- Тип
- Эксклюзив
- Категория
- Бизнес
- Дата публикации
Украинского телепродукта на российском ТВ стало больше, чем два года назад — генпродюсер "Нового канала"
Насколько серьезно ударил по "Новому каналу" запрет на трансляцию российских фильмов и сериалов?
В последние годы телеканал довольно сильно зависел от премьерных российских сериалов. Если мы посмотрим на сетку вещания "Нового канала" двухлетней давности, то в основном в прайм-тайм показывались как раз сериалы производства российских телеканалов СТС и ТНТ.
Но два года назад, еще до событий на Майдане и тех событий, что произошли после, мы решили, что эта ситуация не очень правильная, поскольку таким образом канал теряет свое лицо — лицо, которое можно создать только за счет производства своего собственного, оригинального продукта. Меня как-раз и назначили генеральным продюсером "Нового канала" для того, чтобы наладить программное производство канала. Уже к осеннему сезону 2014 года нам удалось создать целую линейку праймовых программ собственного производства, а в этом году тем более. Если раньше с 19 до 21 по будням у нас шла, например, передача "Абзац", а потом российские сериалы "Физрук", "Воронины" или "Молодежка", то теперь весь будничный прайм-тайм построен на собственном продукте. Наши программы стали заметнее в эфире и таким образом снизили нашу зависимость от закупного российского продукта.
А как аудитория отреагировала на отказ от них?
Я могу судить только по рейтингам наших программ. Могу сказать, что в этом сезоне все наши премьеры зашли неплохо. Рейтинги наших передач — например, "Суперинтуиции", "Супермодели по-украински", "Половинок" — сопоставимы по долям с премьерными российскими сериалами, такими как "Физрук" или "Мажор", а зачастую даже превосходят их на несколько пунктов. Кроме того, производить собственный продукт финансово гораздо эффективнее, чем закупать где-то на стороне.
Себестоимость собственного продукта намного ниже?
Цена закупки одной серии российского сериала сейчас сопоставима по стоимости с производством своей собственной программы. Но производить свой продукт выгоднее, поскольку так ты обладаешь полными правами на контент, а покупая сериалы на стороне, ты покупаешь право всего на несколько показов.
Но при этом нужно, чтобы было кому производить собственный контент.
Да, и в этом состоит главная проблема. Производство собственного контента требует помимо финансовых вложений еще и наличия квалифицированных кадров. Мы пытаемся решить эту проблему, ищем на рынке людей, которые нам нравятся, которые, на наш взгляд, способны произвести то, что нам нужно, ну и сами работаем внутри своего коллектива: налаживаем, улучшаем, разрабатываем собственные форматы.
Я думаю, что с телеканалом СТБ (входит в холдинг StarLight) у вас серьезная конкуренция за кадры.
Мы делим аудиторию с телеканалом СТБ, "1+1" и "ТЕТ" — это наши основные конкуренты.
Каких специалистов больше всего не хватает?
Руководителей проектов — творческих администраторов, которые помимо того, что являются творческими людьми, знают нюансы телевизионного производства, финансы, умеют руководить кадрами и готовы взять на себя ответственность за проект. Таких людей очень мало. Мы, возможно, и могли бы развернуться еще шире в вопросе производства собственного контента, но кадровый голод мешает это сделать.
Сколько собственного продукта телеканал производит в сезон?
Сейчас мы только-только запускаем в производство собственные сериалы. Но они будут готовы только через год, поскольку это самый долгосрочный, самый дорогой в производстве телевизионный продукт.
Запускаем сериалити "Киев днем и ночью", которое является промежуточным звеном между реалити и сериалом. Оно сейчас активно снимается. Премьера назначена на весну-2016.
Если говорить о собственных передачах, то давайте считать: "Абзац", "Ревизор", "Страсти по "Ревизору", "Половинки", "Кто сверху", "Суперинтуиция", "Супермодель по-украински", "Сердца трех", "От пацанки до панянки", "Проект "Любовь", "Дешево и сердито"… Порядка пятнадцати-семнадцати проектов в год мы точно производим.
Вы производите все передачи своими силами или привлекаете внешний продакшн?
Как своими силами, — творческими объединениями, которые входят в структуру "Нового канала", — так и с помощью внешних продакшнов. Например, совместно с Алексеем Гончаренко мы производим сейчас "От пацанки до панянки" на весну 2016 года.
Не было проблем с "1+1", который ранее выпускал эту передачу?
Тут все очень просто. "1+1" купил права на это шоу на три сезона. Контракт они продлевать не стали, а мы посчитали, что для нашей аудитории оно подходит больше — аудитория "1+1" более широкая, а наш канал все-таки концентрируется на молодежи. Кроме того, мы видим этот проект по-другому, и поэтому, я думаю, наши версии будут разительно отличаться друг от друга. Посмотрим, чья выйдет лучше.
Кстати, про "1+1". Чем завершится эпопея с правами на формат "Ревизора"? Вы выиграли суд, но "1+1" продолжает показывать "Инспектор Фреймут".
Я не могу отвечать за действия… Вернее, правильнее было бы обратиться за ответом к нашему юридическому отделу, который ведет эту тяжбу с "1+1". В любом случае, я считаю, что моральное право на нашей стороне, а уж какие формы отстаивание этого права приобретет в дальнейшем, это вопрос не к творческим людям, а к юристам.
Вы считали потери от того, что на двух разных телеканалах выходят две практически одинаковые передачи?
Мне кажется, все то, что канал "1+1" заработал на рекламе, которая выходит в рамках проекта "Инспектор Фреймут" — это и есть сумма наших потерь, наверное, это наша упущенная выгода.
Аудитория не ушла?
Нет. Показатели "Ревизора" с Абрамовым такие же, если не больше, как показатели "Ревизора", когда его ведущей была Ольга Фреймут.
Я знаю, что вы активно продаете формат "Ревизора" в другие страны. Не возникает ли проблем из-за судебного процесса?
Этот формат целиком и полностью принадлежит "Новому каналу", объяснять это никому не нужно, тем более, если мы говорим про канал "Пятница", на котором выходит программа "Ревизорро"… Еще работая на "Пятнице", я обратил внимание на формат "Ревизора". Ни у кого нет сомнений, кому формат принадлежит на самом деле.
Насколько украинский продукт, в частности форматы телепередач, конкурентоспособен?
Он конкурентоспособен, просто плохо раскручен. Еще находясь в Москве, я считал, что есть два гениальных украинских формата, которые могли бы работать везде: в России, в Израиле, во Франции — это "Орел и Решка", и "Ревизор". Уже переехав в Украину, на "Новый канал", я познакомился с бОльшим количеством украинских форматов, например, со "Спасите нашу семью", который кажется очень крепким форматом, достойным того, чтобы его производили и на других территориях.
Какие форматы телеканал продает за границу?
Сейчас мы активно работаем в этом направлении, продаем, например, "Аферисты в сетях" как формат и как ready-made (готовый продукт) на зарубежные территории. Также программу "Привычка жениться", пилотный выпуск которой мы показали в начале этого сезона — сейчас мы параллельно работаем над запуском этого формата в линейку (он должен выйти осенью будущего года). Мы отдаем его на дистрибьюцию компании Global Agency, которая продает форматы по всему миру. Для "Дешево и сердито" мы оформляем библию формата, опять же, для того, чтобы предлагать его зарубежным рынкам. Я считаю, что перспективы у нас очень большие.
Для канала выгоднее продать формат или ready-made?
Это разные вещи. Можно продавать как готовый продукт на русскоязычных рынках, где украинские форматы, сделанные на русском языке или преимущественно с использованием русского языка, найдут свое место. Это такие страны, как Казахстан, Прибалтика, а также сама Россия, где мы, например, очень хорошо продали на канал "Ю" "Супермодель по-украински" и "Сердца трех". Кстати, около 40% эфира российского канала "Ю", по-моему, состоит из программ СТБ и "Нового канала", благодаря чему их доля выросла чуть ли не в 1,5 раза. Это один вид бизнеса.
Второй вид бизнеса — это продажа форматов, но уже как концепции. Сейчас все находятся в поиске больших интересных идей, и возможно, наши идеи окажутся интересны и зарубежным партнерам.
Наши форматы интересны, в первую очередь, странам бывшего Советского Союза или на Западе?
Тут географической привязки нет. Дело в том, что в Украине больше развит жанр реалити. Поэтому другие национальные телевизионные территории, которые также активно работают в этом жанре (Великобритания, США, Израиль и т.д.), с бОльшим интересом относятся именно к украинским форматам.
Западное телевидение на самом деле не такое богатое, как принято считать. Да, есть американское телевидение, английское телевидение, где много денег, но если мы посмотрим на немецкое, латвийское телевидение, то мы не увидим там безумных многомиллионых бюджетов, там умеют считать копеечку, поэтому жанр реалити там хорошо развит. Для этих территорий украинские форматы более интересны.
А Россия?
В России жанр реалити как-то не очень прижился. Шоу в духе СТБ, "1+1", "Нового канала" — классического телевизионного реалити — в России практически нет. Только сейчас на российском ТВ начал выходить "Мастер-шеф", который на "СТБ" идет уже пятый сезон.
На российском ТВ идут в основном сериалы.
Да, хотя я думаю, сейчас, в силу финансовых невзгод, сериалы отойдут на второй план и телеканалы России обратят внимание на жанр реалити.
Украина продолжает производить продукцию для российского рынка или все же меньше, чем в предыдущие годы?
Тут необходимо разделять. Такие киностудии, как FILM.UA, Star Media, по-прежнему загружены заказами из России, ведь им нужно выполнять контрактные обязательства и т.д. Также нужно понимать, что и Star Media, и FILM.UA производят сериалы на две территории (Россию и Украину), поэтому сложно сказать, какие они больше — российские или украинские.
Но если подумать, то украинского телевизионного продукта на российском телевидении сейчас парадоксальным образом стало больше, чем было два года назад. И я не говорю об "Орле и Решке", ставшей очень популярной программой в России. Передача даже получила "Тэфи" как "Лучший развлекательный проект".
Я уже упоминал канал "Ю", который активно живет библиотекой СТБ и Нового канала. Канал ТВ3, в силу того, что его возглавляет бывший программный директор "1+1" Дарья Фиалко, охотно сотрудничает с украинскими продакшн-студиями. То есть на самом деле, сейчас украинского телевидения на российских экранах стало больше.
Причина в том, что в Украине дешевле снимать, или на первый план выходит качество украинского продукта?
Во-первых, это качество. Есть жанры, в которых украинское телевидение сильнее в силу исторических причин. И да, цена тоже имеет значение.
Как много людей смотрят передачи "Нового канала" на сайте, а не непосредственно по ТВ?
Проблема молодежных каналов (а мы молодежный канал, потому что работаем для молодой аудитории — 14-49) в том, что у этой аудитории нет привычки постоянно смотреть телевизор, свойственной более взрослой аудитории, для которой работают все остальные каналы. Нам нашего зрителя приходится ловить всеми возможными способами, в том числе и в Интернете. Например, проект "Половинки" уже около 1,5 миллиона человек посмотрели на YouTube. Я ничего плохого в этом не вижу, тем более, что все эти просмотры монетизируются.
Но как быть с пиратством?
Телевизионные каналы должны сами выходить в Интернет, первыми выкладывать свои программы в открытый доступ. Они, а не пираты, должны быть первыми, кто предложит свой собственный продукт в открытом доступе в сети.
Как меняются жанровые предпочтения аудитории?
Есть некоторое количество жанров, которые противопоказаны молодежному каналу, например, ток-шоу — у них совершенно другой темпоритм. При этом зрители очень хорошо реагируют на истории с сильной драматической составляющей. Поэтому мы пытаемся делать все наши реалити ("Половинки", "Супермодель", "От пацанки до панянки", "Сердца трех" и т.д.), сочетая два этих принципа, то есть сильную драматическую историю и динамичный, ритмичный способ повествования. Поэтому я бы, скорее, говорил не о конкретных жанрах, а о принципах, на основе которых эти жанры делаются. У нас, например, темпоритм раза в полтора быстрее, чем, предположим, на том же СТБ, просто в силу того, что наша аудитория другая, более молодая, витальная, не аналоговая, а цифровая.
Я заметила, что украинцы ищут в реалити именно драматические истории героев, о том, какие они бедные-несчастные, как им тяжело жить… В западных реалити-шоу на это вообще не обращают внимания. Это особенности менталитета?
В общем, да. Я бы сказал, особенности менталитета и все-таки возраста. В любом реалити-шоу обязан быть персонаж, который интересен зрителю какой-то своей уникальной, необычной историей. Но не стоит фиксироваться только на голом драматизме, "расчесывать" глубокие личные раны, как-то особо акцентировать на них внимание. Наша позиция другая: у тебя есть проблемы? Окей! Есть миллионы способов справиться с этими проблемами… А зацикленность на беде, на тяжелой судьбе героя, это свойственно все-таки уже для более старших поколений. Это связано с периодом Советского Союза.
Насколько (в процентном соотношении) телеканалу пришлось сократить бюджеты по сравнению с теми, что были, например, два года назад?
Конкретных цифр я вам не назову. Если мы говорим про иностранные фильмы, — например, "Гарри Поттер", — то мы понимаем, что они покупаются за свободно конвертируемую валюту. И на такого вида контент расходы не сократились, просто на ту же самую сумму мы теперь закупаем меньше фильмов.
Другое дело, что стоимость собственного продукта в долларах и в гривнях стала разной. Условно говоря, если раньше час производства гипотетически мог стоить сумму эквивалентную $50 тыс., то сейчас, в перерасчете на доллары, эта сумма снизилась до $15 тыс., в соответствии с рыночным курсом.
Если говорить про общий бюджет, то он сократился, наверное, в пару раз точно. Но опять же, вопрос "в чем"? В гривнях он остался, наверное, на том же уровне, а может быть даже вырос; а в долларах, конечно, сократился.
И теперь за меньшие деньги телеканалу приходится производить больше контента.
Мы стараемся эффективно использовать каждую вложенную копейку. В этом еще одно преимущество собственного производства — когда ты производишь контент in-house, ты можешь контролировать его цену и качество. Поэтому мы стараемся, конечно, как можно больше продукта производить внутри собственных творческих объединений.
Какова сейчас доля in-house производства?
Наверное, 80-85%.
В середине ноября стало известно, что каналы группы StarLight поднимают стоимость рекламы. Это говорит о том, что дно кризиса уже пройдено, или просто они слишком долго держалась на низком уровне?
Во-первых, количество рекламного времени было законодательно сокращено, а во-вторых, она действительно долгое время, более полутора лет, держалась на одном уровне. Кроме того, спрос сейчас очевидно превышает предложение.
В целом я обратил внимание, что в этом году с рекламой, конечно, стало получше. Вернулась, например, реклама импортных легковых автомобилей, а это довольно серьезный показатель. Конечно, это не Volvo и Mercedes, а южнокорейские иномарки, но тоже неплохо.
Насколько продакт-плейсмент перспективен с точки зрения заработка телеканала?
Ну, конечно, отбить за счет продакт-плейсмента полную стоимость проекта нельзя, но компенсировать какую-то долю расходов, безусловно, можно. И чем больше проект нацелен на целевую аудиторию, тем лучше. В качестве примера могу привести "Супермодель по-украински" — зрительницы проекта все молодые женщины в возрасте от 14 до 25 лет. Этой аудитории обычно не очень много у телеэкранов, но этим проектом мы ее практически полностью покрываем. И понятное дело, все косметические бренды и другие товары, предназначенные для молодежи, очень хотят разместиться в "Супермодели", и в этом смысле и целевая аудитория проекта, и формат проекта, удачно совпали.