Кто захватывает бывшие ГОКи Фирташа

Ситуация вокруг Иршанского и Вольногорского комбинатов становится все более запутанной — арендатор в лице предприятия Дмитрия Фирташа не хочет расставаться с источником прибыли, а государство, будучи владельцем, не может даже вернуть себе имущество

Титановую империю бизнесмена Дмитрия Фирташа продолжает штормить. Не успела отшуметь новость о разрыве арендного договора на два комбината, производящих титановое сырье, между государством и ЧАО "Крымский титан" — одним из ключевых производителей диоксида титана в СНГ, входящим в Group DF Дмитрия Фирташа, как разгорелся новый скандал. Теперь предприятия, по мнению (экс?)-арендатора, "рейдерят": 22 и 24 сентября произошел ряд событий, с виду напоминающих силовой захват.

Вольногорский горно-металлургический (ГМК) и Иршанский обогатительный (ГОК) комбинаты — два ключевых добытчика и производителя ильменита и рутила. Иршанский ГОК осуществляет добычу ильменитовых руд общей мощностью около 400 тыс. тонн в год. Вольногорский ГМК ежегодно производит до 200 тыс. тонн ильменита, который используется для дальнейшего производства титановой продукции, а также циркониевого концентрата. Согласно отчетности предприятия-арендатора, в 2013 году оба комбината суммарно выпустили 641,7 тыс. тонн ильменитового, 162 тыс. тонн рутилового и 41 тыс. тонн циркониевого концентрата на сумму более 1 млрд грн.

Госбитва с "Титаном"

История аренды комбинатов тянется с 2004 года, когда экс-президент Украины Леонид Кучма передал целостные имущественные комплексы (ЦИК) — Вольногорского горно-металлургического (ГМК) и Иршанского обогатительного (ГОК) комбинатов в пользование компании Фирташа — ЧАО "Крымский титан" — сроком на 5 лет. Когда в 2009-м срок аренды истек, правительство в лице Юлии Тимошенко попыталось вернуть предприятия в госуправление, но задумка не удалась: арендатор решил отстаивать свои права через суд. Тяжба затянулась до января 2012-го, когда "Крымский титан" и Фонд госимущества (ФГИ) подписали мировую, позволявшую продлить аренду еще на пять лет — до сентября 2014 года. По итогам дела крымское предприятие выплатило 152 млн грн за аренду — по Иршанскому ГОК поступило 47 млн грн, в числе которых уплата задолженности — 19,23 млн грн, а по Вольногорскому ГМК — 104,9 млн грн, из них уплата задолженности — 50,21 млн грн.

Впрочем, такие средства — капля в море. Премьер-министр Арсений Яценюк еще в августе-2014 сообщил о недополучении государством средств от "титановой" аренды: при минимальной прибыли от комбинатов в 1 млрд грн в год, государство получало 100 млн грн за аренду предприятий. В Кабмине пояснили, что разрыв аренды остановит скрытый процесс приватизации — еще в октябре 2013 года правительство Николая Азарова распоряжением №846 решило создать на базе Иршанского и Вольногорского комбинатов публичные АО для их дальнейшей приватизации (но не более 49% их акций).

5 сентября договор на аренду Вольногорского ГМК (Днепропетровская обл.) и Иршанского ГОКа (Житомирская обл.) был официально расторгнут, в немалой степени — из-за аннексии Крыма. Правительство уведомило компанию Фирташа в начале июня — за три месяца до разрыва "отношений". Таким образом, 5 сентября фактически стартовал процесс возвращения ильменитовых комбинатов в государственную собственность. По задумке правительства, контролировать предприятия будет Минэкономразвития, которому от ФГИ были переданы все права на комбинаты, через новосозданную государственную "Объединенную горно-химическую компанию" (ОГХК).

Фактически, это предприятие — в планах наследник некогда существовавшего госхолдинга "Титан Украины", ликвидированного весной 2013 года все тем же ФГИ. Процессу включения в состав ОГХК должно предшествовать взятие на баланс имущественных комплексов комбинатов ФГИ. Вот только Фонд в течение 17 дней так и не смог поставить точку в том, кто же владеет комбинатами: по словам главы ведомства Дмитрия Парфененко, представители ФГИ даже не могут провести инвентаризацию имущества, поскольку оценщикам не дают пройти ни на Вольногорский, ни на Иршанский ГОКи. Ранее Парфененко уже отмечал, что "Крымский титан" не может претендовать на какую-либо долю имущества Вольногорского ГМК, поскольку не получал никаких согласований на неотъемлемые улучшения.

Но и в этот раз Дмитрий Фирташ не захотел добровольно уступить активы государству, использовав все тот же судебный механизм. Как сообщила пресс-служба Group DF, 4 сентября 2014 года Окружной административный суд г. Киева вынес постановление о запрете Фонду Госимущества и другим органам, в т. ч. правоохранительным, осуществлять передачу или возврат арендованных ЦИК государству до завершения рассмотрения дела по существу и вынесения окончательного решения. В итоге получился интересный прецедент: государство де-юре является (и являлось) владельцем комбинатов, но вернуть их себе де-факто не может из-за предписания суда.

Такая патовая ситуация и привела к тому, что было в СМИ подано как рейдерский захват. В группе Фирташа отметили, что силовой сценарий был воплощен "группой вооруженных лиц, которые сопровождались чиновниками Днепропетровской облгосадминистрации и сотрудниками органов МВД Днепропетровской области". По информации источников Delo.UA на Вольногорском ГМК, о грядущем "рейде" стало известно вечером 21 сентября — сотрудников попросили не выходить на работу. По словам собеседника нашего издания, 22 сентября к предприятию прибыли 2 автобуса вооруженной охраны. Все эти события в итоге привели к остановке рудника и фабрики по производству концентрата. Тем временем сотрудников все же уговаривали формально уволиться с ПАО "Вольногорский ГМК" и написать заявление для приема на работу в ОГХК.

В свете данных событий весьма интересно появление 23 сентября в программе "Подробности", которая выходит на телеканале "Интер" (с февраля 2013-го медиа-группа, в которую входит канал, перешла во владение Дмитрия Фирташа), сюжета о захвате Вольногорского ГМК "титушками Коломойского".

Исходя из материала, непосредственное участие в силовом захвате принимал заместитель главы Днепропетровской областной администрации Святослав Олейник. А нового главу претендента на ильменитовые комбинаты, "Объединенной горно-химической компании" Руслана Журило в СМИ неоднократно связывали с нынешним губернатором Днепропетровской области, одним из владельцев группы "Приват" Игорем Коломойским.

Но в отличие от Group DF, которая трактует события как силовой захват, эксперты склоняются к объяснению, что государство наконец просто взялось возвращать свое. "Их возвращают в государственную собственность, просто предыдущий владелец очень не хочет их отдавать", — говорит бывший министр промышленности в 1995-1997 годах Валерий Мазур. По его словам, каждый день промедления в переоформлении генерирует для арендатора дополнительные финпоступления — Иршанский ГОК и Вольногорский ГМК ежедневно выдают $1 млн чистой прибыли.

Не обошли вниманием и второй комбинат — Иршанский. 24 сентября источники нашего издания на предприятии заявили, что и там происходят события, похожие на захват. Однако на самом Иршанском ГОКе эту информацию не подтвердили. А 29 сентября сайт "Сегодня", входящего в медиа-холдинг "Сегодня Мультимедиа" Рината Ахметова, разместило материал о том, что комбинат готовится к обороне и не желает быть "отрейдеренным". На сегодняшний день обороняться комбинату пока не понадобилось.

ПРИВАТизация?

Данные предприятия — основа титанового холдинга Дмитрия Фирташа, поскольку на 50% обеспечивают потребности его предприятий в титансодержащем сырье. Сейчас в его пул предприятий входят ЧАО "Крымский титан" — крупный производитель диоксида титана, 50% АО "Запорожский титано-магниевый комбинат" (ЗТМК), "Валки-Ильменит" — добывающая компания, работающая с титаносодержащим сырьем, Междуреченский ГОК, а также олигарх непрямо контролирует все еще государственное ПАО "Сумыхимпром" через совет кредиторов и управляющего санацией предприятия Игоря Лазаковича.

В целом, в развитие своей титановой империи в Group DF намеревались вложить $2,5 млрд до 2017 года; к примеру, по данным Group DF, за 10 лет аренды Вольногорского ГМК компания "Крымский титан" инвестировала в развитие комбината более 850 млн грн. Теперь планы создания титанового холдинга оказались под угрозой.

Кто же может попытаться помешать Фирташу собрать весь "пасьянс" предприятий? Валерий Мазур отмечает, что особой олигархической заинтересованности в этом он не видит. "С равной долей убежденности можно говорить о том, что в этом замешаны и губернатор Днепропетровской области Игорь Коломойский, потому что все происходит на территории его области, а также и губернатор Житомирщины, где находится Иршанский ГОК. Решение по разрыву договора аренды подписал вице-премьер Ярема, так что можно сказать, что к этому причастен и он", — иронизирует он. Но именно СМИ Коломойского проводят наиболее активную кампанию по освещению событий вокруг титановых предприятий, причем не в пользу Фирташа. На площадке информагентства УНИАН даже было презентовано исследование титановой отрасли Da Vinci Group, большая часть которого была посвящена тому, как управление этой промышленностью Group DF негативно сказывается на госбюджете.

Несмотря на все заявления СМИ, губернатор Днепропетровщины Игорь Коломойский публично не подтвердил своего интереса к активам, и уж тем более участия в "рейдерстве". "Коломойского не интересует титановая отрасль. И я не имею интереса к этим предприятиям. Это предприятие возвращено государству и будет работать на государство", — прокомментировал ситуацию с ГОКами совладелец группы "Приват" на своей пресс-конференции 27 сентября. "Я подсчитывал, сколько комплекс, состоящий из двух ГОКов, Сумыхимпрома и Запорожского титано-магниевого, может приносить в бюджет страны. Это примерно $100 млн в год. Насколько я знаю, за эти ГОКи платилось 100 млн грн", — отметил Игорь Коломойский. Впрочем, источники Delo.UA, близкие к группе "Приват" отмечают — интерес все же есть. "Расширение базы активов с учетом стоимости титана на международных рынках рассматривается", — детализировал собеседник нашего издания. По данным гонконгской добывающей компании IRC Ltd, стоимость ильменита в 2013 году достигала $220 за тонну. Особенно же ценится в мире продукция более высокого передела. В Украине металлический титан и в частности, титановую губку, может выпускать только ЗТМК.

Возможность интересов "Привата" в титановой отрасли косвенно подтверждает и летняя история с блокированием структурами группы покупки миноритарных пакетов акций ПАО "Сумыхимпром" компанией Фирташа. Тогда эксперты сомневались в том, что титановая отрасль могла бы заинтересовать структуру Коломойского. Но при наличии сырьевой базы сумской актив приобретает больший вес для "Привата".

Сейчас на рынке уверены — рано или поздно государство соберет все титановые активы в ОГХК. Еще 9 сентября генеральный директор "Объединенной горно-химической компании" Руслан Журило отмечал, что предлагает Кабинету министров построить новые мощности по переработке титанового сырья на континентальной территории Украины. "Насколько справедливо, что сырье добывается в Украине, а перерабатывается и добавленная стоимость получается на аннексированной территории (в Крыму — Ред.). Мною была подана докладная записка (в Кабмин — Ред.) о строительстве перерабатывающих мощностей в Украине", — сказал он. Но эксперты придерживаются другого мнения — возможна национализация уже приватизированных активов.

Валерий Мазур допускает, что следующим шагом может стать возвращение в госсобственность еще двух предприятий, входящих в группу Фирташа — ЗТМК и "Крымского титана". "Оба предприятия представляют собой интерес как для государства, так и для инвестора — к примеру, крымское предприятие производит 2% мирового объема двуокиси титана", — говорит экс-министр. По его расчетам, стоимость крымского предприятия может составить $1,5-2 млрд, хоть в 2012 году его и продали за $80 млн. То же касается и ЗТМК — его реальная стоимость может составить около $800 млн-$1 млрд. Ильменитовые же комбинаты суммарно смогут принести около $10 млрд.

Но государство пока еще окончательно не определилось с тем, что произойдет с новым "Титаном Украины". "Будем или приватизировать "Объединенную горно-химическую компанию", или корпоратизировать ее, или оставим эти предприятия исключительно в 100% государственной собственности, — заявил 5 сентября Арсений Яценюк.