодных уродливых пыхтелок Bajaj Auto — синоним скорости и стиля.

Карьера в отцовской компании

Раджив Баджадж приступил к работе на отцовском заводе сразу по окончании британского университета Уорвика, где получил инженерное образование. Начинал он со скромной должности менеджера по особым поручениям. Первые инициативы Раджива были, мягко говоря, неудачными. Он попытался переделать один из мотоциклов фирмы Kawasaki под модель для мотокросса. В результате получилось нечто неудобное даже для поездок по городу, а до спортивных стандартов модель вообще недотянула. Компании не удалось продать ни одной машины! Отец вызвал сына и в шутку пообещал его уволить за такие штучки.

Читайте также: Украинцы отдают предпочтение дешевым автомобилям, а не большим скидкам  
Тогда Раджив нанял опытного инженера — своего старого знакомого по фамилии Равишандран. Вдвоем они решили не изобретать велосипед и закупили лучшие технологии и чертежи у японских инженеров. После тщательного знакомства с ними в голове у Раджива созрел план в несколько ходов.

Расширение портфолио и смена ориентиров

В 1999 году Bajaj Auto была запущена в производство модель Kawasaki Bajaj CBZ — плод совместных усилий индийских и японских инженеров. Мотоцикл на то время был самым дорогим и элитным в своей ценовой категории, а покупатели начали постепенно привыкать к тому, что индийская техника тоже может быть престижной и качественной.

Раджив Баджадж воплощал свои планы в жизнь с невероятной скоростью. На международной выставке Auto Expo 2000 компания Bajaj Auto представила уже 17 новых моделей мотоциклов. Среди них были такие ныне популярные марки, как Cajiva, Bravo, Eliminator и Anhelo. Они не отличались какой-то невероятной мощностью — это было чисто внешнее новаторство, которое работало на имидж компании. Но параллельно Bajaj Auto запустила супермощные модели Legend, Spice и Chetak. Eliminator и Anhelo (соответственно 173 и 250 кубических сантиметров) были недорогими мотоциклами с четырехтактным двигателем, который давал значительно меньший выхлоп вредных газов, чем двухтактный. В розничной сети цена мотоциклов не превышала 14 тысяч долларов, и в результате каждый месяц уходило по три тысячи штук. Самое важное, что все новинки были не улучшениями уже существующих марок, как это делалось ранее, а по-настоящему свежими машинами. 

Читайте также: Китай стал крупнейшим в мире производителем автомобилей  
«У меня уже никто больше не спрашивал, почему это вы, мистер Баджадж, до сих пор штампуете ваши уродливые скутеры и чадящие сизым дымом трехколесники?» — вспоминает Баджадж-младший. Ранее скутеры и трехколесные байки приносили компании хоть и незначительный, но стабильный доход. Это позволяло фирме держаться на плаву, однако создавало ей имидж, далекий от лидера рынка мотоциклов.

Баджадж пошел на непопулярные меры по сокращению персонала компании. Прежде всего пришлось закрыть завод в Аурангабаде, отказаться от 80% фирм — торговых посредников и сократить персонал компании более чем вдвое — с 23 до 11 тысяч человек. Несмотря на тяжелое финансовое положение Bajaj Auto, уволенным были выплачены солидные выходные пособия. Многие из них потом снова получили работу на мотоциклетных заводах компании.

Когда Баджадж-младший посчитал, что пришло время сменить формат сотрудничества с Kawasaki, он предложил японскому партнеру собирать по индивидуальному заказу мотоциклы из нового ассортимента Kawasaki для продаж на индийском рынке. Предложение, с одной стороны, наносило удар по позициям японского производителя в Индии, но с другой — оказалось очень выгодным, и японцы согласились. Последняя идея приносила не только коммерческое, но и психологическое преимущество: покупатели начинали привыкать, что японцы доверяют индийским производителям.

Индийский рынок мотоциклов с оптимизмом воспринял новые идеи, однако все ждали чего-то по-настоящему революционного. В портфеле Раджива Баджаджа было еще много проектов, которые он извлекал, как фокусник кроликов из шляпы.

Хитом продаж стал мотоцикл Pulsar. В устройстве этой машины была применена недавно разработанная технология DTSI (digital twin spark ignition — цифровое зажигание от двойной искры). Однако у этого мотоцикла была непростая судьба: из-за него Раджив едва не рассорился со своим отцом Рахулом. Дело в том, что отдел исследований и развития, который в те времена буквально стал резиденцией Раджива, консультировали наемные менеджеры из компании McKinsey & Co. Узнав об идее Баджаджа-младшего, McKinsey тут же связался с Баджаджем-старшим, высмеял ее в самой язвительной манере и посоветовал выбросить все чертежи Pulsar на свалку. Говорят, дело кончилось тем, что Раджив пришел к отцу и заявил: «Или Pulsar на конвейере, или я здесь больше не работаю».

Сын редко разговаривал с отцом. «Он такой недоступный, я и то к нему не часто на прием попадаю», — шутил Рахул. Возможно, именно эта встреча решила все. Первый Pulsar сошел с конвейера.

Читайте также: Японский экспорт автомобилей снизился на 13,7%  
После этого случая Раджив создал в отделе исследований и развития мощную бригаду опытных инженеров и дизайнеров, которая под его руководством принялась разрабатывать новые модели мотоциклов. За Pulsar последовали еще более стильные Discover и Boxer. Несмотря на довольно высокие цены, модели успешно продавались. Выпуск «бутерброда» CT 100 стал настоящим вызовом аналогичной модели конкурента Hero Honda's Splendor.

С этого момента компания вернула себе прежние позиции на рынке по объемам продаж. Ключевым моментом в производственной цепочке стало строительство завода в Чакане, в который было инвестировано несколько сотен миллионов долларов, включая средства на развитие производства.

В 2006 году компания инвестировала 380 миллионов долларов в оборудование завода специальными станками для производства трех- и четырехколесных мотоциклов.

Завоевание зарубежных рынков

Талантливый антикризисный менеджер добился того, что 80% производимых в мире мотоциклов не попадают на индийский рынок вообще: покупатели полностью доверяют национальному производителю.

Главные экспортные регионы компании — Латинская Америка, Юго-Восточная Азия, Африка, Китай и Ближний Восток. Сейчас планируется расширить продажи мотоциклов в Колумбии, Нигерии, Шри Ланке и Бангладеш.

Достаточно серьезный вопрос, который предстоит решить компании: как же войти на плотно заполненный китайский рынок? Раджив Баджадж видит только один путь — создание совместных предприятий.

Антипод своему отцу

Раджив Баджадж старается не пропускать утренние занятия йогой, а после работы садится на мотоцикл и на огромной скорости уносится за сотни километров от дома. Пару лет назад он попал в небольшую аварию, повредил колено и с тех пор перестал играть с рабочими завода в футбол. Его любимый фильм — «Ганди» Ричарда Аттенборо. Эта картина посвящена человеку, который вернул индийцам их страну и культуру. В отличие от своего жизнерадостного отца Раджив Баджадж ведет жизнь затворника, редко дает интервью прессе. Его девиз: «Ничего не забывай и как можно реже прощай».

17,4 миллиарда долларов составил оборот мотоциклетной компании Bajaj Auto в 2008 году

 Компания Bajaj Auto занимает 50% индийского рынка мотоциклов с объемом двигателя свыше 125 куб. см и является главным экспортером двух- и трехколесных мотоциклов в стране.

Раджив Баджадж

Родился в 1966 году в Пуне (Индия).
 Окончил с отличием Пунский университет по специальности «инженер-механик», затем получил магистерскую степень с отличием университета Уорвика (Великобритания) в области инженерно-производственных систем.

 С 1990 года работает на предприятии отца Bajaj Auto. Начинал с должности менеджера по особым поручениям. С 2005 года управляет компанией.