- Тип
- Эксклюзив
- Категория
- Политика
- Дата публикации
Налогообложение спортсменов: Нужны ли футболистам офшоры
Спортсмены, наряду с артистами, уже давно считаются одними из главных нарушителей налогового законодательства. Еще в середине XX века представители налоговых органов различных странах заявляли, что не доверяют задекларированному доходу своих спортсменов-резидентов и что у них нет возможности проверить достоверность этой информации. Уже тогда спортсмены активно путешествовали по всему миру и было практически невозможно подтвердить, где именно и в каком размере были получены их доходы. Именно этот период времени можно официально считать началом всемирного налогового заговора против спортсменов.
Где играешь, там и плати
На международном уровне регуляторы договорились, что всех устроит, если ответственными за сбор налогов будут те страны, на территории которых проводятся соревнования. Соответствующая норма закреплена в Модельной конвенции ОЭСР об избежании двойного налогообложения. Согласно ст.17 Конвенции доход, полученный спортсменом-резидентом одной страны (например, Украины) от деятельности на территории другой страны (например, Испании), может облагаться другой страной (т.е. Испанией). Однако не всегда такой принцип является справедливым или, если хотите, патриотичным. Вспомним чемпионат мира по футболу 2010 года в ЮАР. Тогда чемпионом мира стала сборная Испании. За победу в чемпионате футболисты "Красной фурии" получили около 600 тыс. евро каждый. Так вот, по международным правилам они заплатили с них налог в ЮАР, а не в Испании, т.к. этот гонорар относился к их игре на территории ЮАР. Поэтому, казалось бы, все справедливо. Если не считать того факта, что часть бонуса была выплачена из средств испанских налогоплательщиков.
Коммерциализация спорта привела к тому, что для профессиональных спортсменов гонорары за участие в спортивных мероприятиях перестали быть основной статьей доходов. На первое место выходят гонорары за рекламные кампании или спонсорские гонорары. Помните о праве страны, где проходит мероприятие, налогооблагать гонорар спортсмена? Налоговые органы пошли далее и захотели налогооблагать также и коммерческий доход спортсмена. Почему мировые звезды-спортсмены отказываются приезжать в Великобританию на соревнования? В Великобритании существует правило, согласно которому коммерческий доход спортсмена-нерезидента, независимо от страны, в которой он его получил, налогооблагается в Великобритании, даже если за год он провел в этой стране лишь несколько дней. США, кстати, применяют похожий принцип. Поскольку ставка налога на доходы физических лиц в Великобритании выше, то спортсмены подумают дважды, прежде чем согласиться на тренировки или соревнования в Великобритании.
Британцы, к слову, всячески давят на свой парламент, стремясь внести поправки к этому закону, так как налоги — одна из причин, по которым Великобритания часто проигрывает конкурсы на проведение соревнований. Но парламент не спешит менять закон, а лишь иногда, поддаваясь давлению фанатов, принимает временные поправки. Так было, например, во время проведения летней Олимпиады-2012 или финала Лиги Чемпионов УЕФА в 2011 году. Обладатели кубка — футболисты ФК "Барселона" тогда были очень благодарны, так как иначе им пришлось бы платить налог с части своего коммерческого дохода в Великобритании, а это миллионы евро.
Коммерческие доходы спортсменов сегодня исчисляются десятками миллионов долларов. Самым, пожалуй, популярным доходом спортсменов-мировых звезд является гонорар за рекламу или так называемую "поддержку" (англ. endorsement) продукта. Поддержка заключается в письменном или устном заявлении спортсмена о его симпатии к бренду. Лидером по коммерческим доходам является Майкл Джордан, который еще 30 лет назад подписал контракт с Nike. Говорят, что сегодня доходы спортсмена от сотрудничества с Nike составляют около $60 млн в год. И кстати, это пожизненный контракт. Не всем спортсменам так повезло. Чаще всего контракты заключаются на определенный срок (5 — 10 лет), но доходы спортсмена все равно превышают десятки миллионов долларов США в год. Поэтому перед тем как ехать на тренировки или соревнования за рубеж, спортсменам не помешало бы узнать о правилах налогообложения в стране. Иначе по возвращению могут быть сюрпризы в виде требования зарубежных налоговых органов заплатить налог.
Так зачем же спортсменам офшоры?
Неправильно думать, что единственная цель создания офшорных компаний — это уклонение от налогообложения. Компании спортсменов могут иметь коммерческий смысл. Ведь, когда спортсмен становится популярным и востребованным международными брендами, ему уже недостаточно работы одного агента. В игру вступают пресс-секретари, PR-менеджеры, бренд-менеджеры и т.п. Весь этот персонал легче нанять на специальную компанию. Кроме того, спортсмен также может зарегистрировать свою собственную торговую марку (image rights) и также передать их в эту компанию. В таком случае спортсмен отделяет свою профессиональную деятельность от коммерческой. И если профессиональной деятельностью он более-менее управляет, то он может быть не в курсе всех коммерческих доходов и расходов. И вполне логичным является желание спортсмена создать такую компанию в стране с низкой ставкой корпоративного налога. Судя по всему, именно такая ситуация сложилась у Месси: две компании — одна в Уругвае, другая в Белизе, которые управляли его имиджевыми правами. Испанские налоговые органы требуют налогообложения доходов этих компаний в Испании — там, где Месси был резидентом. Интересно, что Месси уже давно добровольно заплатил сумму налога, на которую претендовала налоговая. Но тем не менее, налоговая до сих пор не отозвала иск. Чем-то это похоже на правила "деофшоризации", действующие в России. Если бы такая компания получала доход в виде гонорара за матч вместо спортсмена, ситуация была бы гораздо очевидней. Конвенция, о которой мы говорили ранее, предусматривает "look through" метод, по которому промежуточное лицо, которое получает такой доход, "игнорируется" и доход облагается все так же — по месту проведения матча.
Странно, что ради любимца фанов Месси испанцы не поменяли законодательство. А для Бекхэма они это делали. Закон так и прозвали "законом Бекхэма", он позволяет высококвалифицированным иностранцам, которые переезжают работать в Испанию, какой-то период времени продолжать платить налоги со всех своих доходов за границей, а в Испании платить только налог с дохода, заработанного на территории Испании.
Следовательно, когда в спорте в игру вступает бизнес — международные правила по налогообложению доходов спортсменов не действуют, они могут применяться только по отношению к доходам от участия в соревнованиях. В остальных случаях спортсмены становятся обычными налогоплательщиками. Поэтому есть два решения: первое — получать доходы напрямую как физические лица и платить налог в стране своей резидентности. Второе — позволить своей компании заниматься бизнесом и получать коммерческий доход, а себе оставить право получать дивиденды и заниматься спортом. Месси именно так и поступил, основав свои офшорные компании. Ни первый, ни второй случай, конечно, не может застраховать от преследований налоговых органов, но может сохранить много денег и усилить позицию при защите своих интересов.
Рано или поздно данный вопрос станет интересным и во взаимоотношениях украинских спортсменов и налоговиков. Поскольку зачастую гонорары отечественных футболистов все еще выплачиваются "в конвертах".