21 год независимости: о потерянной металлургии

Украинские металлурги почти опоздали на поезд к современному рынку

Всего несколько показателей, характеризующих изменения в украинском горно-металлургическом комплексе (ГМК) за десятилетия уже независимости страны. С 1990-го по 2011-й черная металлургия Украины сократила годовой уровень выплавки стали примерно на 15 млн. тонн, или на 30%. При этом 97-98% собственности в отечественном ГМК находится ныне в частных руках (оценка Профсоюза горняков и металлургов Украины).

Понятно, что вместе с независимостью Украина получила и развал прежней системы хозяйствования социалистического толка. Ясно и то, что с выстраиванием новой либеральной модели экономики невозможно было сохранить плановые прежде объемы производства; неспособна была отрасль в одночасье переориентировать "всесоюзный сбыт" на новые рынки. Можно найти аргументы и тому, что в условиях рынка необязательно "гнать вал" по рядовым маркам стали; главное, мол, — выпускать качественный и дорогой продукт.

Все верно, однако… Украинские метпредприятия, в большинстве своем, за все эти годы так и не вышли из этапа количественных преобразований и распределений. Отрасль долгое время интересовало лишь, кто и в какой степени владеет тем или иным активом. Вопросы преобразования этих самых активов в иное, более высокое качество — технологическое и рыночное — если и затрагивались, то чаще на уровне "многомиллиардных инвестиций, которые готов внести в развитие предприятия частный собственник". А те редкие исключения, когда на коренное качественное обновление предприятий все же направлялся огромный финресурс, сейчас смотрятся больше как обуза для инвестора, обремененного многомиллиардными же долгами.

Конечно, можно нарекать на мировой финансово-экономический кризис, заморозивший с 2008 года многие проекты модернизации в ГМК страны. Но кризис в данном случае — слабое оправдание. В соседней Турции, скажем, глобальные макро-негативы совсем не явились помехой в деле последовательного создания с нуля новых мощностей на миллионы тонн годового выпуска металлопродукции. И сейчас эта страна из былого рынка для украинского проката превращается в конкурента металлургической Украины в близлежащих регионах сбыта.

У групп, распоряжающихся горно-металлургическим комплексом Украины, по сути, не остается времени на "раскачку" и выгадывание "приемлемого момента" для коренной перестройки метпроизводств. Двигаться в направлении качественных изменений в сфере техники и технологии для предприятий черной металлургии (а значит — получать новые инструменты конкурентной борьбы) следует незамедлительно.

В ином случае уделом горно-металлургического сектора, формирующего до 25% украинского ВВП и свыше 35% отечественного экспорта, вполне может стать дальнейшее снижение производства. И "потерянный миллион тонн стали" по текущему году в этой связи представляется далеко не самым пессимистическим сценарием. Как бы в перспективе до 2020 года нашей стране, при нынешнем развитии событий в ее ГМК, не свести национальное металлопроизводство к ежегодным 26-28 млн. тонн все той же рядовой стали и преимущественно в виде не самых дорогих полуфабрикатов.