Демпинг вместо реформ: чем могут закончиться попытки "Укрзалізниці "отвоевать" рынок

Демпинг вместо реформ: чем могут закончиться попытки "Укрзалізниці "отвоевать" рынок
По мнению экспертов, действия нынешнего руководства "Укрзалізниці" могут привести не только к очередной монополизации рынка, но и к увеличению финансового дисбаланса компании
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Эксперты и участники транспортного рынка бьют тревогу — украинская железная дорога уже в среднесрочной перспективе может оказаться под угрозой коллапса. Виной тому — нынешняя политика недавно назначенного руководителя железной дороги Владимира Жмака, который в попытке вновь монополизировать рынок, активно использует демпинг, максимально занижая на аукционах ставки грузоперевозок — в прошлом, самого прибыльного направления монополиста.

По мнению экспертов, такие действия могут привести  не только к очередной монополизации рынка, но и к увеличению финансового дисбаланса УЗ (по оценкам руководства убытки предприятия в 2020 году могут составить до 14 млрд грн), существенному сокращению инвестиций в пассажирские перевозки, и, что самое опасное, в путевое хозяйство и другую железнодорожную инфраструктуру. 

Что сегодня происходит в этой отрасли и может спасти ее от преднамеренного полного уничтожения — разбираемся ниже.

В конце августа минувшего года "Укрзалізницю", монополиста на железных дорогах страны, возглавил вчерашний глава наблюдательного совета аэропорта "Борисполь" Владимир Жмак. Ранее он работал заместителем главы Одесской ОГА Михеила Саакашвили, что сказалось на кадрах, которые Жмак привел в "Укрзалізницю". Так, одну из ключевых позиций в компании — грузоперевозки — он отдал под руководство бывшему советнику Саакашвили Иракли Эзугбая. Можно сказать, что с этих пор украинский бизнес, связанный с грузоперевозками и так или иначе сотрудничающий с УЗ, столкнулся с серьезными проблемами, которые на этой неделе достигли своего апогея.

"Вернем былые позиции"

18 января на так называемом "голландском" аукционе было разыграно 13 лотов на 780156 вагонопогрузок. Их выиграла компания"Метинвест-Шиппинг" Рината Ахметова, причем по самой низкой ставке — 480 гривен за вагон. На следующий день УЗ разыграла еще 13 лотов (780 156 вагонопогрузок), 8 из которых снова оказались в руках "Метинвеста". Остальные 5 лотов в этот день продать не удалось.

Примечательно, что в торгах принимала участие одна компания — именно та, которая в итоге и стала победителем. По мнению участников рынка, аукционы и были организованы, по сути,  под одного клиента.

Автор решения с аукционами и есть тот самый Иракли Эзгубая. По мнению директора по коммерческой работе и логистике, вся реформа грузоперевозок и конкретное решение о продаже долгосрочных лотов крупнейшим грузоперевозчикам поможет Укрзализнице усилить позиции на рынке грузоперевозок

Эксперты не так однозначны и предупреждают: действия Иракли Эзгубая с ценообразованием во время аукционов не только закрепляют демпинг цен на рынке перевозок, но и разоряют украинскую железнодорожную инфраструктуру.

"Госмонополист, чтобы удержать монополию, демпингует, по факту продавая свои услуги дешевле, чем их себестоимость эксплуатации для самого перевозчика, "Укрзалізниці". Это значит, что ремонтировать вагоны и рельсы будет просто не за что", — пишет эксперт Кирилл Сазонов.

По его мнению, реформа также негативным образом скажется на пассажирских перевозках, которые исторически дотировались за счет прибыли от грузоперевозок.

Теперь же подобные дотации могут оказаться под большим вопросом, ведь цена, которую заплатит Метинвест Шипинг, едва ли не самая низкая за последние несколько лет.

Народный депутат Ольга Василевская-Смаглюк в своем официальном телеграм-канале озвучила тенденцию, согласно которой с августа 2020 года (момента прихода новой команды в руководство УЗ) стоимость на полувагоны — самый ходовой ресурс госпредприятия — упала более чем в два раза. Так минимальная стоимость предоставления железнодорожного грузового полувагона в августе 2020 года составляла 780 грн, в сентябре — 659 грн, в октябре-ноябре — 600 грн, в декабре же упала до 343 грн (Без НДС) в сутки за каждый полувагон. В итоге, транспортное подразделение крупнейшего промышленного холдинга "Метинвест" на 3 года получило вагоны по не самой высокой стоимости "низкого сезона".

По мнению Василевской, "дешевый вагон УЗ (ниже рыночной цены) — возвращение коррупции. Именно "дешевый вагон" привел к износу основных фондов и недополучению железными дорогами средств, необходимых для обновления тягового состава и инвестиций в инфраструктуру".

Новый виток монополизации рынка

Исторически "Укрзалізниця" является государственным монополистом. Ей принадлежит все путевое хозяйство, локомотивы, пассажирские перевозки и прочая инфраструктура. Все эти сферы фактически дотационные. Единственной сферой, где у УЗ не было исключительной монополии несколько лет, являлись грузовые перевозки. За последние несколько лет "Укрзалізниця" постепенно утратила монопольную позицию в грузоперевозках, фактически превратив эту сферу бизнеса в рыночную. 

Новый председатель правления Владимир Жмак решил вернуть утраченные позиции, правда сделав это за счет государственного бюджета (до 2020 года УЗ была условно прибыльной компанией), так как нынешняя ставка на использование вагона, учитывая выплаты по обязательствам, ниже его себестоимости для "Укрзалізниці". 

Кроме последствий для государственного бюджета, политика "Укрзалізниці" может привести к уходу с только недавно окрепшего рынка грузоперевозок половины его участников.

15 января Ассоциация "Украинский логистический альянс" обратилась к Государственной регуляторной службе Украины, Мининфраструктуры Украины и Комитету Верховной Рады Украины по вопросам транспорта и инфраструктуры и попросила дать оценку решениям АО "Укрзалізниця", связанных с установлением минимальных ставок на использование полувагонов. 

По мнению частных операторов железнодорожного грузового подвижного состава, решение руководства УЗ по установлению минимальных ставок на использование полувагонов на голландских аукционах ProZorro-Продажи является демпингом и злоупотреблением монопольным положением. Кроме того, члены "УЛА" уверены, что в дальнейшем это ухудшит состояние с обеспечением грузоотправителей подвижным составом".

Президент Ассоциации "Укрведтранс" Наталья Петриченко говорит о прямом нарушении прав частного бизнеса. С одной стороны, по ее словам, идут запреты, а с другой проводится демпинг цен.

"Как бы УЗ не говорила, что это здоровая конкуренция на рынке, нет, идет явный демпинг. Потому что мы все прекрасно знаем, чтобы вагон окупился с учетом ремонтов и стоимости регламентных работ, то вагон должен зарабатывать в сутки 23 доллара. Вагон сейчас столько не зарабатывает, он не зарабатывает даже 20 долларов. А УЗ дает по 13 долларов за вагоны. За счет чего они будут обновлять свой подвижной состав? Убивая приватный бизнес, за счет чего УЗ будет оказывать услуги? У них не хватит своих денег. А брать кредиты, чтобы покрывать свои убытки — нерационально", — поясняет она.

Негативно к решению УЗ относятся и частные операторы рынка, в частности, компания "Лемтранс", которая, несмотря на общего с группой "Метинвест" собственника, также может сильно пострадать от политики госмонополиста.

"Предложенная УЗ ставка делает перевозку невыгодной. Стоимость перевозки всегда должна быть экономически обоснована и просчитана. В противном случае инвестирование в полувагоны становится непривлекательным и может нести последствия для всего рынка", — прокомментировали в пресс-службе компании.

Экс-глава "Укрзалізниці" Александр Завгородний пока остерегается от оценки работы нового менеджмента "Укрзалізниці", отмечая лишь, что Владимир Жмак стал руководить предприятием в очень сложное время и пока не успел сформировать полноценную команду. При этом, Завгородний обращает внимание на сменившуюся политику в отношении грузоперевозок. "За последние несколько лет с точки зрения изменения потоков грузов реальная работа железной дороги действительно изменилась. Эти изменения четко влияют на локомотивное и вагонное хозяйство, а также на все подразделения инфраструктуры".

В своем недавнем интервью каналу Украина Владимир Жмак рассказал, что в этом году впервые в истории независимой Украины парламент принял закон, положения которого предусматривают финансирование государством закупки 80 пассажирских вагонов.

Однако, не только этот факт может сделать 2021 год знаковым для государственного монополиста и его главы. При нынешнем развитии ситуации с грузоперевозками Владимир Жмак может стать первым руководителем "Укрзалізниці", при котором компании будут необходимы дотации от государства не только на пассажирские, но и на грузовые перевозки.