НБУ курс:

USD

41,38

+0,05

EUR

44,61

--0,09

Наличный курс:

USD

41,51

41,45

EUR

45,15

45,00

Закрыв сообщение с РФ, мы нарушим международные договоренности — "Укрзализныця"

Начальник департамента пассажирских перевозок дальнего следования "Укрзализныци" Александр Красноштан в интервью Delo.ua рассказал о поезде "четырех столиц", появлении еды и сообщении с Россией

В августе delo.ua  проговорило острые проблемы в пассажирском транспортном секторе с  начальником департамента пассажирских перевозок дальнего следования "Укрзализныци" Александром Красноштаном.

Как мы уже писали, 28 сентября "Укрзализныця"запустила поезд "четырех столиц", который также сопровождал Красноштан. В двухчасовой беседе он рассказал, почему такие цены на билеты в поезд "четырех столиц", когда появятся камеры в поездах и что будет с пассажирским сообщением с Россией.

Поезд "четырех столиц": загрузка, цены на билеты и красные дорожки

На какую загрузку поезда рассчитываете?

Мы рассчитываем на загрузку поезда в 80%. Но для УЗ при существующем тарифе поезд рентабелен при загрузке в 30%. Проблема в другом — для наших партнеров в Литве и Беларуси это недостаточная загрузка. Для них поезд окупаем в случае загрузки в 70-80%.

Почему цена билета из Киева до Беларуси выше, чем из Киева до Вильнюса?

Каждая страна устанавливает межгосударственный пассажирский тариф (МГПТ). Это тарифные условия, которые согласованы между всеми участниками совета по международному транспорту — это страны СНГ, Балтия, Грузия, Туркменистан. Тариф, как и у нас, разделяется на билетную и плацкартную часть. Билетная часть — туда входят инфраструктурные затраты, тяга и т.д. Плацкартная часть покрывает расходы собственника вагонов — эксплуатация, обслуживание вагона, проводники, все услуги внутри вагона.

Плацкартная часть украинская, потому этот тариф устанавливает украинская сторона — тарифная комиссия Мининфраструктуры. Билетная часть — плата за инфраструктуру, за проводку поезда по ней. Она распределяется между всеми ж/д администрациями пропорционально пройденному расстоянию. И каждая страна считает свои затраты и предлагает свой коэффициент — от 1 до 5.

Есть два типа коэффициентов — на транзит поезда (когда поезд только идет через территорию страны) и коэффициент в прямом сообщении (когда поезд идет до города в этой стране). Так вот, транзитный коэффициент Беларусь поставила низкий, а в прямом сообщении Беларусь подняла коэффициент. Это сделано для того, чтобы защитить поезда в Киев собственного формирования — поезд № 86 Киев—Минск и № 94 Одесса—Минск.

Потому так и получилось, что до Вильнюса доехать дешевле, чем до Минска.

Поезд — конкурент автомобильным перевозкам?

Мы знаем, что цена на билеты в поезд чуть выше, чем автобусное сообщение. Но у нас есть огромные плюсы — багаж и комфорт для пассажиров. Разрешенный багаж в поезде — 36 кг. Это номинально, а кто ж его проверит?

Есть механизм удешевления стоимости билетов — договориться с коллегами о снижении коэффициента. Если "Укрзализныця" увидит, что у поезда сумасшедшая загрузка, УЗ включает 20 вагонов в состав и после ведет переговоры по удешевлению.

Почему убрали 5 столицу — Таллинн?

Мы ведем переговоры по продлению поезда до пятой — столицы Эстонии Таллинна. На самом деле пока поезду ехать до этого города далеко — от Риги до Таллинна примерно 10 часов пути. Я уверен, что пассажиры будут, но нужно, чтобы Эстония решила вопрос с Латвией, чей будет локомотив. Если они договорятся, Украина продлит маршрут до пятой столицы.

Какие еще будут открыты международные направления?

Если говорить о направлениях, было бы неплохо сделать поезда сообщением Минск—Ивано-Франковск, Минск—Ужгород. В Беларуси нет гор, и с точки зрения туризма эти поезда имели бы большой спрос. Сейчас договариваемся с белорусской стороной.

Что за вагоны в поезде?

Это капитально отремонтированные вагоны. Вагоны, которые отслужили 28 лет, зашли в вагоноремонтные депо УЗ, где проходит полная ревизия тележек, убирается вся мебель и остается голый кузов. Его ремонтируют, усиливают, где нужно и после заносится все новое оборудование, мебель и т.д. Если новый вагон стоит 27,6 млн грн, то капремонт одного вагона — 9,5 млн грн. Это выгодно и это рабочие места УЗ.

Долгое время такая работа не велась. Но в 2017 году УЗ сделала 20 таких вагонов, в этому году в планах 97 таких вагонов, и 50 уже сделано. Мы не будет такие вагоны рассеивать на разные поезда, а будем формировать первоклассные составы.

Зачем покупать новые вагоны, если можно дешевле ремонтировать старые?

У нас ограничены мощности по капитальному ремонту. Для того, чтобы проводить капитальный ремонт, нужны объекты.

Куда подевались красные дорожки из поездов?

В поезде новые дорожки. Это специальный материал. Старых дорожек не будет и со временем их выведут изо всех поездов. Сейчас дорожки закупили под новый поезд.

В этому году минимум 5 поездов получат новые дорожки. Это будут направления Запорожье—Ужгород, Киев—Лисичанск, Киев—Ивано-Франковск.

Еда и слежка

Что с предоставлением еды во всех поездах?

В конце октября УЗ объявит конкурс на поставку еды на все поезда. Скорее всего, будет объявлено несколько конкурсов, потому что очень сложно одной компании покрыть все поезда.

Когда в поездах появятся камеры?

Это сложный вопрос. На международных поездах камеры есть, а вот с внутренними направлениями — пока не ясно. Мы столкнулись в этом вопросе с защитой персональных данных, и сейчас пытаемся определить, кто в структуре УЗ будет ответственен за хранение этих данных.

А что с полицией?

Нам хотелось, чтобы на вокзале и в поездах была полиция. Каждый раз, когда мы обращаемся с таким предложением в МВД, то получаем ответ, что за эту услугу нужно платить деньги. Хотя, по сути, поезд является общественным местом, более того, пассажир при покупке билета платит НДС в бюджет, то есть по факту он уже оплатил обеспечение правопорядка в общественном месте под названием поезд.  

Пока с большими препятствиями, с помощью главы ФРТУ Ореста Климпуша, мы добились того, что на центральном вокзале полиция есть.

Если в поезде совершается какое-то преступление, то, по инструкции, на следующую станцию вызывается полиция. Но представители закона часто не приезжают, или приезжают с задержкой в 20-30 минут. В это время УЗ "держит" поезд, что в итоге приводит к задержке всего движения на линии.

Когда поезда разделят на классы?

Этот вопрос до сих пор на рассмотрении у Мининфраструктуры. Все документы мы отправили еще в марте, обсуждение идет. Окончательного решения еще нет.

Будут ли сокращения в пассажирском секторе?

Ни в коем случае, в УЗ сейчас растут объемы перевозок. Мы оптимизируем их деятельность, но сокращать никого не будем. Что такое оптимизация деятельности — мы "перебросим" проводников на недостающие направления.

Сколько в среднем получают проводники?

Около 9 тыс. грн.

Поезда в Россию и скоростное сообщение

"Укрзализыця" готова закрыть пассажирские перевозки в РФ?

Это вопрос политический и УЗ не имеет влияния на принятие такого решения. Мы, как субъект хозяйствования, действуем в рамках закона. Если будет соответствующее решение о запрете перевозок в РФ, "Укрзализныця" его выполнит.

Но в чем сложность? По территории Украины курсируют поезда не только формированием "Укрзализныци". Например, через страну едет поезд Санкт-Петербург—Кишинев: это поезд формирования Молдавских железных дорог. Закрыв сообщение с РФ, мы нарушим международные договоренности. Такая же история с поездом Киев—Баку, этот поезд идет через большую часть России.

Будете закупать еще скоростные поезда?

На сегодняшний день скоростные поезда "Укрзализныци" курсируют с наполняемостью 95%.

Но нам нужно приобрести еще 10-15 составов таких поездов (на сегодня у УЗ их 16 — 10 Hyundai, 2 Skoda, 2 пятивагонки и 2 поезда КВСЗ). Спрос на эти поезда есть, но пока мы его не удовлетворяем полностью. Например, после электрификации участка Долинская—Николаев пассажиропоток вырастет, Николаев — очень перспективное направление, это же можно сказать про Луцк и Ровно, где нужно будет конкурировать с автомобильным транспортом.

Более того, у нас есть мощности для обслуживания поездов — это Техническая пассажирская станция (ТПС) "Дарница". Она проектировалась из расчета на 25 скоростных поездов. Единственный момент — недостроенный в ТПС третий цех — Цех тяжелых видов ремонта, где проходит полная ревизия тележки, кузова, ходовой, всех систем туалетов, двигателя и т.д. Его готовность — 70%. Мы пока обходимся без него своими силами, но нам нужно его введение. Стоимость достройки цеха — около 300 млн грн.

Но для покупки таких поездов нужны немалые средства — стоимость одного состава составляет от $20 млн. На этот год пока не планируем такие закупки.

Как с господдержкой обстоят дела?

Статья 10 закона о ж/д транспорте предусматривает покупку вагонов за счет государственных средств. Но это не просто взяли и выбросили деньги из бюджета. За счет вагона и за счет услуг, которые будут в нем представляться — это выгодное вложение. За счет налогов и НДС средства вернутся в бюджет. Это выгодно как вложение, и с точки зрения комфорта пассажиров. Нам очень нужна господдержка.

Беседовала Рослик Инна

Не пропустите самые важные новости и интересную аналитику. Подпишитесь на Delo.ua в Telegram