22 октября 2013 в 17:14

Роялти за использование музыки в коммерческих целях платят лишь 30% пользователей

О том, как обстоит дело с выплатой роялти украинским и зарубежным авторам и продюсерам, Delo.UA говорило с руководителем юридического отдела Организации коллективного управления "Украинская лига авторских и смежных прав" Александром Никиным

Как в Украине обстоят дела с выплатой за исполнение музыки?

По-прежнему плохо. Мы занимаемся сбором средств для правообладателей — авторов и продюсеров — за публичное исполнение музыки в коммерческих целях, в заведениях торговли и общественного питания (кафе, ресторанах). Но насколько я знаю, в других сферах — публичном сообщении, театральной — ситуация подобна нашей.

Хотя в последнее время сознательных пользователей становится больше, это в первую очередь сказывается на суммах выплат. "Украинская лига авторских и смежных прав" (УЛАСП) в этом году уже выплатила украинским и зарубежным авторам и продюсерам, которые передали нам в управление права на свои произведения, более 1,5 млн гривень. Это, конечно, мелочи по сравнению с тем, сколько выплачивает, к примеру, Российское авторское общество — там счет идет на миллионы долларов.

Если говорить о Киеве, то платят роялти порядка 30% пользователей. В регионах — не больше 20%.

Почему не платят?

Причин две. Первая — незнание закона. Вторая — нежелание платить. При том что речь идет не о десятках тысяч гривень в месяц, а, к примеру, о 20 гривнях с посадочного места в хорошем ресторане.

Как убедить их платить?

Постоянное разъяснение, другого пути я не вижу. Но на самом деле наши системные противники — не пользователи, а так называемые "озвучивающие компании".

Такие организации существуют во многих странах, и они работают в правовом поле. К примеру, хозяин сети магазинов в Германии приходит в такую компанию и говорит: я продаю джинсы, и мне нужно подобрать музыку для того чтобы у меня их покупали. Есть огромное количество разных исследований для продавцов — какая музыка стимулирует продажи. Продавцу подбирают музыку, снабжают ею через специальную систему. Но за право использования он по-прежнему платит в местные организации коллективного управления.

Перенесем ситуацию из Германии в Украину. Украинские "озвучивающие компании" появились в то время, когда организации коллективного управления были еще в проекте. Организаторы этих компаний покупали небольшие музыкальные каталоги.

Хозяин уже нашего магазина джинсов хочет подобрать музыку и приходит в "озвучивающую компанию". Кому мне платить за права на использование музыки? — спрашивает он у представителя компании. А ему говорят — используйте что хотите, а там разберемся. Если что, приедет наш юрист и будет нас защищать. Продавцу-то какая разница кому платить — он платит "озвучивающей компании". Постепенно такая практика разрослась.

Мы пытаемся бороться с "озвучивающими компаниями" и с теми, кто используют музыку незаконно. Получается конфликт, и крайним в этом столкновении оказывается именно пользователь, потому что он не особо разбирается в авторском праве.

Поэтому у нас выходит такой образ монстров, которые всех пытаются заставить платить за музыку.

Что и кто может помочь организациям коллективного управления в работе с пользователями?

Во-первых, это массированное информирование о необходимости платить за использование музыки. Ну и без наказаний никак не обойтись. Этот путь прошли все государства.

Те суммы, которые должны платить пользователи, как я уже говорил, невелики. Я знаю, что среднее кафе или ресторан тратит в месяц на туалетную бумагу значительно больше, чем он должен платить за музыку. Никто не говорит о том чтобы снять последнюю рубашку. Просто государство должно сказать раз и навсегда: пора выполнять закон.

Формально этот вопрос стоит на контроле Государственной службы интеллектуальной собственности при Министерстве образования и науки. До определенного момента мы плодотворно сотрудничали с Госслужбой. Однако два года назад, после очередной смены руководства, УЛАСП, как и другие игроки рынка, сталкиваются с контрпродуктивной позицией этого ведомства, необъяснимой с точки зрения логики. Никакой поддержки, несмотря на многочисленные просьбы и обращения УЛАСП, а также других ОКУ, от Госслужбы нет.

Какова роль государства в сборе и выплате роялти за использование музыки в коммерческих целях?

Здесь должно быть несколько моментов. Во-первых, Госслужба должна взять на себя функцию гаранта — проверить и подтвердить, что ОКУ работают и выплачивают деньги правообладателям правильно. Ведь зачастую пользователи не платят — помимо общего нежелания платить есть искреннее понимание следующего: мы заплатим, а эти деньги потом украдут. И зачем мы должны платить?

Тем более, что деньги действительно не раз исчезали со счетов государственного предприятия "Украинское агентство по авторским и смежным правам" (УААСП). Вернее, эти деньги размещались на счетах банков, которые обанкротились.

Летом мы узнали о том, что государственное предприятие УААСП будет реорганизовано в государственную организацию УААСП. Согласно приказу Госслужбы интеллектуальной собственности, кредиторы УААСП имеют право в течение двух месяцев заявить свои имущественные права, которые должны войти в передаточный акт.

Нас и наших правообладателей очень смущает эта реорганизация. Во-первых, отличия между "государственным предприятием" и "государственной организацией" невозможно найти в законодательстве. Общие нормы Гражданского кодекса также не учитывают специфику предприятий, которые управляют объектами авторского права. Сам приказ, по оценке наших юристов, был принят в нарушение законов Украины "Про управління об"єктами державної власності" и "Про оцінку майна, майнових прав та професійну оціночну діяльність".

Если требования наших правообладателей не будут учтены в передаточном акте — а речь идет о сумме более 10 миллионов гривень — то есть риск потери этих денег. И при этом в создавшейся ситуации невыплата правообладателям средств формально не будет нарушением закона.

Насколько серьезными будут последствий таких действий?

Достаточно серьезными, как для украинских правообладателей, так и для иностранных. На счетах УААСП накопился значительный объем средств, собранных для правообладателей США, Великобритании, России. Такие действия УААСП угрожают имиджу страны, восприятию ее со стороны иностранных инвесторов. Я не говорю о возможных санкциях. Как, например, правообладатель из США узнает, что ему нужно внести сведения в передаточный акт? Скорее всего, уже постфактум.

Особенность деятельности УААСП состоит в том, что ни один автор или правообладатель не знает и не может знать до получения соответствующей информации из самого УААСПа, сколько же денег ему насчитано по итогам обработки отчетов пользователей. Таким образом, только "дружественные" правообладатели и авторы, которым на ушко шепнут сумму, смогут попасть в этот передаточный акт. А в последнее время УААСП вообще не реагирует на наши запросы.

Мы давно просим провести заседание Общественного Совета при Госслужбе интеллектуальной собственности, посвященное реформированию УААСП. Но Госслужба отвечает нам: все, что они считают нужным рассказать об этом, разместили на сайте.

Можно ли улучшить ситуацию по сбору, и главное — выплате роялти как украинским, так и зарубежным авторам и исполнителям?

Это необходимо сделать в ближайшее время, если мы хотим, чтобы украинский музыкальный рынок развивался нормально. Да, 90% доходов, которые получают наши артисты и их продюсеры — это концерты. Роялти за коммерческое использование музыки очень невелико. Но и эти деньги важны для создания новых музыкальных произведений.

У нас есть свое видение. Наше предложение состоит в следующем: Госслужба по вопросам интеллектуальной собственности должна обязать все организации коллективного управления подписать соглашение между собой об обмене информацией и деньгами. После этого на базе одной из организаций создается единый банк информации, куда ОКУ сливают информацию о своих правах. Следующий шаг — создание организации, которая аккумулирует собранные средства, из которых правообладатели будут получать свое роялти, а ОКУ — свои проценты за сбор.

Все это можно было бы сделать на базе того же УААСП — если бы эта организация была прозрачной, и сотрудничала с другими игроками рынка. Но в нынешней ситуации это невозможно.

автор:
по материалам:
"Дело"
раздел:
теги:

По теме:

Международные вещатели могут заплатить украинским продюсерам миллионы евро
Экономика 17 марта 2011 в 18:42

Международные вещатели могут заплатить украинским продюсерам миллионы евро

Международная организация в сфере авторских и смежных прав AGICOA (Швейцария) аккумулировала на своих счетах большую сумму выплат по роялти, предназначенные для украинских правообладателей аудиовизуальных произведений. Но нет возможности выдать эти деньги

Налоговый кодекс может убить выплату роялти
Рынки 28 марта 2011 в 15:02

Налоговый кодекс может убить выплату роялти

Лицензионные отношения в сфере интеллектуальной собственности, сформировавшиеся на украинском рынке, стоят на пороге вымирания из-за норм Налогового кодекса. Такое мнение «ДЕЛУ» высказала директор патентно-юридической компании IPStyle Мария Ортинская

Загрузка...
Информационный партнер проекта Ukr.net
Новости со всех уголков Украины на https://www.ukr.net/
Загрузка...