Крупный бизнес 11 декабря 2013 в 11:00

Уйдут ли от кризиса кременчугские вагоностроители в 2014 году

По итогам 2013 года Крюковский ВСЗ может сократить чистый доход более чем на 40%. Что обусловило этот негатив и сможет ли предприятие его скомпенсировать в следующем году?

На Крюковском вагоностроительном заводе (КВСЗ подконтролен главе наблюдательного совета Владимиру Приходько) подвели итоги своей хоздеятельности в 2013 году. В начале этого месяца на одном из крупнейших предприятий отрасли отчитались о результатах производства за январь-ноябрь. Выпуск грузовых вагонов на КВСЗ в данный период упал на 49,6% (до 5278 ед.) в сравнении с аналогичными месяцами 2012-го. А в начале текущей недели на заводе обнародовали прогноз по всему текущему году, согласно которому в 2013-м предприятие сократит производство указанной продукции на 51,3%, до 5363 тыс. ед.

Внушительный спад в грузовом сегменте отчасти компенсируется ростом в сфере выпуска пассажирских вагонов. За 11 месяцев года кременчугские вагоностроители увеличили их изготовление на 19,4% — до 74 против 62 годом ранее. Прогноз на весь год предусматривает рост их производства на 7,2% — до все тех же 74 единиц; в декабре выпуск пассажирских вагонов на КВСЗ не запланирован.

Подпишитесь на канал DELO.UA

Но прогресс в этом сегменте (стоимость пассажирских вагонов заметно выше грузовых; одна единица такой продукции на рынке СНГ предлагается за $1 -1,5 млн против $50-55 тыс. за новый полувагон — Ред.) заметно улучшить финансовое состояние Крюковского ВСЗ в текущем году не сможет. Аналитики предрекают предприятию существенное снижение чистой прибыли и дохода в 2013-м.

Движение вспять

Причины провала завода в сфере производства грузовых вагонов озвучивались неоднократно — рынки СНГ перенасыщены этой продукции. Дополнительные негативы в ситуацию привнесла недавняя торговая война с Россией, куда уходит около 80% продукции предприятия. Из-за проблем с поставками в Россию завод в 2013-м не сможет выполнить даже самый минимальный план по изготовлению грузовых вагонов. В августе председатель правления Крюковского ВСЗ Евгений Хворост озвучивал таковой на уровне 6 тыс. ед. (2012-й предприятие закончило с производственным рекордом, выпустив свыше 11 тыс. грузовых вагонов).

Старший аналитик ИГ "Арт Капитал" Алексей Андрейченко говорит, что за три квартала текущего года КВСЗ поставил на российский рынок вагонов на сумму в $300 млн. Это составляет около 36% от всего объема экспорта украинских вагонов в денежном выражении. По оценкам эксперта, нынешний год Крюковский ВСЗ завершит с чистой прибылью около $40 млн, сократив данный показатель почти на 60% г/г. А чистый доход завода за 2013-й может снизиться более чем на 40%, до порядка $510 млн.

В комментарии Delo.UA аналитик предположил, что в следующем году предприятие сможет нарастить продажи грузовых вагонов в Россию. "В текущем году на поставки в этот регион большое влияние оказали административные преграды российских надзорных органов, которые участились в преддверии подписания соглашения об ассоциации Украины с ЕС", — отметил Андрейченко.

Так, в конце лета Ространснадзор запретил эксплуатацию 292 полувагонов производства КВСЗ, укомплектованных боковыми рамами "Ружоуская компания Тианруй" (Китай) 2010 года выпуска — в связи с аварией грузового поезда 16 августа в Приволжье. В конце октября Российский железнодорожный регистр частично возобновил действие сертификатов Крюковского вагонзавода. В то же время, подозрения россиян в отношении китайского литья, используемого при изготовлении вагонов на КВСЗ, еще остаются. Это вылилось в то, что уже около двух месяцев российского сертификаты лишены некоторые виды продукции предприятия. На последнем вынуждены были сократить рабочую неделю сначала до трех дней, а потом и вовсе до двухдневки

Андрейченко, впрочем, уверен — к следующему году соответствующий сертификат в РФ для нашего завода восстановят.

Объездные пути

Очевидно, что непростые политические игры, наблюдавшиеся этой осенью между Украиной и Россией, оказали непосредственное и не лучшее влияние на бизнес КВСЗ. И от поставок в РФ пока что напрямую зависит финансово-экономический успех или провал этого украинского предприятия. Но выход из кризиса для него может быть открыт не только по северо-восточному направлению.

Если "Укрзализныця" и частные транспортные компании все же начнут осуществлять проекты по масштабному обновлению и пополнению парка грузовых вагонов, кременчугские вагоностроители вполне смогут улучшить показатели производства. Представитель "Арт Капитал" полагает, что в случае с "Укрзализныцей" эти планы вполне могут реализоваться, учитывая намерения железнодорожного ведомства страны выпустить еще один транш евробондов (на сумму не менее $500 млн — Ред). На руку кременчугским вагоностроителям, по его мнению, может сыграть и перспектива поставки пяти электропоездов для нацпроекта "Воздушный экспресс". По оценкам эксперта, данный проект может принести КВСЗ до $70 млн за полтора года.

Стоит отметить и намерения завода по выходу на китайский рынок. В первых числах декабря глава набсовета Крюковского ВСЗ Владимир Приходько сообщил журналистам о планах поставки в КНР около 2 тыс. вагонов-зерновозов. С этой целью, представители завода приняли участие в недавнем визите главы украинского государства в Китай. Соответствующий полуторагодичный контракт, по словам Приходько, на предприятии рассчитывают заключить в первой половине 2014-го.

Но все это — пока что на уровне планов и предположений. И аналитики пока с осторожностью берутся прогнозировать финпоказатели для КВСЗ на 2014 год. Алексей Андрейченко выводит объем чистой прибыли завода для следующего года на уровне ожидаемой суммы по нынешнему, допуская увеличение его дохода-2014 на 5%. Понятно, однако, и другое. Если хотя бы одна из выше обрисованных перспектив приобретет реальное наполнение в виде подписанных договоров на поставку, то эти финоценки для Крюковского ВСЗ будут пересмотрены в сторону заметного улучшения.

Загрузка...
Новое видео
Как удерживать и вести к успеху мультинациональную команду? Опыт холдинга TECHIIA — Виктория Дзыба
Загрузка...