22 ноября, 16:11

Зачем "Укрзализныце" покупать вагоны в кредит

"Укрзализныця" после нескольких лет согласования договорилась с ЕБРР о предоставлении кредита на покупку полувагонов. delo.ua разбиралось, нужны ли УЗ новые полувагоны и стоит ли ждать подвижной состав в этом году

Зачем "Укрзализныце" покупать вагоны в кредит

В начале ноября Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) подписал с "Укрзализныцей" соглашение о выделении кредита ж/д монополисту объемом в $150 млн. Все деньги УЗ направит на закупку самого "ходового" подвижного состава — полувагонов.

Логика "Укрзализныци" понятна: полувагоны занимают чуть меньше половины всего вагонного парка. Кроме того, из-за возможности перевозить разные грузы, такие как уголь, стройматериалы, зерно, руда и другие, они самые востребованные у грузоотправителей.

Однако с 2017 года в УЗ активизировали работу по строительству подвижного состава на собственных мощностях: с начала года УЗ построила 1477 полувагонов. Кроме того, на сегодня проблема нехватки вагонов уже не стоит так остро, как, например, тяги или назревающая проблема с износом инфраструктуры. Так стоило ли "Укрзализныце" брать кредит на закупку полувагонов?

Давняя история с несколькими неопределенными

На самом деле история с кредитом от ЕБРР тянется давно, и заключить соглашения о предоставлении кредита планировали еще во времена польского менеджмента в УЗ. В октябре 2016 года член правления УЗ Иренеуш Василевски заявил, что банк профинансирует закупку 3,6 тыс. грузовых вагонов. Поэтому о другом целевом назначении кредита речи не шло.

Более того, в зависимости от руководства менялось и количество планируемых для закупки полувагонов — в разное время УЗ хотела приобрести от 3,6 до почти 7 тыс. люковых и глуходонных полувагонов. На сегодня в ж/д ведомстве вроде пришли к единству — кредит совместно с собственными средствами УЗ позволит осуществить программу закупок на сумму $260 млн — это около 6,5 тыс. вагонов.

Но даже при активизации строительства вагонов на собственных мощностях "Укрзализныци" на сегодня не хватает вагонов. По данным ЦТС на 2017 год, в собственности компании находится почти 46,07 тыс. полувагонов. По разным данным, износ его составляет 85-95%. При этом вагонный парк продолжает стареть.

Кроме того, по оценкам бизнеса, нехватка вагонов в Украине достигает 10 тыс. и в ближайшие годы будет усиливаться. "Можно говорить о дефиците до 18 тыс. вагонов к 2021 году в целом по стране", — рассказал начальник отдела внешней логистики ПАО "АрселорМиттал Кривой Рог" Андрей Мороз. Эксперты говорят о даже большем дефиците — по мнению "Украинского логистического альянса", рынку не хватает до 20 тыс. единиц полувагонов.

При этом нехватка подвижного состава вызвана как объективными факторами (например, изношенностью существующего парка), так и субъективными — низкой оборачиваемостью вагонов. В связи с последним фактором может и меняться дефицит вагонного парка.

"На сегодняшний день средний оборот полувагонов составляет почти 10 суток: это весь цикл... Снижение оборота парка полувагонов на 1 сутки позволит снизить дефицит на 10 тыс. вагонов. И наоборот: увеличение оборота вагонов влечет за собой возникновение, так скажем, "рукотворного" дефицита. Так, например, при показателе оборота полувагонов в 12 суток дефицит уже может составить 40 тыс. вагонов за месяц", — отметили в альянсе.

Время — деньги

Но есть еще один фактор, который играет против УЗ — время. И. о. главы правления "Укрзализныци" Евгений Кравцов на своей странице в Facebook сообщил, что тендер на полувагоны ЕБРР уже объявлен, а первые поставки подвижного состава стоит ожидать до конца года.

Однако на рынке скептически оценивают планы УЗ получить новые вагоны в этом году. Глава правления Ассоциации "Украинский логистический альянс" Владимир Иващук подтвердил, что в этом году, вопреки заявлениям УЗ, ждать нового подвижного состава не стоит. "Вряд ли в этом году произойдут какие-либо поставки "кредитных" вагонов из-за, прежде всего, процедурных моментов", — сообщил Иващук.

Под процедурными моментами подразумевается оглашение закупок в системе Prozorro и связанные с этим риски переноса торгов по причине их обжалования. У "Укрзализныци" такой опыт имеется — ж/д ведомству не раз приходилось отменять торги либо из-за подачи только одного предложения, либо из-за обжалования стороной торгов.

По словам старшего советника по внешним связям банка Антона Усова, после подписания соглашения начинается закупка вагонов по правилам банка.

"Это открытый международный тендер, который, по моему опыту, продолжается около 12 месяцев", — уточнил он.

Подытожив, следует отметить, что "Укрзализныця" закрыла один из своих гештальтов, договорившись с ЕБРР о кредите на полувагоны, но ожидать улучшения ситуации с вывозом грузов пока не стоит.

Не пропустите самые важные новости и интересную аналитику. Подпишитесь на Delo.ua в Telegram

по материалам:
"Дело"
раздел:
теги:

По теме:

Все как один: как "Укрзализныця" и бизнес решают проблемы с тягой
Транспорт 26 октября, 08:10

Все как один: как "Укрзализныця" и бизнес решают проблемы с тягой

Менеджер по транспортной логистике Ferrexpo Виталий Олейник в кулуарах RAIL EXPO-2018 о том, что "Укрзализныця" предлагает бизнесу патовые варианты для решения проблем с тягой

Пока неясно, когда на железную дорогу придет частная тяга — "Укрзализныця"
Транспорт 25 октября, 15:10

Пока неясно, когда на железную дорогу придет частная тяга — "Укрзализныця"

Директор департамента локомотивного хозяйства "Укрзализныци" Сергей Павлов во время RAIL EXPO-2018 рассказал о критическом износе тяги, появлении частных локомотивов и плане закупок