"Укрзализныця": Ситуация с закупкой полувагонов — это тендерный троллинг

"Укрзализныця": Ситуация с закупкой полувагонов — это тендерный троллинг
В ж/д ведомстве признают, что часть жалоб на их тендеры обоснованная, но большинство — это способ затягивания и срыва торгов по закупке
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Для того, чтобы тендеры по закупке "Укрзализныцей" вагонов проходили, нужно решить ряд проблемных вопросов. Об этом сообщил директор центра обеспечения производства ПАО "Укрзализныця" Виталий Цвигун.

Он отметил, что Центр обеспечения производства УЗ хоть и не занимается закупкой полувагонов (закупка основных запчастей и составляющих для строительства и ремонта вагонов), но проблема с блокированием тендеров в обоих случаях фактически одинаковая.

"Первое, что нужно сделать, — это нужно увеличить стоимость (подачи — ред.) жалобы… Также нужно уменьшить сроки рассмотрения жалоб", — отметил Цвигун.

Он отметил, что в ситуации с закупкой полувагонов за 5 тыс. грн можно подать жалобу в АМКУ и получить задержку тендера на месяц, а если сделать это несколько раз подряд, то можно "сорвать процедуру закупки для предприятия".

Директор центра обеспечения производства "Укрзализныци" признает, что около 25-30% поступающих жалоб действительно обоснованные, остальные жалобы — это "тендерный троллинг".

"Есть несоответствие и порой некачественная подготовка документации нашими сотрудниками, а именно технарями, которые выписывают все по старинке, не обращая внимания на цифры, а юристы у частников вычитывают все и придираются именно… к цифрам. Часть жалоб, которые поступают, действительно обоснована, и некоторые фильмы, как санитары, "зачищают" все эти уловки… Мы это признаем, что 25-30% — обоснованные жалобы… Но что касается вагонов, то там идет "тендерный" троллинг", — объяснил Цвигун.

Напомним, в 2017 году "Укрзализныця"не закупила ни одного полувагона. В ведомстве неоднократно жаловались на срыв тендеров из-за жалоб, поданных в Антимонопольный комитет Украины.

Вместе с тем замдиректора департамента регулирования публичных закупок — начальник отдела публичных закупок Министерства экономического развития и торговли Украины Наталия Шимко отметила, что МЭРТ рассматривает изменения к подходу определения платы за обжалование тендера.

"В свое время в 2010 году решением проблемы (затягивания проведения закупок или срыв закупок из-за подачи большого количества жалоб — ред.) было введение платы за обжалование. Тогда в закон была определена норма, что за представление жалобы участник, который подает жалобу, платит 5 тыс. грн — для товаров и услуг, и 15 тыс. грн — для работ. С 2010 года размер платы оставался неизменный. Сегодня мы видим, что ряд компаний хочет повлиять на результаты закупок и их уже не останавливает действующая плата за жалобу", — отметила Шимко.

По ее словам, в настоящее время МЭРТ ожидает от Киевской школы экономики результатов исследования с предложениями о размере этой платы в виде процента от ожидаемой стоимости закупки. Пока рассматривается вопрос установки платы за жалобу в виде процента от ожидаемой стоимости закупок. "Но при этом мы хотим ограничить нижний и верхний пороги этой платы, чтобы это был возможный для жалобщика размер", — добавила Шимко.

Как отметил директор Центра обеспечения производства "Укрзализныци", УЗ предлагает установить такую плату в размере 0,5% от ожидаемой стоимости закупки.

Шимко также сообщила, что для исключения злоупотреблений рассматривается возможность в случае отзыва жалобы все равно продолжить ее рассмотрение.

"Но поскольку это требует внесения изменений в закон о госзакупках, МЭРТ уже наработал соответствующий законопроект, который сейчас проходит согласование в нашей юридической службе и затем будет вынесен на широкое обсуждение", — сообщила Шимко.

Она добавила, что, в том числе по рекомендациям АМКУ, рассматривается вопрос о предоставлении участникам тендера возможности в течение 24 часов устранить мелкие недостатки тендерного предложения, например, если заказчик не предоставил документ или есть необходимость устранить ошибки, поскольку уровень отмененных закупок по этим причинам очень высок.

"Это позволит не отклонять предложения участников из-за формальных неточностей", — добавила Шимко.

По ее словам, для сложных закупок планируется рассмотреть возможность оценки предложений не по цене, а ввести понятие "стоимость жизненного цикла".

"Но мы не хотим вводить его, пока не будем уверены в том, как правильно это сделать, чтобы норма "работала", — рассказала Шимко.