НБУ курс:

USD

41,29

+0,03

EUR

43,47

--0,10

Наличный курс:

USD

41,60

41,55

EUR

44,05

43,81

Почему в Украине нельзя просто так построить хорошие дороги

Почему строительство бетонных дорог в Украине должно быть планируемым, и что лучше: строить мало, но новых дорог, или ремонтировать много, но старых
Відкрийте нові горизонти для вашого бізнесу: стратегії зростання від ПриватБанку, Atmosfera, ALVIVA GROUP, Bunny Academy та понад 90 лідерів галузі.
12 грудня на GET Business Festival дізнайтесь, як оптимізувати комунікації, впроваджувати ІТ-рішення та залучати інвестиції для зростання бізнесу.
Забронировать участие

Протяженность дорог общего пользования составляет 169,7 тыс. км, из которых 119,9 тыс. км — дороги местного значения, и 49,8 тыс. км — дороги государственного значения. Из всех дорог в Украине 35,2% занимают асфальтобетонные дороги, и только 1,3% — это бетонные дороги.

На сегодня "Укравтодор" ответственен за почти 50 тыс. км дорог госзначения, остальные дороги переданы органам местного самоуправления.

В этом году на дороги будет выделена рекордная сумма. Отчасти этому способствует заработавший в 2018 году Дорожный фонд. Однако даже при желании и наличии денег нельзя сразу начать строить бетонные дороги в Украине, потому как это бетонная дорога — это не только строительство, но и планирование, поиск подрядчиков и т. д.

Так как в Украине начать строить бетонные дороги, стоит ли их строить и откуда брать деньги на дороги?

Спасительный Дорожный фонд

Для начала стоит разобраться, из чего состоит Дорожный фонд. Это: акцизные налоги на ввезенные в Украину подакцизные товары (71,57% фонда), акцизный налог с изготовленных в Украине подакцизных товаров (20%), пошлина на нефтепродукты, транспортные средства (ТС) и шины к ним (8,5%), ну и плата за проезд ТС, весовые или габаритные нормативы (0,03%).

Заработавший в 2018 году Дорожный фонд станет источником финансирования дорожных работ.

Всего в 2018 году планируется в Дорожный фонд направить 32,6 млрд грн, в 2019 году — 51,2 млрд грн, и уже в 2020 году это будет сумма в 69,8 млрд грн.

Для сравнения, в 2016 году на ремонт дорог было выделено 15,4 млрд грн, 5,3 из которых ушло на покрытие долговых обязательств. В 2015 году на ремонт дорог выделили только 4 млрд грн.

Программа развития дорог госзначения

Чтобы деньги на дороги были потрачены "с умом", необходимо принять программу, которая бы определяла размер средств и куда их инвестировать. 

Наш институт был привлечен к подготовке Программы развития автомобильных дорог до 2022 года. Программа еще не принята, пока она на стадии обсуждения.

Основной принцип, который внедрен в этой программе, — это ремонт дорог по маршрутному принципу. В первую очередь это даст надлежащее транспортное сообщение между областными центрами, которые совпадают с направлениями международных транспортных коридоров.

Основная идеология, заложенная в это программу на 5 лет, — новое строительство и реконструкция автодорог планируются за счет средств МФО и за счет концессионных проектов, а ремонт и содержание дорог в большинстве своем будет осуществляться за счет государственных средств.

Необходимость принятия новой программы планирования назрела уже давно. Отрасли нужно знать, что и когда строить и ремонтировать, потому как строительство дорог — дело не одного дня или даже месяца. У нас уже была программа 2013—2018 гг., которая не могла быть физически выполнена.

Проектные работы — беда в дорожной отрасли

Возвращаясь к вопросу необходимости строительства бетонных дорог. Для того чтобы строить цементобетонные дороги (ЦБД), даже для проведения капремонта бетонной дороги, нужно делать проекты. В свою очередь, чтобы сделать проект, нужно время.

Мы не можем за один год сразу спроектировать ЦБД дорогу, пройти все необходимые согласовательные процедуры и построить ее. Потому в дорожной отрасли должно быть среднесрочное планирование. Текущая программа — это еще одна попытка иметь план для отрасли на 5 лет.

Но в программу развития дорог до 2022 года мы не можем вписать то, что будем строить только ЦБД. Почему? Да потому что программа — это документ, который определяет участки и средства, а проектант, исходя из конкретных условий, определяет проектные конструкции. В наших силах указать в программе, что для строительства дорог нужно использовать современные материалы и технологии, которые обеспечат долговечность конструкции.

Вернемся к проектированию дороги. Это отдельный и сложный вопрос, потому как в Украине системно годами уничтожалась проектная отрасль.

На рынке утверждают, что "Укравтодор" хочет все деньги от проектирования дорог оставить в пределах своих структур, потому сам занимается проетированием дорог. В "Укрцементе" говорят о необходимости объявлять открытые конкурсов на проектирование дорог.

Но пока открытые конкурсы — это только разговоры. Проектировщиков, готовых и способных заходить на эти теоритические открытые конкурсы, в Украине практически нет. Знаете, какая средняя зарплата проектанта? Это 6 тыс. грн. Это в 5—10 раз меньше, чем в соседних странах. Можно найти качественного проектанта на такую зарплату. Почему такая зарплата установлена?

Никто из иностранных компаний не придет проектировать дороги на такой уровень оплаты, а придут некоторые не очень добросовестные проектанты.

Из ниоткуда

Говоря о необходимости строительства ЦБД, с уверенностью можно сказать, что такие дороги нужны. Какие есть предусловия строительства бетонных дорог?

  • постоянно растущая интенсивность движения на дорогах;
  • увеличение нагрузки на ось в 1,5—2 раза;
  • зависимость от импортных энергоресурсов и постоянное повышение цен на них;
  • дефицит битума отечественного производства;
  • меньшая зависимость от климатических условий.

Более того, ранее рынок уповал на тот факт, что строить ЦБД дорого. Сейчас же стоимость одного километра цементобетонной дороги и одного километра асфальтобетонной дороги (АБД) приблизительно одинакова. Согласно исследованию, стоимость строительства 1 кв. м асфальтобетонной автомобильной дороги  1466 грн, цементобетонной дороги — 1422 грн. Через 6 лет на АБД нужно делать текущий ремонт, через 12 лет — капитальный ремонт, тогда как на АБД через 9 лет нужно проводит текущий ремонт, потом на 18 год эксплуатации нужен поточный второй ремонт, и только на 21 году эксплуатации нужно делать капитальный ремонт.

Но при очевидных плюсах "бетонки" в случае Украины нельзя взять и полностью сконцентрироваться только на строительстве бетонных дорог. Для начала, как уже я сообщал, строительству такой дороги должен предшествовать минимум год проектных работ.

В Украине на сегодняшний день не строят дороги, основная масса дорожных работ — это текущий средний ремонт дорог. Дороги латают, однако о строительстве никто не говорит пока.

Если мы принимаем решение сегодня строить бетонные дороги, то этот год они должны их проектировать. Но ключевое тут — строить. Получается, что при текущем финансировании в Украине удастся построить 200 км новых дорог.

Тогда ставится вопрос: нужно ли в Украине 2 тыс. км (отремонтировано в 2017 году — ред.) отремонтировать поточным средним ремонтом, чтобы иметь возможность ездить хотя бы по этим дорогам, или сделать 200 км бетонной дороги со всеми мерами безопасности, но этого не почувствуют украинцы?

Согласно пока еще не утвержденной программе, в 2018 и 2019 году порядка 11,55 млрд грн и 9,34 млрд грн из всех средств соответственно идет на так называемый поточный средний ремонт. Но уже с 2020 года, после внедрения классификатора, этот ремонт исчезнет и остается только капитальный ремонт.

Эта программа еще не утверждена, но при ее утверждении для областных служб будет повод начать проектные работы.

В 2018 —2019 году будет достаточно времени, чтобы подготовиться к капитальному ремонту дорог с 2020 года, на который, согласно программе, в 2020 году будет выделено 27,79 млрд грн.

Бетонные дороги в Украине нужны, но не всегда и не везде. В каждом конкретном случае при выборе типа конструкции дорожной одежды необходимо проводить предпроектное технико-экономическое сравнение.