- Категория
- Бизнес
- Дата публикации
Прошлый год оказался непростым для металлургов
Начало года ознаменовалось определенным ростом спроса и цен на металлопродукцию. Основной причиной этого стало опустошение складских запасов как у трейдеров, так и у конечных потребителей продукции. Значительная их часть затоварились необходимой продукцией еще в 2008 на подъеме рынка, и практически весь 2009 год использовали ее для своих нужд. К началу же 2010 года эти запасы исчерпались, и практически всем игрокам на рынке пришлось возобновлять закупки.
Свою роль в рост цен на металл сыграло и непрекращающийся рост стоимости сырья. В 2010 году крупнейший мировой импортере железорудного сырья Китай и ведущие производители ЖРС договорились о новой системе ценообразования на сырье. В итоге котировки руды стали определяться ежеквартально, а не раз в год. В ходе подобных изменений и повышенного спроса на руды со стороны того же Китая цены на руду достигли заоблачных высот. Соответственно, металлурги для компенсации возросших затрат на сырье стали взвинчивать и цены на свою сталь. В итоге, учитывая довольно стабильный спрос, который наблюдался в начале года, цены на металлопродукцию в апреле-мае достигли рекордных со времен начала кризиса высот. Так, украинский горячекатаный прокат продавался по $660 за тонну, заготовка – по $640 тонну, а слябы – по $630 за тонну.
Однако такая ситуация продлилась не долго. Пополнив свои запасы, трейдеры ушли с рынка и летом, цены без спроса обвалились. Менее чем за два месяца, к июлю, стоимость проката упала до $540 за тонну. А основные полуфабрикаты, - заготовка и слябы, составляющие основу экспорта украинской металлопродукции до $430 и $480 за тонну соответственно. В таких условиях, при остававшихся высокими ценами на сырье, металлургам пришлось работать практически с нулевой рентабельностью.
Такая ситуация продержалась почти все лето – оживление на рынке стало наблюдаться только с конца августа-начала сентября, когда на рынок после священного для мусульман месяца Рамадана начали возвращаться страны Ближнего Востока и Северной Африки. Однако темпы роста цен в конце года в никакое сравнение с теми, что были в начале 2010 не идут. К концу года украинского горячекатаного проката добралась всего до $600 за тонну, заготовки - до $580-585 за тонну, слябов - $530-540 за тонну.
Кому помогло государство
Кроме проблем со сбытом у отечественных металлургов также не заладились отношения и с украинским правительством. Так с конца 2009 года у государственного бюджета накопилась многомиллиардная задолженность по возмещению экспортного НДС металлургам. Наибольшими «кредиторами» правительства оказались крупнейшие меткомбинаты страны – «АрселорМиттал Кривой Рог» Лакшми Миттала и Мариупольский металлургический комбинат имени Ильича.
По большему счету дело дошло до того, что государство на протяжении полу-года практически не возмещало этим предприятиям НДС за экспорт своей продукции. Решить данную проблему удалось только после выпуска государственных НДС облигаций, которые металлурги смогли реализовать на вторичном рынке. Выплаты же НДС в норму пришли только в сентября этого года.
Кроме проблем с НДС, крупнейшему украинскому меткомбинату «АрселорМиттал Кривой Рог» пришлось столкнуться и с другими проблемами во взаимоотношениях с государством. Так, Генеральная прокуратура чуть ли не инициировало процесс реприватизации комбината своими претензиями по поводу выполнения собственником инвестиционных обязательств. Однако данный вопрос сторонам удалось уладить под угрозой международного скандала и силовики от своих претензий отказались. Кроме этого против предприятия возбудили дело по контрабанде угле из США, которое до сих пор не закрыто
Год под знаком M&A
Также прошедший год для отечественного рынка металла ознаменовался рядом корпоративных поглощений, значимость которых сложно переоценить. Сразу же после новогодних праздников было объявлено о поглощении 50%+2 акции одной из крупнейших украинских металлургических корпораций «Индустриальный союз Донбасса» Сергея Таруты группой российских инвесторов. Возглавил этот пул Александр Катунин, которому принадлежит швейцарская компания, специализирующаяся на торговле металлопродукцией — Carbofer. В прошлом же Катунин был одним из акционеров «Евраз Групп» Романа Абрамовича. Профинансировал же сделку российский государственный «Внешэкономбанк» подконтрольный непосредственно Владимиру Путину.
Одного ИСД таинственным российским инвесторам оказалось мало. В мае, стало известно, что «Внешэкономбанк» профинансировал очередное поглощение на украинском рынке. На этот раз объектом интереса российских инвесторов выступила группа «Запорожстали», в которой россияне выкупили контрольный пакет акций у бывших собственников. Однако данное поглощение не обошлось без традиционных для Украины скандалов. Кроме россиян на один из крупнейших меткомбинатов страны претендовал и самый богатый украинец Ринат Ахметов.
При этом у него уже было предварительное согласие тогдашних собственников предприятия, в частности Midland Group Эдуарда Шифрина и Александра Шнайдера. Но в последний момент россияне перебили предложение Ахметова и «Запорожсталь» отошла им. Не согласившись с таким развитием событий, структуры Рината Ахметова подали против Midland иск в Высший суд Лондоне с требованием компенсации за разрыв сделки по продаже актива. В итоге стороны смогли договориться о выплате Ахметову пени в размере 105 млн. как компенсациито что «Запорожсталь» ушла россиянам.
Потерпев неудачу в Запорожье, Ахметов смог пополнить свои активы за счет одного из трех крупнейших меткомбинатов Украины - ММК имени Ильича в своем родном Донбассе. Руководство мариупольского комбината столкнулось с угрозой рейдерского захвата со стороны неизвестных лиц, которые приписывали себя к очередной группе российских инвесторов. Эти лица настаивали на том, что еще в 2009 году акции комбината были проданы им непосредственно менеджментом предприятия во главе с Владимиром Бойко. Сам же Бойко данные заявления опровергал.
В результате же противостояния менеджмент ММК имени Ильича вынужден был обратиться за помощью к «Метинвест Холдингу» Рината Ахметова, который выкупил в ходе дополнительной эмиссии 75% мариупольского гиганта, таким образом, оформив создание крупнейшего украинского металлургического холдинга. Руководство же ММК имени Ильича во главе с Владимиром Бойко получило доступ к сырью донецкой группы, против монопольного положения которой боролось последние десять лет.