Налоговая трактует кодекс так, чтобы наполнить бюджет - эксперт

Партнер КПМГ в Украине Крейг Ричардсон считает, что налоговые органы склонны пренебрегать принципами справедливости и недискриминации, закрепленными в Налоговом кодексе

Первые итоги работы нового Налогового кодекса подводят не только отечественные эксперты. В сети фирм КПМГ считают, что еще многое нужно сделать для того, чтобы налоговая реформа заработала в том виде, в каком она была запланирована.

Своим мнением во время организованного «Делом» круглого стола «Налоговый кодекс: первые итоги работы» поделился партнер налогово-юридического департамента Консультационной компании КПМГ в Украине Крейг А. Ричардсон.


По нашему мнению, Налоговый кодекс в целом является большим достижением для развития налоговой системы Украины. Он объединил ряд действующих ранее законов в сфере налогообложения и тем самым упростил применение налогового законодательства для налогоплательщиков.  

Налоговым кодексом также был введен ряд несомненно положительных для бизнеса нововведений.

Во время обсуждения в парламенте на Налоговый кодекс возлагались надежды по существенному уменьшению налогового бремени, которым был отягощен украинский бизнес. Однако спустя 10 месяцев с его вступления в силу, 7 месяцев для раздела «Налог на прибыль предприятий», налогоплательщики продолжают сталкиваться со случаями неправомерного и несправедливого, а порой просто легкомысленного толкования и применения Налогового кодекса налоговыми органами. 

В то же время отдельные моменты Налогового кодекса остаются неясными, чем создают дополнительное беспокойство для бизнеса. 

Перенос налоговых убытков прошлых лет

Это, вероятно, наиболее остро стоящий налоговый вопрос сегодняшнего дня. Согласно письму Государственной налоговой администрации Украины от 8 сентября 2011 года, налогоплательщики неправильно истолковали положения Налогового кодекса и перенесли налоговые убытки прошлых лет.

Было перенесено 80% от убытков 2009 года и 100% от убытков 2010 года в размере 114,2 млрд. гривен, что привело к занижению объекта налогообложения и потерям бюджета только во II квартале этого года в размере 2,200 млрд. гривен. 

В своем письме налоговые органы не приводят каких-либо правовых обоснований для такого толкования Налогового кодекса, только говорят о недопоступлениях в государственный бюджет, которые были вызваны переносом налоговых убытков прошлых лет.

Позиция украинских налоговых органов подверглась широкой критике со стороны бизнес-сообщества. Так, Американская торговая палата направила письмо президенту Украины Виктору Януковичу, утверждая, что такие действия государственных органов представляют собой нарушение норм Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Были выдвинуты некоторые варианты взаимоприемлемого урегулирования проблемы, но пока ситуация остается неясной и напряженной.

Более того, налоговые органы приступили к агрессивной имплементации своей позиции. Они увеличили количество проводимых налоговых проверок, как плановых, так  и внеплановых, и, обращая особое внимание на налоговый учет убытков прошлых лет, начали «снимать» отраженные согласно законодательству убытки 2009 и 2010 годов. В этих условиях предприятия, вкладывавшие в развитие своих производственных мощностей в 2009-2010 годах, пострадали больше всего.

Отнесение роялти на расходы в налоговом учете

Согласно Налоговому кодексу, роялти не включаются в состав расходов, если выплачиваются за права интеллектуальной собственности, которые впервые возникли у резидента Украины.

Недавно украинские налоговые органы применили неоднозначное толкование данного положения, утверждая, что запрещается отнесение на расходы роялти, в случае если соответствующие права интеллектуальной собственности возникли после 1 апреля 2011 года (дата вступления в силу раздела 3 «Налог на прибыль предприятий» Налогового кодекса).

Мы предполагаем, что такое толкование должно иметь серьезные негативные последствия для украинского бизнеса. Примечательно, что никаких особых правовых оснований не было приведено на обоснование этой позиции.

Ограничение отнесения на расходы отдельных видов выплат

С самого начала Налоговый кодекс как инструмент борьбы с уклонением от уплаты налогов содержал специальные ограничения в отношении отнесения на расходы стоимости некоторых услуг, предоставленных нерезидентами Украины.

В частности, было введено положение, согласно которому расходы на рекламные, маркетинговые и консультационные услуги, а также роялти, выплаченные нерезидентам Украины, в налоговом учете не должны превышать 4% от выручки предыдущего года. 

Таким образом, новые компании, не имея показателя выручки предыдущего года, были лишены права относить какие-либо суммы, уплаченные нерезидентам за перечисленные услуги, на расходы в налоговом учете. 

В таком случае субъекты, предоставляющие услуги в сфере телекоммуникаций (использующие иностранное программное обеспечение, торговые марки или ноу-хау), а также оказывающие другие виды услуг или осуществляющие поставки товаров с элементом иностранных прав интеллектуальной собственности, терпят убытки, которые могут повлечь к банкротству. 

Концепция бенефициарного получателя

Налоговый Кодекс ввел концепцию бенефициарного собственника доходов из Украины в украинское налоговое законодательство. Данная концепция означает, что доходы нерезидентов в качестве дивидендов роялти и процентов не освобождаются от украинских налогов в силу международных договоров Украины во избежание двойного налогообложения, если нерезиденты-получатели выступают в качестве агентов, назначенных лиц или посредников в отношении таких доходов. 

По сей день отсутствует однозначная практика применения правила бенифициарного собственника в Украине. Таким образом, непонятно, как налоговые органы будут относиться к данной концепции, поскольку они могут оспорить любые платежи в пользу холдинговых компаний, что является, безусловно, основным беспокойством многих наших клиентов.

Проблема налогового возмещения

Несмотря на то что Налоговый кодекс предусматривает, в случае соблюдения ряда условий,  возмещение уплаченного налога на добавленную стоимость, налоговые органы не выплачивают возмещение, что способствует накоплению налогового кредита. 

По моему личному опыту, данная ситуация отрицательно влияет на решение иностранных компаний инвестировать в Украину, что в свою очередь уменьшает общую долю прямых иностранных инвестиций в экономику.

Позиция налоговых органов

Налоговые органы зачастую применяют фискальный и порой неоднозначный подход к толкованию неясных или неурегулированных вопросов Налогового кодекса. Исходя из имеющейся практики, налоговые органы могут оспаривать даже те положения Налогового кодекса, которые, на первый взгляд, сформулированы однозначно.

Подводя итоги, мы можем определить две основные категории налоговых проблем для налогоплательщиков.

Первая категория – это проблемы, изначально упущенные законодателем при составлении Налогового кодекса. С ними мы можем бороться во время налоговых проверок или в судебных разбирательствах, ссылаясь на прочие правила Налогового кодекса или его общие принципы. 

В частности, на принцип, согласно которому в случае двойственности понимания спорные положения подлежат толкованию в пользу налогоплательщика. 

Однако существует еще одна категория налоговых проблем – проблемы «придуманные». Именно они бросают основной вызов. Для решения таких проблем  нам необходимо стать умнее и мыслить шире. 

На сегодняшний день ощутимую помощь в борьбе с такого рода проблемами оказывают бизнес-организации, в частности путем лоббирования благоприятных для бизнеса законов. 

В целом для Украины важным является развитие здорового сознания налогоплательщика, который знает свои права и потенциальные способы защиты. Но самое главное - налогоплательщика, который заинтересован в снижении налогового бремени не посредством уклонения от уплаты налогов, а благодаря хорошо продуманной стратегии в отношении налогового структурирования своего бизнеса.

На наш взгляд, перечисленные недостатки внедрения Налогового кодекса являются результатом законодательной деятельности, часто идущей вразрез с принципами и правилами деятельности зарубежных налоговых систем. 

Администрирование налогов государственными органами способствует уменьшению эффективности и возникновению проблемам для налогоплательщиков. И все это – в обстоятельствах уже депрессивной экономики.

Мне кажется, правительство должно осознавать, что Налоговый кодекс в измененной редакции и в комбинации с эффективным администрированием со стороны налоговых органов может послужить гарантией определенности, справедливости и недискриминации для налогоплательщиков. А это, в свою очередь, создаст благоприятный климат для притока прямых иностранных инвестиций в Украину. Если такие меры не будут приняты, внедрение Налогового кодекса может иметь совершенно противоположные последствия. 


Справка:

КПМГ – международная сеть фирм, предоставляющих аудиторские, налоговые, юридические и консультационные услуги. Компания помогает клиентам во всем мире искать новые возможности для развития, улучшать показатели деятельности, управлять рисками и повышать стоимость бизнеса как для акционеров, так и для других заинтересованных сторон.