Железная дорога щедро заправилась

Пять неизвестных компаний выиграли тендер на поставку для «Укрзализницы» дизтоплива на полмиллиарда гривен. Газета «ДЕЛО» попробовала узнать, кто стоит за этими компаниями

Цена топлива, указанная в тендерном предложении, составляла примерно 7 тыс. грн. за тонну. Об этом сообщил «ДЕЛУ» Алексей Ониксимюк, первый заместитель директора компании «Укрзализнычпостач», занимающейся материально-техническим обеспечением «Укрзализныци».

Крупные операторы рынка уверяют: о компаниях-победителях практически ничего не слышали. Однако они не удивлены результатами конкурса, поскольку не могут напрямую участвовать в тендерах «Укрзализныци».  Дело в том, что они требуют предоплаты за поставку топлива, а госкомпания не может этого сделать из-за законодательного запрета. «В случае если этот вопрос был бы решен, «Укрзализныця» и другие госкомпании смогли бы получить топливо на 100-200 грн. за тонну дешевле», — объяснил пресс-секретарь «ТНК-ВР» Дмитрий Зверев.

По условиям тендера, каждая компания, одержавшая победу, предоставила тендерному комитету гарантии выполнения обязательств. По словам бывшего руководителя «Укрзализныци» Зенко Афтаназива, принимать участие в таких тендерах могут только компании, которые имеют в наличии «существенные объемы свободных денежных средств» или легкий доступ к банковским кредитам. Таким образом, малоизвестные компании, победившие в тендере, должны иметь денежную поддержку со стороны.

Компании, победившие в тендере на закупку дизтоплива для «Укрзализницы»


Компания

Сумма контракта, млн гривен

"Барвы 2007"

104

ДГС

103,2

"НК Полюс"

102

"Статус бизнес групп"

100,5

«Надійність» Всеукраинской общественной организации инвалидов «Взаємодопомога»

100,5


Данные: "Вестник государственных закупок"

О компании «Надійність» источники «ДЕЛА» сообщили, что она связана с депутатом от БЮТ Валерием Сушкевичем. Однако вчера пресс-секретарь депутата Наталья Гарач не подтвердила эту информацию, заявив, что он не имеет отношения к компании. Удалось только узнать, что директором всеукраинской общественной организации инвалидов «Взаємодопомога», в структуру которого входит «Надійність», является некий Анатолий Леонов.

Не менее загадочная компания «Статус бизнес групп». По телефону вначале отвечала девушка, представляющаяся секретарем, а потом он и вовсе замолчал. Однако «ДЕЛО» выяснило, что по адресу, где зарегистрирована компания — ул. Уманская, 6, — находится объект «Укрзализныцы».

Следующая компания-победитель — «ДГС» — зарегистрирована в Днепропетровске и занимается торговлей нефтепродуктами, выпускаемыми Кременчугским НПЗ («Укртатнафта»). «ДЕЛО» пыталось связаться с представителями фирмы, однако, по словам секретаря, вчера у руководства не было времени на разговор с прессой. Однако, поговорив с одним из менеджеров по продажам «ДГС», «ДЕЛО» выяснило, что компания торгует всеми товарами, которые выпускает Кременчугский нефтеперерабатывающий завод, и является связанной с ним структурой. Однако пресс-секретарь «Укртатнафты» Сергей Биленький заявил, что в компании не хотят комментировать тендеры «Укрзализныци», ссылаясь на особые с ними отношения. Вместе с тем экс-руководитель «Укразализныци» Зенко Афтаназив сообщил, что ранее перевозчик имел прямые контракты непосредственно с заводами-производителями, в частности Кременчугским НПЗ.  «Мелких компаний было много всегда, но мы фактически проводили этот тендер на компанию, которая является официальным представителем завода и сможет полностью выполнить поставку», — сообщил экс-глава «Укрзализныци».

Еще один победитель тендера — находящееся в Днепропетровске ООО «НК Полюс» — является одним из трейдеров «ТНК-ВР», покупая, помимо этого, иностранное дизельное топливо. Информацию о связи «НК Полюс» и «ТНК-ВР» подтвердил пресс-секретарь последней Дмитрий Зверев.

Первый заместитель директора компании «Укрзализнычпостач» Алексей Ониксимюк напоминает, что «Укрзализныця» не работает по предоплате, а рассчитывается с компаниями только по факту поставки с возможной отсрочкой платежа в 75 банковских дней. Эта норма и отталкивает от участия в тендерах крупных трейдеров. Это же подтвердили в «ТНК-ВР». «Контрагентам компания отгружает нефтепродукты по предоплате, чтобы минимизировать риск неплатежей. В тендерах «Укрзализныци» не участвуем, так как госкомпании, согласно закону, не могут делать предоплату поставщику», — заявил Дмитрий Зверев. Аналогично «ДЕЛУ» ответили и в других компаниях. По словам директора «Консалтинговой группы «А-95» Сергея Куюна, фирмы, закупающие топливо за рубежом, отказываются от участия в таких тендерах из-за нестабильности курса доллара. «Нефтетрейдер импортировал, заплатил сколько-то долларов, курс поменялся, и ему в итоге заплатили меньше, чем стоило топливо. Конечно, на таких условиях никто не рискнет работать», — уверяет эксперт.

По словам Ониксимюка, по условиям тендера каждая компания, одержавшая победу, предоставила тендерному комитету гарантии выполнения обязательств. «Эти данные и документы есть, но вам их никто не даст», — заявил Алексей Ониксимюк на вопрос «ДЕЛА», где можно ознакомиться с этими документами. По словам Афтаназива, возможность принимать участие в таких тендерах могут только компании, которые имеют в наличии «существенные объемы свободных денежных средств» или легкий доступ к банковским кредитам. Таким образом, малоизвестные компании, победившие в тендере, должны иметь денежную поддержку со стороны. «По сути, выигрывает такой тендер тот, кто может добиться перечисления денег от «Укрзализныци» с наименьшей отсрочкой. Каждый новый директор «Укрзализныци» приводит за собой новых трейдеров», — рассказывает источник «ДЕЛА», знакомый с историей вопроса.

Читайте также:

"Укрзализныця" упрощает тарифы

"Укрзализныцю" сделают акционерным обществом

"Укрзалізниця" вводит платежные терминалы для бронирования билетов