Фонды МТСБУ перейдут в управление государства

Борьба за управление рынком "автогражданки" вылилась в очередной законопроект, который лишает страховые компании возможности влиять на ключевые решения в Моторно-транспортном страховом бюро и передает всю власть в руки представителей государства
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Последние полгода на страховом рынке не происходит ничего примечательного за исключением ожесточенной борьбы за управление Моторно-транспортным страховым бюро. Организация, объединяющая все страховые компании на рынке "автогражданки", стала предметом интереса главы Нацкомифинуслуг Андрея Стасевского и нардепа Виталия Хомутынника (Партия Регионов). Представители власти настойчиво пытаются ввести своих ставленников в органы управления МТСБУ и ослабить влияние представителей страхового рынка на деятельность бюро.

Во исполнение этих намерений в парламенте был зарегистрирован законопроект №10626 "Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств" относительно органов управления МТСБУ". Документом предлагается вывести дирекцию бюро из подчинения Президиуму (состоящего из представителей СК) и переподчинить ее Координационному совету, который будет состоять из пяти представителей госорганов (Минфин, Минэкономразвития, Госпогранслужба, МВД и Нацкомфинуслуг). Состав дирекции будет формироваться именно координационным советом.

При этом полномочия дирекции, ныне осуществляющей операционную деятельность под надзором Президиума, существенно расширяются. От Президиума ей передается право общего управления бюро, а также распределения регламентных выплат и установления порядка формирования и использования централизованных фондов МТСБУ. Помимо этого, наряду с Президиумом дирекция сможет созывать общее собрание членов бюро. Непосредственно сам Координационный совет закрепляет за собой право устанавливать размер отчислений страховщиков в фонд предупредительных мер (с ограничением в 1% от полученных премий по внутренним договорам ОСАГО).

Как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, предлагаемые изменения необходимы, так как "автогражданка" является обязательным и социально значимым видом страхования, и государство должно максимально контролировать этот рынок. "Такой состав Координационного совета позволит МТСБУ выполнять функции не только исходя из коммерческих интересов, но и потребителей. В случае возложения на дирекцию МТСБУ дополнительных заданий, являющихся принципиально важными для всех участников отношений в данном виде страхования, наиболее целесообразным является назначение членов дирекции Координационным советом", — утверждается в документе.

Страховщики, тем не менее, выражают полное несогласие с предлагаемыми нормами и называют законопроект открытой попыткой узурпации власти в МТСБУ. Особенно возмущает их то, что уже сегодня законопроект пройдет голосование в Верховной Раде, однако даже не обсуждался с рынком и на профильном комитете в парламенте. "Президиум, то есть представители рынка, фактически устраняются от управления бюро, и мы вновь становимся свидетелями политических назначений. Нонсенс, что страховщики, которые сами формируют фонды бюро, лишаются права контролировать его деятельность, а чиновники, которые не несут никаких гарантий перед страхователями, смогут безраздельно этими средствами распоряжаться", — отмечает топ-менеджер одной из СК с украинским капиталом.

По словам страховщиков, для нормального функционирования МТСБУ необходимо расширение полномочий Президиума, который немало сделал для ужесточения правил на рынке, и "изгнание" с него компаний, пришедших лишь за быстрым сбором премий. "Как навести порядок, если после рассмотрения на комитетах нерадивую страховую компанию решением Президиума МТСБУ обязывают провести аудит, предоставив дополнительные данные о своей финансовой состоятельности, определяют коэффициент, не позволяющий компании получить бланки полисов, а регулятор, получив письмо Президиума с просьбой отозвать или приостановить действие лицензии у компании в связи с многочисленными нарушениями, не реагирует", — возмущается председатель правления СК "Провидна" Ирина Сиренко.

В одной из компаний с иностранным капиталом не стали комментировать законопроект, отметив лишь, что состояние рынка ОСАГО действительно печальное, а государство занимается "дерибаном" и никак эти проблемы не решает. "Убытки огромные, нормальных правил игры нет, некоторые страховые компании платят непомерные агентские комиссии, переманивая платежи на себя, а потом сами не могут выполнить обязательства", — описывает нынешнее состояние рынка "автогражданки" представитель СК.