Новый глава lifecell о конкурентах, 4G и планах развития компании

В мае текущего года у мобильного оператора lifecell сменился главный исполнительный директор. Вместо Бурака Эрсоя пост CEO компании занял 49-летний Исмет Языджы. Во время своей первой встречи с украинскими журналистами Исмет Языджы рассказал о своем видении будущего компании lifecell
О предшественнике

Почему ушел Бурак Эрсой, лучше спросить у него. В нашей компании не увольняют только по результатам одного квартала. Там не было одной конкретной причины. Я думаю, что это было совместное решение его и компании.

О стратегии развития и планах

Когда я пришел в lifecell, то начал разбираться, как тут все организовано, и понял, что наша компания, которая должна быть самой быстрой, таковой не является из-за внутренней бюрократии. Бюрократия это последняя вещь, которую я мог представить в частной компании, особенно в телекоммуникационном бизнесе. Я увидел дублирование некоторых функций, процессов, много отчетности. Я очень прагматичный человек. Я все это упрощаю и оптимизирую. Я не фокусируюсь на количестве сотрудников. Речь идет не о сокращении людей, а об оптимизации. Чтобы lifecell был очень успешным мы должны быть очень сильной компанией внутренне. Я хочу сделать нашу компанию быстрее. Если наши конкуренты идут — мы должны бежать. Если они бегут — мы должны бежать еще быстрее.

В планах на ближайшие 3-5 лет — рост нашей доли на рынке мобильной связи, обеспечение прибыльности компании. Но самое важное задание, которое передо мной поставили наши акционеры, — это трансформация компании в цифрового оператора № 1.

Все операторы используют услуги передачи данных, но нет такого оператора, который все перевел в digital. Наш план — чтобы все происходило на цифровой платформе. В том числе и голосовые звонки. lifecell станет лучшим digital-оператором на украинском рынке. Третьи операторы не становятся № 1, если не происходит фундаментальных изменений на рынке (например, уход одного из игроков). При обычных условиях лучшее для третьего оператора — это увеличение доли рынка до определенного уровня. Для этого должна быть здоровая конкуренция на рынке и больше регуляторных изменений. Бенефициарами таких процессов станут пользователи мобильных услуг.

Об абонентах и конкурентах

Наша абонентская база сократилась. Наши конкуренты говорят, что это конец света. Но не стоит забывать, что мы прекратили деятельность на востоке страны. Кто-то остался там работать, но мы оттуда ушли.

Что касается рассылки для абонентов наших конкурентов (ранее lifecell рассылал абонентам других мобильных операторов предложение подключиться к их сети, сохранив при этом свой номер — ред.), то мы получаем этот вопрос от многих людей, особенно от конкурентов. Этой акцией мы хотели сказать: "Эй, ребята, знаете что, на мобильном рынке люди могут свободно менять оператора". Это фундаментальное право потребителя. У них есть право свободно выбирать оператора, от которого они хотят получать услуги. Наша кампания была немного вызывающей и ироничной, мы хотели просто показать людям — это обычная ситуация, когда абонент может менять оператора без смены номера, но в Украине из-за регуляторных ограничений у вас этого права нет. Это была на самом деле смелая кампания, я был удивлен реакцией рынка, она их обидела и напугала, они пытались блокировать SMS от обычных пользователей lifecell. Мы не ставили своей целью завоевать миллионы абонентов, мы хотели напомнить другим игрокам, что они не единственные. Я считаю, это была чрезвычайно успешная кампания.

Я полностью поддерживаю стратегию предшественника (почистить абонбазу от пользователей, генерирующих мало дохода — ред.), мне пришлось удалить 900 тысяч абонентов из базы данных. Если кто-то не пользуется услугами — оставлять их в базе не имеет смысла. Мы очень довольны полученным результатом.

О 4G

Наше видение — распространить технологию 4G по всей стране. И я выступаю за идею совместного использования инфраструктуры операторами, иначе определенной части страны эту технологию придется ждать 10 лет. Я считаю, что рынок совместной инфраструктуры реален, однако нам нужно видеть и реакцию наших конкурентов.

Что касается инвестиций в эту технологию, то очевидно, что на строительство сети на частотах в диапазоне 2,6 ГГц нужно в два раза больше инвестиций, чем в диапазоне 1,8 ГГц. Если начинать с трех тысяч базовых станций, то это будет несколько сотен миллионов долларов инвестиций в случае с 2,6 ГГГц диапазоном и значительно меньше, если речь идет о диапазоне 1,8 ГГц. Если вы попробуете покрыть всю страну, имея только частоты в диапазоне 2,6 ГГц, то знайте — это будет самая дорогая сеть в мире. Но мы будем принимать участие во всех тендерах на частоты, которые будут объявлены. При этом я ожидаю, что условия по тендеру в диапазоне 2,6 ГГЦ будут проще, чем в диапазоне 1,8 ГГц.

О 5G

Мы будем продолжать продвигать эту технологию, наши эксперты принимают участие в совместных с Turkcell исследованиях по этому вопросу. Это не означает, что мы будем производить оборудование для 5G, но мы будем делать много как оператор в сфере предоставления услуг.

О возможной продаже компании

Очень хороший вопрос. Я слышу такие вопросы. Если мы будем в листинге — вы первые об этом услышите. Но я хочу сказать, что мы не для того, чтобы продавать, мы для того, чтобы покупать. Посмотрим, кто будет первый продаваться. Мы верим в будущее украинского рынка. Turkcell инвестировал $1,9 млрд в этот рынок, мы продолжим инвестировать, мы с позитивом смотрим вперед. Возможно, кто-то скажет этому рынку "до свидания", но мы останемся.