- Тип
- Эксклюзив
- Категория
- Бизнес
- Дата публикации
IT-компаниям снизят налоги
Группа экспертов предлагает облагать налогами не все доходы IT-специалистов, а только две минимальные зарплаты. Верховная рада уже в декабре рассмотрит пакет законопроектов от 18.03.2011 № 8267, 8268 «Об экономическом эксперименте относительно создания благоприятных условий для развития в Украине индустрии программной продукции». Проекты законов зарегистрировали сразу 10 депутатов, среди которых - Виктор Янукович-младший.
Эти документы предлагают ввести льготные условия налообложения для компаний, занимающихся информационными технологиями. На вопросы "Дела" ответил один из авторов законов вице-президент Ассоциации "Информационные технологии Украины" Игорь Лисицкий.
Игорь Викторович, какие проблемы отрасли решает законопроект?
Подписывайтесь на Youtube-канал delo.uaВ законопроекте № 8268 решается основная фискальная проблема IT-индустрии – высокая нагрузка на заработную плату со стороны Пенсионного и других фондов. Сейчас эта нагрузка составляет порядка 40 % на общих основаниях. Мы прописали норму отчислений в Пенсионный фонд по той же ставке, которая существует, но на зарплату от двух минимальных заработных плат. Это делает привлекательными условия. Работодателю становится выгодно держать в штате специалиста, потому что те налоги, которые они отчисляют, позволяют не повышать стоимость продукции. Становится, грубо говоря, рентабельно держать сотрудника в штате.
О каких суммах идет речь?
Если платить отчисления по общему законодательству, то мы должны продавать наши услуги, услуги IT-индустрии, значительно выше мировых цен – и тогда можно просто «потерять» отрасль, в которой 70-80 % - это аутсорсинг. На сегодня это миллиарда 1,5 долларов. 80 % этих денег - валютная выручка. Львиная доля приходится на зарплаты сотрудников, которых в отрасли работает более 100 тысяч. Мы теряем сразу доходы населения, отчисления в бюджет, в Пенсионный и другие фонды – вот что значит потерять отрасль. Мы хотим уйти от схемы работы по СПД, хотим принимать сотрудников в штат. Для того, чтобы это стало возможным, нам нужно снизить фискальную нагрузку на зарплату. Наш эксперимент идет с плюсом для бюджета, не с минусом. Минфин в этом не до конца разобрался.
Если мы примем нормы, которые предлагаются в наших законопроектах, то бюджет и социальные фонды будут получать больше, чем на сегодняшний день. А компании выиграют потому, что им форма работы с СПД не очень выгодна.
Почему работать с плательщиками единого налога неудобно?
По разным причинам. Потому что налоговая трактует это как минимизацию налогов.
Так это же де-факто так и есть?
Де-факто так и есть. Вообще это противозаконно. СПД – это хорошая форма существования для фрилансеров, предпринимателей, пусть она и остается. Но для компании, в которой работает тысяча человек ненормально, когда все работники – это мелкие предприниматели. В крупных компаниях работа по СПД ведется не самими сотрудниками, а целыми юридическими, экономическими отделами. Это дополнительная нагрузка на компании, совершенно бессмысленная.
Должна быть понятная, честная форма взаимоотношений работника и работодателя. Работа с СПД, кроме всего прочего, еще и на капитализацию компании отрицательно влияет. Когда западный клиент смотрит, с кем ему работать и видит компанию в тысячу человек с непонятными трудовыми отношениями в виде СПД, то у него возникает вопрос, не собираются ли его «объегорить». Ну и соответственно он уже не так охотно заключает контракты, платит меньшую сумму, если покупает компанию.
Во всем мире для IT-компаний распространена практика работы на аутсорсинге. Почему у нас это проблематично?
Почему компаниям важно выйти на полностью легальную схему отношений? Для того чтобы перестать находиться под постоянным давлением фискальных органов. Использование СПД - вроде бы и законно, а вроде бы и нет. Доказать это нелегко. Фискальные органы, пользуясь этой ситуацией, провоцируют компании и постоянно оказывают давление, проводят проверки. Все это отвлекает от основного бизнеса, от работы, и заканчивается мелкой коррупцией, поэтому отношения по ведению бизнеса с государством должны быть честными и однозначными. Фискальная проблема – это то, что следует решить в первую очередь и тогда рынок займется другими проблемами.
Преференции, которые прописаны в законе, выглядят как льготы. Почему бы не принять их для всех категорий работников?
Многие трактуют то, что предлагается в законопроекте как некие преференции, льготы. Это неправда. Мы столкнулись с новым явлением в области экономики, которое возникло вследствие того, что появились новые виды деятельности. В основе индустрии информационных технологий, лежит интеллектуальный человеческий труд. Это находит отражение в структуре затрат: 80 % затрат IT-компаний - это заработная плата. В отличие от, например, металлургии, в которой эта статья составляет порядка 12 %. Нынешняя система налогообложения сформировалась в эпоху индустриализации, когда основу экономики составляли ресурсоемкие отрасли. IT-индустрия - это отрасль из будущего, та самая экономика знаний, о которой все так много говорят и так мало в этом понимают, основанная на использовании интеллекта человека. В моем понимании совершенно очевидно, что та фискальная система, которая сложилась в эпоху индустриализации, не подходит отраслям будущего.
Это не льгота. Льгота подразумевает наличие некоей нормы, тогда отклонение от нее будет льготой. Льготу дают, потому что предприятия слабые и им нужна поддержка. IT-отрасль не слабая, наоборот, она как раз сильная. И нормы у нас нет. Для ИТ-рынка норма – это условия принятые на мировом рынке. . Эти условия уже давно созданы в странах, которые можно считать нашими основными конкурентами - Белорусии, России и Индии.
Каковы шансы, что законопроект будет принят?
Я не сомневаюсь в этом. Десять народных депутатов подписали законопроект. Нас поддерживает премьер. По основным вопросам он дал рекомендации в законопроект. Мы готовились, мы понимали, что эта проблема сложная, но ключевые, влияющие на принятие решения силы нас поддерживают.