НБУ курс:

USD

41,20

+0,01

EUR

45,22

--0,21

Наличный курс:

USD

41,49

41,43

EUR

45,80

45,65

Не(винный) рынок: основные тенденции, внутреннее производство и импорт 

Недавно было принято решение освободить небольших виноделов от обязательной аттестации. Гендиректор Pro-Consulting Александр Соколов рассказал, как данное решение повлияет на весь рынок вина

Украина давно считается перспективной страной для развития виноделия. Климатические условия южных областей страны позволяют выращивать лучшие сорта винограда. Однако аннексия Крыма перевела эти перспективы в разряд оптимистической теории.

В аннексированном Крыму находилось немногим менее 50% виноградников и мощностей по производству вина. В частности, площадь крымских виноградников в 2013 году составляла 75 тыс. га. Уже в 2016 году площади сократились до 45,1 тыс. га. 

Вторым ударом для отрасли стала потеря России как основного рынка сбыта для оставшихся на материке компаний. Это и общее ухудшение доходов населения привело к резкому сокращению производства и ухудшению позиций украинских производителей.

Так, в 2017 год Украина произвела на 40% меньше тихих и игристых вин, чем в 2013.

Динамика производства вин в Украине в 2013-2017 годах в натуральном выражении, млн. дал

 

При этом если рынок тихих вин после обвала в 2014 году постепенно рос, то сегмент игристых вин можно назвать волатильным. В 2017 году производство тихих вин в Украине выросло на почти 1,5% по сравнению с 2016 годом. Производство игристых вин сократилось на 24%. Основная причина —  покупать шампанское стали гораздо реже, даже в период праздников.

Особенности производства

На сегодняшний день крупные украинские производители активнее всего работают в трех сегментах:

Первый — переработка винограда на виноматериал и дальнейший его экспорт в соседние страны (в основном — Россию и Грузию).

Второй — разлив импортного вина по бутылкам для дальнейшей реализации в Украине. По такой схеме в Украину попадает недорогое вино, произведенное в Чили и Молдове, после чего в розничных сетях реализуется по конкурентным ценам как, собственно, молдавское и чилийское.

Третий сегмент ориентирован на местный рынок. Он включает в себя производство преимущественно недорогих вин из дешевых виноматериалов разного качества обработки.

Помимо этого, есть еще производство так называемых элитных вин. Их доля в общем объеме украинского производства незначительна — менее чем пол процента.

По моему мнению, причин несколько. Во-первых, не всем украинцам по карману такие вина, а те, кто может себе их позволить, скорее предпочтут дорогой импорт, чем украинское производство.  Во-вторых, одним из основных каналов сбыта элитных вин является экспорт. Украина же пока остается страной с невысоким винным статусом, что не позволяет ей быть полноправным игроком на рынке.

Развитию местного винного рынка способствовал еще один фактор. Речь идет о сегменте, находящемся между масс-маркетом и элитными напитками. В идеале, да и в винодельческих странах (Италия, Испания, Франция, Германия), этот сегмент закрывают небольшие (до 10 тыс. декалитров в год) виноделы.

В Украине их долгое время давили чрезмерно высокими налогами и сборами.

Основных препятствий было два. Первое — сама сложность получения лицензии — порядка 140 разрешительных документов, что по сложности запуска производства приравнивало небольших виноделов к крупным ликеро-водочным заводам. Второе — лицензии на оптовую торговлю. Для крупных игроков полмиллиона в год — не проблема, а в случае с небольшими компаниями она увеличивает стоимость бутылки на 70-100 гривен, что фактически убивает конкуренцию.

Потому в Украине на законодательном уровне сначала освободили небольших игроков от покупки дорогостоящих лицензий, а совсем недавно создали отдельную нишу для производителей терруарных вин(вина, в букете которых явно различаются черты, исключительные для вин территории, на которой они росли — терруара). Главным условием, тем не менее, остается наличие полного цикла производства вина без добавления спиртов.

Чего ожидать?

Я вижу три тренда, которые сегодня могут изменить украинский рынок вина.

Первое — усиление качественной конкуренции. Качественные импортные вина на сегодня доступны в широком ассортименте в умеренном ценовом диапазоне — в пределах 100-150 гривен за бутылку можно найти вина, имеющие высокую оценку среди потребителей на профильных ресурсах. Да, украинские вина значительно дешевле. Неплохое украинское вино можно купить за 70-90 гривен, но в большинстве случаев оно проигрывает винам из Франции, Италии и даже Чили. Импортеры активно заполняют полки супермаркетов, и все больше украинских потребителей предпочитают отведать именно импортный продукт. По соотношению цена/качество импортные вина существенно опережают украинские.

В таких условиях украинские производители будут разделять стратегии развития на два сегмента: либо максимальное удешевление продукта, либо улучшение качества. И если с первым все понятно, то для реализации второй стратегии необходимо улучшать качество не только переработки виноматериала, для чего нужно оборудование, но и сортовой состав винограда, а для этого уже нужно время. Так, для кого-то такая конкуренция будет означать потерю репутации производителя качественного и вкусного вина, а для кого-то она бросит большой и интересный вызов.

Потребители вин в ценовом сегменте выше среднего (150-200 грн за бутылку) уже совсем скоро смогут испытать на себе радость от улучшения инвестиционного климата для небольших виноделов. Однако и им придется подождать, поскольку при таких условиях большинство знаменитых виноделов будущего только начали выращивать виноград для выпуска своей продукции. Для этого им может потребоваться от 3 до 5 лет. Однако после двадцати пяти лет постоянного снижения рынка ожидание будет приемлемым. То есть второй тренд — развитие небольших производителей вина.

И наконец, рассмотрим тенденции по увеличению импорта.

На сегодня можно говорить о двух составляющих. Первое — мы ожидаем снижения поставок виноматериала из Грузии, Молдовы и Чили, который разливается в Украине. Потребители, а главное — ценители, будут стремиться быть как можно ближе к виноделу, а потому больше внимания следует уделять оригинальным бутылкам из-за границы.

Вторая составляющая, следствие мирового тренда — некоторые называют это угрозой для традиционного уклада винного рынка — развитие производства вина в Китае.

Поднебесная сегодня активно идет к тому, чтобы стать лидером на мировом рынке вина. Количество земель под выращивание винограда в Китае растет ежегодно на 7-10%, а экспорт за последние 10 лет вырос в два раза, и в прошлом году составил порядка 1 млрд литров. Учитывая экспансию китайской продукции во всех отраслях, не пройдет и нескольких лет, как их вино появится на полках украинских супермаркетов.

Какой бы ни была мировая конъюнктура на рынке вина, в Украине все будет зависеть от достатка потребителей, а поскольку в ближайшие годы мы ожидаем активного роста экономики страны, благородные напитки будут сопровождать нас в течение ближайших пяти лет.