Как решить проблему зарплаты в "конвертах"

По данным Всемирного банка, 23% украинцев работают без официального оформления. Оксана Продан, народный депутат и первый заместитель главы комитета ВР по налоговой и таможенной политике, рассказала Delo.UA о том, как их "обелить"
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Практически каждый из нас сталкивался с проблемой зарплаты в "конвертах", поскольку она, во-первых, примерно такого же возраста, как независимая Украина, а, во-вторых, затрагивает интересы всех жителей страны без исключения.

Чтобы оценить ее масштаб, достаточно вспомнить несколько исследований на эту тему. В частности, по результатам опроса портала по трудоустройству HeadHunter, проведенного в 2012 году, 77% получают зарплату нелегально, и лишь 23% — официально.

Всемирный банк в 2011 году оценил количество украинцев, работающих без официального оформления, скромнее — в 5 млн человек (около 23% от общего числа наемных работников).

Но даже 23% от Всемирного банка — намного больше, чем 5-8% нелегально работающих в странах Европейского союза.

Возникает логический вопрос: если проблема настолько системная, почему все эти годы она не решается? Кому выгодно, чтобы работники не могли защитить свои права, работодатели — боялись проверок и регулярно платили коррупционную дань, а государство — недополучало доходы?

Ведь то, что мы имеем сегодня, не устраивает ни одну из сторон. Ни работников, ни работодателей, ни государство. Но это никак не помогает устранить одну из главных причин выдачи зарплаты в "конвертах" — большое налоговое давление на фонд заработной платы.

Действующая ставка единого социального взноса (ЕСВ) в 36,7%-49,7%, по сути, делает невозможной работу в легальном законодательном поле. У работодателя есть два варианта: платить по-честному, но закрыться, или "оптимизировать". Поэтому большинство компаний оформляет персонал официально, но по-белому платит лишь минимальный уровень заработной платы.

Ответ на вопрос "почему" приводит нас к еще одной извечной украинской проблеме — коррупции и отсутствию желания что-либо менять.

Когда говорят о снижении ставки единого социального взноса, первый вопрос, который озвучивают налоговики — как компенсировать возможное снижение доходов в бюджет и социальные фонды. На него я всегда отвечаю так: красть нужно меньше. Ведь высокое налоговое давление — один из неизменных атрибутов коррупции. Деньги, которые уходят "налево", власть пытается компенсировать завышенными налоговыми ставками.

Минимизируем коррупцию, создаем адекватные правила игры, снижаем единый социальный взнос, и только за счет расширения базы налогообложения, а также выхода предприятий из "тени" собираем налогов, как минимум не меньше налогов, чем до этого.

Именно эту цель — системных изменений и создания новой европейской модели взаимоотношений в треугольнике государство-бизнес-наемные работники — преследует законопроект №1182, разработанный мной и моим коллегой Павлом Розенко.

Главное его новшество — снижение ставки единого социального взноса до 18,1%. Эта цифра обоснована, она является подъемной для бизнеса. По нашим расчетам, принятие законопроекта обеспечит дополнительный доход для социальных нужд на сумму не менее 47 млрд грн.

Но главное, принятие новых правил игры позволит поставить пирамиду на ноги.

Именно потому нам всем — парламенту, Кабинету Министров, представителям бизнеса, в ближайшее время нужно сделать все, чтобы решить этот вопрос. Не замалчивать или делать вид, что проблемы не существует, как это было все 23 года независимости. А проводить реальные реформы.