Курс на Турцию и потолок украинского экспорта в ЕС: в Киеве обсудили торговые войны

Фото: Иван Черничкин/Delo.ua
Фото: Иван Черничкин/Delo.ua
В столице Украины прошла конференция, где бизнес и власть обсудили разные аспекты торговых войн и их влияние на нашу страну

Как влияет Brexit на будущее украинской торговли, почему не может работать Экспортно-кредитное агентство (ЭКА), для кого уже наступил финансовый кризис. Чтобы рассмотреть ситуацию с внешними и внутренними вопросами, которые интересуют и бизнес, и государство, чиновники и предприниматели встретились на конференции "Торговые войны: искусство защиты", организованной юридической фирмой "Ильяшев и партнеры" в Киеве 7 ноября.

Евроимпортный потолок и модернизация соглашений

На первой панели конференции рассматривали глобальные вопросы: санкции, евроинтеграцию, реформирование Всемирной торговой организации и выход Великобритании из Евросоюза. Отвечали на них правительственные чиновники — вице-премьер по вопросам евроинтеграции Дмитрий Кулеба и замминистра экономразвития, торговый представитель Украины Тарас Качка.

Украинскому экспорту в ЕС необходимо расширять товарный ассортимент, сохранив нынешнюю сырьевую структуру он вскоре достигнет своего потолка. "Учитывая то, что основная часть нашего экспорта — это аграрная продукция и сырье, мы уже видим, что темпы роста нашего экспорта постепенно тормозятся — а это означает, что возможности такого экспорта постепенно достигают своего потолка", — сказал Дмитрий Кулеба. Выходом он считает именно расширение товарного ассортимента.

"Мы возлагаем большие надежды на подписание соглашения о промышленном безвизе — это должно дать новые возможности для украинского экспорта. Еще один путь роста — увеличение количества украинских компаний, работающих с ЕС. Сейчас их около 14 тысяч, но это количество должно и в дальнейшем расти", — считает вице-премьер.

Дмитрий Кулеба. Фото: Иван Черничкин/Delo.ua

Также Украина хочет модернизировать Соглашение об ассоциации с Европой. По мнению официального Киева, его необходимо "привести в соответствие к реальности". В качестве примера Кулеба рассказал о планах добавить туда новый раздел о реформе юстиции. "Это будет действительно революционная штука, там и защита персональных данных, и борьба с коррупцией, и таможенные вопросы", — добавил вице-премьер.

Также он напомнил пять шагов, необходимых в рамках евроинтеграции: провести секторальную интеграцию, преодолеть последствия изменения климата и заняться энергоэффективностью, пересмотреть тарифы и квоты, провести децентрализацию и восстановить инфраструктуру Донбасса.

Поиск партнеров и блокировка "Северного потока-2"

Тем временем Украина ищет новых торговых партнеров. В частности, взгляд лежит через Черное море: уже в январе мы начнем очередной раунд переговоров с турецкой стороной по зоне свободной торговли. Торгпред Украины Тарас Качка оптимистичен, но отмечает: будет сложно: "Эти переговоры — одни из самых сложных, и они продлятся долго, но это не означает, что мы должны останавливаться. Убежден, что сможем достичь успеха".

Переговоры по ЗСТ начались еще в 2012 году, но до сих пор нет согласия в размерах квот поставляемой продукции. Сейчас товарооборот между Украиной и Турцией достигает почти $4 млрд, и его можно удвоить. Именно на двусторонних связях решило сконцентрироваться наше государство из-за необходимости реформирования ВТО.

Тарас Качка. Фото: Иван Черничкин/Delo.ua

"Все осложняется кризисом, который сейчас переживает ВТО, фактически главный арбитр в большинстве споров. Реформирование ВТО является насущным вопросом как для мира, так и для Украины, которая вступала в эту организацию на очень невыгодных условиях, и заинтересована в их изменении. Но следует помнить, что торговля была и до создания ВТО, и по сути эта организация является лишь координационной площадкой, но любые торговые отношения требуют прежде двустороннего сотрудничества стран, которое мы будем усиливать", — говорит Качка.

Масла в огонь подливает неопределенность с выходом Британии из ЕС. "Мы анализируем различные сценарии будущего торговли после выхода Великобритании. Однако ситуация с Brexit остается слишком хаотичной чтобы делать прогнозы, какой будет эта торговля. Можно даже сказать, что Brexit — это божья кара Британии за визовую политику", — считает Качка.

По его словам, правительство готово предложить Британии шаги по углублению двусторонней торговли, которая может привести к увеличению товарооборота. А вот "Северный поток-2" Украина будет блокировать судебными процедурами, если, конечно, правящая коалиция Германии сумеет обойти ограничения Газовой директивы ЕС.

Кризис и новые возможности

Во время второй части конференции говорили о защите национального производителя. Больше всего сейчас страдает металлургия, представители отрасли не впервые, и не стесняясь, говорят о мировом финансовом кризисе, о снижении производства.

Проблема в том, что украинского рынка металла, по сути, нет. Потребление стали в Украине — 90 килограмм на человека в год. Поэтому наши предприятия экспортируют свою продукцию (объем экспорта — около 85%). Однако мировые торговые войны и введение квот заставляют искать новые рынки сбыта.

"Кризис в металлургической отрасли уже наступил, — считает Александр Каленков, президент "Укрметаллургпрома". — Возможно, это еще не самый худший год, возможно, следующий будет хуже".

Александр Каленков. Фото: Иван Черничкин/Delo.ua

Европейский рынок "радует" дополнительными сборами за СО2. В результате предприятия становятся все более эффективными, снижая себестоимость продукции и конкурируя на мировых рынках за счет цены. Но отрасль все равно ждет поддержки со стороны государства.

А вот "Интерпайпу" удалось добиться серьезного прогресса на рынках цельнокатанных колес Беларуси и Казахстана: благодаря объединенным усилиям удалось на год отменить защитные меры Таможенного союза.

"На рынке Таможенного союза был серьезный дефицит колес, спрос намного превышал предложение. Потребители инициировали пересмотр этих мер, они отменены до июня 2020 года", — сказал начальник управления торговых расследований компании Глеб Бридня. Хотя квоты в США, Европе и угроза китайского импорта все же серьезно отражаются на работе компании.

Ферросплавщики приостанавливают производство. "Как экспортно-ориентированная отрасль, мы идем след в след за металлургами. Сейчас объемы производства снижаются на 50%", — сказал исполнительный директор Ассоциации производителей ферросплавов Сергей Кудрявцев.

Павел Качур, возглавляющий Ассоциацию производителей цемента, рассказал о том, как иностранные предприятия захватывают внутренний рынок — и какие защитные меры применяет в ответ Украина, отреагировав на происходящее.

Павел Качур. Фото: Иван Черничкин/Delo.ua

"Предприятия обратились к правительству, нас услышали и помогли, прошли процедуру. Нам удалось доказать, что наши процедуры имеют ценность для страны и экономики страны", — сказал он, добавив, что подобная работа — дело достаточно сложное и запутанное.

Денис Красников, вице-президент Укрсоюза промышленников и предпринимателей, подытожил, что мы и вправду входим в мировой кризис: "Металлурги его ощутили первыми, международные организации сейчас обсуждают, как сделать его прохождение более мягким".

Денис Красников. Фото: Иван Черничкин/Delo.ua

При этом, сказал он, торговые войны — это, в том числе, и возможность: "Украинские ассоциации должны внимательно рассмотреть китайский и американский рынки, ведь после введения запретов на продукцию освободилось множество ниш". И посоветовал, пока Украине дают кредиты, вкладываться в инфраструктуру, а не в социальные затраты, как это происходило до сих пор.