НБУ курс:

USD

41,93

-0,00

EUR

43,58

-0,00

Наличный курс:

USD

42,31

42,23

EUR

44,40

44,15

Обмануть Doing Business: почему движение Украины в рейтинге не отражается на бизнесе

Конкурентоспособность внешней и внутренней торговли тесно зависит от делового климата, сложившегося в стране. Неслучайно несколько показателей Индекса глобальной конкурентоспособности (ИГК) заимствованы из Индекса легкости ведения бизнеса (Ease of Doing Business Index), который ежегодно рассчитывается в рамках исследования группы Всемирного банка. По этому рейтингу Украина 96-я в мире. Без благоприятного делового климата сложно рассчитывать на высокую эффективность рынка товаров

Вопреки устоявшимся стереотипам Украину можно отнести к числу активно реформируемых стран. Об этом гласят отчеты Doing Business. За предшествующие восемь лет наша страна провела 27 реформ, из них по 6 касались вопросов налогообложения и регистрации предприятий, по 3 — разрешений на строительство и кредитования, по 2 — регистрации собственности, проблем неплатежеспособности, международной торговли. Наконец, по одной реформе проведено в сфере защиты прав акционеров, инфраструктуры электросетей и обеспечения исполнения контрактов.

Согласно рейтингу Doing Business 2015 (опубликован осенью 2014 года), Украина по показателям легкости ведения бизнеса вышла на 96-е место в мире. Ее оценочный балл невысок (61,52 балла), однако рядом в списке находятся такие государства, как Китай и Мальта. Последняя, напомним, является членом Евросоюза. Вообще реформаторская активность по отдельным странам разительно отличается. Например, за 2006–2014 годы в наиболее активных из них было проведено по три десятка регуляторных и институциональных реформ, а в некоторых странах — вообще ни одной.

Проблема Украины в том, что в то время как по некоторым позициям она стремится приблизиться к лидерам, по другим она оказывается в конце любых рейтингов, по соседству с беднейшими африканскими государствами. Так, по оценкам 2014 года страна относилась к лидерам по таким показателям, как получение кредитов (17-е место) и обеспечение исполнения контрактов (43), но была аутсайдером по подключению к электрическим сетям (185), международной торговле (154) и разрешению неплатежеспособности (142). По остальным оцениваемым показателям Украина является типичным середняком — 59-е место по регистрации собственности, 70-е — по получению разрешений на строительство, 76-е — по легкости регистрации предприятий, 108-е — по общему уровню налогообложения и 109-е — по защите миноритарных акционеров. При этом последние украинские правительства хорошо изучили формулу расчета легкости ведения бизнеса и… наловчились подстраивать регуляторные изменения прежде всего под нужды улучшения позиций страны в рейтинге Doing Business. Так, улучшение общей оценки для Украины в прошлом году произошло, прежде всего, за счет упрощения регистрации собственности (подъем на 29 позиций) и налогообложения (на 49 мест лучше).

В составляющей "Эффективность рынка товаров" Индекса глобальной конкурентоспособности (2014) используются лишь три показателя, используемые при расчете Индекса легкости ведения бизнеса. Это совокупная налоговая ставка (% прибыли); количество процедур, требуемых для открытия бизнеса; время, требуемое для открытия бизнеса (дней). Здесь у Украины также разброс: по первому из них страна лишь на 123-м месте (несмотря на улучшения), по второму — на 57-м, по третьему показателю — на 96-й позиции.

[graph_730]

Итак, за период с 2009 года абсолютные значения для страны по трем этим показателям улучшились. Тем не менее, важно учитывать, что и другие страны также проводят реформы. То есть улучшают свои показатели. Поэтому в сухом остатке Украина за шесть лет со времени кризиса 2008 года улучшила свои позиции только под одному показателю — количеству процедур, требуемых для открытия бизнеса. А по налоговому давлению мы оказались и вовсе ниже 120-го места.

Лидеры изменений

При всем при этом Украина за последние шесть лет выросла в табели о рангах Doing Business на четыре десятка позиций. Одно это говорит о том, насколько инвестиционно непривлекательна была наша экономика в, казалось бы, относительно благополучных "нулевых". В мире существует еще пять стран, которым за 2009–2014 годы удалось столь же сильно, как и Украине, улучшить свои позиции в рейтинге легкости ведения бизнеса — Греция, Россия, Хорватия, Марокко и Филиппины. За последние восемь лет эти шесть стран провели в общей сложности 129 реформ, или почти 6% от общего числа регуляторных и институциональных реформ в мире (в среднем по 22 реформы в одной стране). Правда, еще больше реформ проведено за этот период в Руанде (37) и Грузии (36), однако эти реформы не носили столь фундаментального характера, чтобы эти страны смогли существенно улучшить свои позиции в рейтинге.

Как показывает исследование Doing Business, в среднем одна реформа продвигает страну на 3-4 позиции в мировом рейтинге в среднесрочном периоде (в течение нескольких лет). Рассмотрим примеры реформ в наиболее динамичных странах по легкости ведения бизнеса.

  • Украина, 27 успешных реформ с 2006 года (в том числе 20 с 2009-го). За последнее время Украина упростила процесс уплаты налогов для компаний, введя электронную систему для подачи деклараций и уплаты единого социального налога. Кроме того, было введено единое окно, упрощена регистрации юрлиц в статорганах. Произошли изменения в возможностях сбора и получения информации о заемщиках, улучшения в обработке таможенных деклараций. Однако существенного снижения чрезмерного налогового давления не произошло.
  • Хорватия, 26 реформ с 2006 года (13 — с 2009-го). Изменения улучшили регистрацию предприятий и получение разрешений на строительство (по 5), получение кредитов (4), условия налогообложения и ведения международной торговли (по 3). За последнее время Хорватия смогла упростить разрешительные процедуры для строительства благодаря снижению числа требований и стоимости разрешений, уменьшению сроков инспекции строительных работ. Также в стране были упрощены процедуры для внешнеторговой деятельности за счет внедрения электронной таможенной системы. Еще стоит выделить упрощение процедур для разрешения споров, внедрение портовых электронных систем для улучшения условий для экспорта и транзита (ввиду требований ЕС).
  • Россия, 24 реформы с 2006 года (18 — с 2009-го). Реформы в основном касались условий регистрации предприятий и регистрации собственности (по 4), а также разрешений на строительство, налогообложения и ведения международной торговли (по 3). В Российской Федерации в последнее время была упрощена процедура создания предприятий благодаря отмене требования по внесению уставного капитала перед регистрацией и отказа от уведомления налоговых органов об открытии счета в банке. Регистрация собственности стала проще за счет отказа от необходимого нотариального заверения и установления ограничений на продолжительность процедур регистрации собственности.
  • Греция, 20 реформ с 2006 года (12 — с 2009-го). Прогресс был достигнут преимущественно за счет реформ налогообложения и регистрации предприятий (по 4). В стране за последнее время был упрощен процесс создания компаний, сокращены регистрационные сборы. Снижена налоговая ставка на передачу недвижимости. Обеспечение исполнения договоров упростилось благодаря внедрению в судах электронной системы документооборота.
  • Марокко, 19 реформ с 2006 года (10 — с 2009-го). Улучшение состоялось в основном за счет реформ налогообложения (5), а также регистрации предприятий и условий для международной торговли (по 3). Среди реформ последнего времени можно выделить сокращение числа документов для экспорта, отмену регистрационного сбора для нового бизнеса, сокращение времени для перерегистрации прав собственности, улучшение электронной системы для уплаты налогов и социальных сборов.
  • Филиппины, 13 реформ с 2006 года (9 — с 2009-го). Улучшения касаются международной торговли (3), регистрации предприятий, получения кредитов, налогообложения и разрешения неплатежеспособности (по 2). Кроме того, некоторые последние реформы также включают в себя упрощение требований по необходимым сертификатам для строительной деятельности, упрощение доступа к информации о заемщиках, внедрение электронной системы для уплаты налогов и социальных сборов, а также принятие эффективного закона о неплатежеспособности и банкротстве.

[graph_731]