НБУ курс:

USD

41,38

+0,08

EUR

43,94

--0,05

Наличный курс:

USD

41,70

41,63

EUR

44,70

44,54

Украину ждет "прорыв" на рынке строительства очистных сооружений

Большая часть украинских очистных сооружений перешагнула порог износа, что чревато экологическими и экономическими проблемами. Но в ближайшее время ситуация может исправиться — за счет донорских организаций и международных кредитов
Відкрийте нові горизонти для вашого бізнесу: стратегії зростання від ПриватБанку, Atmosfera, ALVIVA GROUP, Bunny Academy та понад 90 лідерів галузі.
12 грудня на GET Business Festival дізнайтесь, як оптимізувати комунікації, впроваджувати ІТ-рішення та залучати інвестиції для зростання бізнесу.
Забронировать участие

В Украине начинается борьба за подряды по строительству канализационной инфраструктуры: в нынешнем году на этот рынок впервые за годы независимости приходят большие деньги. 11 июня Япония выделила $1,1 млрд на реконструкцию Бортнической станции аэрации в Киеве. В ближайшие месяцы также ожидается поступление средств от Мирового банка в размере $370 млн. на реконструкцию водоотведения в городах Коломыя, Житомир, Краматорск, Донецк, Кировоград, Тернополь, Харьков и Киев. До сих пор в бюджете на такие цели предусматривалось в год от 500 до 700 млн грн.

По словам участников рынка, начало тендерных процедур по обоим проектам ожидается уже летом. По "японскому" проекту осталось только провести церемонию обмена документами между правительствами стран, а с Мировым банком достигнуты уже все договоренности, и это учреждение ожидало только окончания предвыборной кампании.

Дозагрязнялись

Рынок очистительных сооружений довольно сложный: частные инвесторы в нем не заинтересованы, а бюджет редко находит деньги на коммунальную инфраструктуру. "Когда рынок очистки вод технически развит, на него заходят международные операторы, берут под свое управление целые регионы. Так было в Греции, в Польше, в Словакии. А нам еще до этого далеко", — говорит Руслан Харив, директор одной из профильных проектно-строительных компаний, "СПР-Групп", строившей очистные в Борисполе, Барышевке, Крыму и некоторых других регионах.

В течение длительного времени на этом рынке вообще не было специализированных организаций и не строилось новых объектов. Существовали государственные институты, которые разрабатывали проекты реконструкции особо изношенных канализаций, а потом водоканалы нанимали под эти проекты неспециализированные строительные организации, осваивая на каждом проекте по 200-300 млн грн. В то время многие государственные заказы доставались компании "Текос", ранее обвиняемой в расхищении 4 млн грн при реконструкции очистительных сооружений в Чернигове. При попытке взять комментарии у этой компании оказалось, что сайт фирмы не обновлялся с 2008 года, а телефоны ее не отвечают.

Около 3-4 лет назад экологическая ситуация стала плачевной. По данным Минприроды, от 34% до 46% сточных вод, попадающих в природные водоемы, не соответствуют предельно допустимым нормам, а 21% из них вообще не проходит никакой очистки. К тому же советские станции не были рассчитаны на нынешний состав стоков: например, на то, что в городах будут так активно использоваться нынешние моющие средства. Крупнейшая из таких устаревших систем — Бортницкая станция аэрации в Киеве, загрязнения которой больше всего влияют на территорию вокруг Каневского водохранилища.

По данным Анны Цветковой из экологической организации "Мама-86", 54% сельского населения пьют неподготовленную воду из колодцев. Из-за попадания сточных вод в почву с питьем мы можем "заработать" холеру, полиомиелит, вирусный гепатит, дизентерию, тиф, лямблиоз и другие заболевания: холерные эмбрионы были найдены даже на глубине 80 м. Один из самых загрязненных регионов — бассейн Западного Буга, поскольку стоки Львова очень слабо очищаются, из-за этого даже в самом в городе часто можно ощутить неприятный запах, который поднимается из канализации. Загрязнены воды также на Донбассе и Днепропетровской области — прежде всего из-за большого количества промышленности.

Наконец, оборудование станций очистки постепенно изнашивается, и на них участились аварии. Масштабных пока что не было: в основном, дело ограничивалось провалами почвы и частичным разрушением стенок коллекторов. На ликвидацию последствий таких происшествий в Киеве и Днепропетровске пускали по 10 млрд. гривен. Однако, например, в Шостке подобные аварии уже происходят каждый год, поэтому строительство новой системы очистки окупилось бы уже за несколько лет.

Формирование рынка

Поэтому правительство вынуждено было начать выделять средства. На рынок вышли компании, которые предлагали комплексный подход. Например, группа "Экотон", специализирующаяся на разработке очистного оборудования в России, Украине и Польше, не только предлагает его посторонним инжиниригновым компаниям, но и разрабатывает под него собственные проекты. "При этом от общего объема продаж на Украину у них приходится приходится 15-20%",— рассказала руководитель отдела маркетинга и рекламы "Экотона" Елена Шестаковская. Несколько проектов, в основном касающихся реконструкции, реализовала другая российская фирма — "Экополимер". А основанная в 2011 году "СПР-Групп" сделала упор на проектирование и строительство под ключ, с использованием покупного оборудования. По словам Харива, они построили в Украине шесть очистных объектов "с нуля". Маломощные комплексы очистки для малых предприятий строит под ключ также компания "Потенциал-4". Некоторые города, получив гранты от западных структур, привлекли европейские компании: например, в Ивано-Франковске канализацию возобновлял консорциум польских Ekolog-Spomasz и Pios Ekoklar.

Именно польских проектировщиков считает наиболее перспективными руководитель президент ассоциации "Укрводоканалэкология" Юрий Жирлицин. "Как ни трагически это звучит, но наши ребята уже много лет ничего не проектировали. А в Польше каждый год строятся сотни таких объектов", — говорит он. Руслан Харив не согласен с ним. "В Европе один метр кубический мощностей по очистке стоит 2 тыс. евро, у нашей компании — 900-950 евро, потому что мы используем только недорогих украинских подрядчиков", — говорит он. Несколько иные оценки у Николая Лисика, заместителя директора Научно-исследовательского и конструкторско-технологического института городского хозяйства. "Недавно в Венгрии открыли абсолютно современную станцию мощностью 2 тыс. кубометров и стоимостью в 3 млн евро. Таким образом, выходит себестоимость 1,5 тыс. евро за куб", — подсчитывает он.

Сделать рынок более перспективным мог бы рост спроса на услуги водоочистки со стороны промышленности. "Существующее законодательство регламентирует качественный состав стоков для предприятий, но, к сожалению, еще далеко не все промышленные предприятия сознательно относятся к защите окружающей среды", — констатирует Елена Шестаковская. Например, самые опасные для экологии — стоки свиноферм и производства ДСП. "У меня было два контракта с такими предприятиями, мы им сделали проекты, но у них так и не хватило денег на то, чтобы это все построить", — приводит пример Харив. Поэтому обычно предприятия имитируют строительство стоков, а на самом деле сбрасывают в городские коллекторы неочищенную воду, договариваясь о том, что местная администрация закроет на это глаза чтобы не останавливать производство.

Битва за подряды

И вот теперь все участники рынка готовятся к тендерам. В проекте Мирового банка их будет проводит само финучреждение, а через счета правительства будут лишь проходить средства. Поэтому у потенциальных участников есть надежда, что все получится более-менее прозрачно. Как видим из цены строительства, на этих конкурсах развернется конкуренция между украинскими и центральноевропейскими компаниями. При этом, по словам Лисика, не всегда решающей будет цена: при честном проведении тендеров большое внимание будет уделяться эффективности технологий.

Между потенциальными строителями канализации уже даже началась информационная война. В частности, появилась информация о том, что "СПР-Групп", связана с экс-генералом СБУ Юрием Вандиным. В конце мая прокуратура арестовала компании по подозрению в растрате 235 млн грн, полученных в 2012-2013 годах из бюджета на строительство водоочистных сооружений в Борисполе. Предприятию даже пришлось вывести к прессе мэра Борисполя и главу департамента МинЖКХ, которые подтвердили, что никакой растраты нет, и работы ведутся по графику. Директор "СПР-Групп" Руслан Харив допускает, что это происки конкурентов, отрицает связь с Вандиным и другими представителями прошлой власти, а также обжаловал арест счетов как безосновательный.

А вот к анонсированной модернизации Бортницких полей аэрации на рынке относятся с подозрением. Кредит в размере $1,1 млрд на эти цели пообещала предоставить Япония. "Во-первых, сумма кажется завышенной, во-вторых, японское оборудование, на котором настаивают инвесторы, абсолютно не представлено в Европе — киевским коммунальщикам с ним будет очень сложно разобраться", — говорит Харив.

Тем не менее, сейчас любой проект по строительству очистных сооружений очень нужен Украине, о чем неоднократно говорили и экологи, и власть имущие. Всего для того, чтобы вывести наше очистное хозяйство на современный уровень, по оценкам директора Научно-исследовательского и конструкторско-технологического института городского хозяйства Валерия Кравченко, необходимо вложить в него около $500 млрд. Поэтому если в бюджете собственных средств на это нет, приходится соглашаться на любые предложения.