Почему Филя Жебровская оставила пост гендиректора "Фармака"

 Мажоритарный акционер ПАО "Фармак" Филя Жебровская Фото: Т.Довгань
Мажоритарный акционер ПАО "Фармак" Филя Жебровская Фото: Т.Довгань
Филя Жебровская ушла с должности гендиректора "Фармака". Чем в дальнейшем будет заниматься несменный глава компании, кто ее заменит и как дальше будет развиваться фармкомпания

В пятницу 30 июня 2017 года мажоритарный акционер ПАО "Фармак" Филя Жебровская, которая 22 года стояла у руля компании, покинула свой пост. Она возглавила наблюдательный совет компании, в который вошли еще четыре топ-менеджера из "Фармака". В частности, свой пост покинули директор по маркетингу Михаил Ванат и технический директор Григорий Костюк. Финансовый директор компании Виктория Смародина пока будет совмещать две должности до апреля 2018 года. Еще одним членом наблюдательного совета стал бывший операционный директор Анатолий Гвоздь.

Чем будет заниматься наблюдательный совет "Фармака"

Задачей новосозданного наблюдательного совета станет стратегическое планирование работы компании.

В планах на ближайшее время — завоевание внешних рынков. По большей части, "Фармак" хочет закрепиться на европейском рынке.

"Сейчас компания владеет активами, которые необходимо развивать. В первую очередь это торговая и маркетинговая компания в Польше. Она требует серьезных трансформаций. Когда мы ее покупали, мы думали, что их бизнес-процессы на подходящем для нас уровне, но это не так. Нам приходится внедрять там свои бизнес-процессы", — рассказывает Жебровская.

По ее словам, для того чтобы закрепиться на европейском рынке, "Фармак" должен постоянно следить за развитием торговой компании. "Этим мы и будем заниматься", — добавила она.

Наблюдательный совет также займется разработкой стратегии развития фармацевтического завода в Шостке, а также биотехнологического направления.

Кроме того, наблюдательный совет станет опекаться вопросами развития науки как в стенах компании, так и в целом по стране.

Кто теперь возглавляет "Фармак"

Исполнительным директором фармкомпании "Фармак" стал Августин Дубничка. Ранее он занимал должность руководителя компании "Словакофарма" (Словакия). После слияния в 2003 году двух крупный фармкомпаний "Лечива" (Чехия) и "Словакофарма" (Словакия) Августин возглавил чешскую компанию Zentiva.

По словам Фили Жебровской, именно такого топ-менеджера она искала. "Человека, который бы знал наш, постсоветский рынок, и в то же время у него был опыт интеграции фармкомпаний в европейский рынок", — говорит она.

Августин Дубничка подписал контракт на работу в компании "Фармак" на 2,5 года — до 30 декабря 2020 года. За это время он должен увеличить долю компании на рынке с 6,5 до 7,5%. А также нарастить долю экспорта компании.

Отметим, что по данным YouControl в 2016 году общие продажи компании составили $180 млн, из которых 26% составляли поставки за рубеж. Задача нового гендиректора увеличить долю экспорта до 40%.

Во что будут инвестировать

"Фармак" планирует развивать биотехнологическое производство. В планах на ближайшие годы — строительство второго цеха на заводе в Киеве. Планируется запуск новых линий по производству лекарств от диабета.

В среднем за год "Фармак" инвестирует в развитие производства от 20 до 25 млн евро. "Если под окупаемый проект нам нужны дополнительные средства, то мы берем кредиты у международных банков",— рассказывает Жебровская и отмечает, что особых сложностей с привлечением заемных средств у предприятия нет.

Место на международном рынке

В Европе уже зарегистрировано семь препаратов компании "Фармак", на что было потрачено 300 тыс. евро. Продукция компании продается в Германии, Литве, Эстонии, Польше, Болгарии, Словакии.

В этом году "Фармак" вышел на рынок Австралии, рассказывает Филя Жебровская. Компания уже зарегистрировала там свой биопрепарат и готовится к первой отправке. Также 880 тыс. шприцов "эноксапарина" было отправлено в Ирак. Традиционным для компании остается рынок Вьетнама.

Что касается окупаемости вывода препаратов на новые рынки, то в компании говорят, что основной проблемой является не регистрация самого лекарства. Как раз с этим в Европе нет проблем. "Если у вас все документы в порядке, то регистрация проходит без проблем", — подчеркивает Жебровская. Главные расходы приходятся на маркетинг.

Вывод новых препаратов на новый рынок окупается в среднем за 5-6 лет.

Без сомнения, добиться реализации поставленных целей будет непросто, ведь фармрынок, в особенности европейский, один из самых высококонкурентных сегментов. Единственным конкурентным преимуществом украинской фармы остается цена.