НБУ курс:

USD

41,29

+0,03

EUR

43,47

--0,10

Наличный курс:

USD

41,65

41,58

EUR

43,85

43,55

Что даст пассажирам концессия вокзалов

Блиц-интервью с директором по стратегическому развитию и инвестиционной политике "Укрзализныци" Антоном Саболевским о передаче в концессию вокзалов, ГЧП и частных инвестициях
Відкрийте нові горизонти для вашого бізнесу: стратегії зростання від ПриватБанку, Atmosfera, ALVIVA GROUP, Bunny Academy та понад 90 лідерів галузі.
12 грудня на GET Business Festival дізнайтесь, як оптимізувати комунікації, впроваджувати ІТ-рішення та залучати інвестиції для зростання бізнесу.
Забронировать участие

В Киеве прошел Украинский инфраструктурный форум-2018, на котором основными ж/д темами стали планируемая передача"Укрзализныцей" собственных вокзалов в концессию, а также не первый месяц обсуждаемый допуск частных компаний к рынку тяги.

Delo.ua публикует блиц-интервью с директором по стратегическому развитию и инвестиционной политике "Укрзализныци" Антоном Саболевским, в котором он рассказал, что получит пассажир от передачи вокзалов в концессию, сколько сможет заработать на этом УЗ, и что мешает внедрению в Украине полноценного ГЧП.

Вокзалы

В "Укрзализныце" заявили о планах объединить вокзалы в Вокзальную компанию и отдать их в концессию. Сколько УЗ сможет заработать на концессии?

Наша команда сравнила вокзальный комплекс Украины и итальянский опыт. Мы подсчитали и увидели, что разница между заработком итальянских и украинских вокзалов составляет от 15 до 20 раз.

Если мы перенесем  этот опыт в Украину, мы сможем значительно увеличить доходы вокзалов. Пока говорить о повышении доходов украинских вокзалов в 15-20 раз рано, но в планах — повышение доходности в 5-7 раз.

Вы отказываетесь от идеи сдавать в аренду вокзальные площади?

Нам, по большому счету, не важно, будет ли это аренда или концессия. Эти механизмы очень схожи. Все зависит от того, какие будут гарантии под эту инвестицию и какие сроки.

Если мы отдаем в аренду частной компании вокзал, мы хотим получать максимальную финансовую прибыль от этого. Как это будет происходить — это подлежит обсуждению в рамках украинского законодательства.

Сколько зарабатывают украинские вокзалы?

Скажу о Центральном ж/д вокзале Киева — по итогам 2017 года вокзал заработал порядка 10 млн грн.

Выиграют от этого пассажиры?

Да, потому что сейчас инфраструктура вокзалов абсолютно не комфортна для пассажиров.

В европейских странах вокзалы — это место встречи, это шопинг-центры, это место, где можно поесть. У нас этого нет.

Подвижной состав и ГЧП

Грузоотправители утверждают, что в "Укрзализныце" нет механизма компенсации компаниям средств, инвестированных в инфраструктуру. Может ли УЗ компенсировать-таки траты частных компаний?

По инфраструктуре. Мы сделали проект с ТИС (Трансинвестсервис). ТИС построил ж/д инфраструктуру у себя на терминале и передал ее нам в управление. Это не бесплатная передача, потому как УЗ все равно необходимо тратить средства на содержание этих путей.

Если мы хотим говорить об окупаемом инвестиционном проекте, то, скорее всего, я соглашусь с грузоотправителями и скажу, что четкого и прозрачного механизма окупаемости частных инвестиций нет. С другой стороны грузоотправители должны посчитать для себя: при строительстве инфраструктуры сколько дополнительно будет провезено грузов и какая будет прибыль.

В этом контексте можно рассматривать государственно-частное партнерство (ГЧП) как удобный механизм взаимодействия между частными компаниями и УЗ?

Абсолютно. Но полноценному внедрению в Украине ГЧП мешает горизонт планирования. Я изучал корейский опыт инфраструктурных проектов, и в Корее горизонт планирования — 30-40 лет. Кроме того, проекты инветсируются не только частным инвесторов. Например, в Корее при строительстве высокоскоростных дорог средства выделяют: 50% —государство, 50% — частный инвестор. Можно ли представить в Украине горизонт планирования в 30 лет?

Не очень.

Мы ведем переговоры с зерновыми ассоциациями и грузоотправителями, то, по их словам, окупаемость актива должна быть менее 5 лет. Как будут развиваться события с планом в более 5 лет, никто не представляет.

Я веду к тому, что со стороны государства должны быть разработаны четкие, понятные механизмы по гарантированию частных инвестиций на срок более чем 5-7 лет, который есть сейчас.

В "Укрзализныце" предлагают частным компаниям передавать в лизинг вагоны и локомотивы. Можете объяснить, как должен происходить процесс передачи локомотива в лизинг?

Частная компания закупает подвижной состав, "Укрзализныця" у частной компании его выкупает. Мы гарантируем, что за 7 лет УЗ вернет компании полную стоимость локомотива. После 7 лет, после выплаты стоимости, локомотив переходит в собственность "Укрзализныци", мы делаем с ним что хотим. А за эти 7 лет мы готовы гарантировать этой компании, что если у нее будет потребность в перевозке грузы, мы этот локомотив ставим исключительно на те маршруты, которые нужны грузоотправителю.

А есть ли уже договоренности с компаниями по передаче локомотивов УЗ в лизинг?

По вагонам мы выходим на подписание контрактов. К сожалению, больше сказать не могу.