В Раде решили пересмотреть размер залога для кандидатов на местных выборах

В Верховной Раде снова хотят пересмотреть залог для кандидатов на местных выборах
В Верховной Раде снова хотят пересмотреть залог для кандидатов на местных выборах
В парламенте появился проект закона, предлагающий этот размер уменьшить

Законодатели предлагают уменьшить залог на местных выборах за регистрацию кандидатов в мэры и избирательных списков партий в крупных городах, пересмотрев формулу для его расчета. Не так давно эту формулу уже пересматривали, повысим размер залога практически в 40 раз, и Избирательный кодекс с соответствующими положениями вступил в силу с 1 января 2020 года.

Законопроект № 2769, предлагающий повторное изменение формулы расчета, был зарегистрирован в Верховной Раде Украины 17 января. В частности, уменьшить залог намерены путем внесения изменений в часть два статьи 225 Избирательного кодекса.

Напомним, в ней речь идет о том, что залоги кандидатов в мэры или партии рассчитываются по формуле: четыре размера минимальной заработной платы, установленной на день начала избирательного процесса, на каждые 10 тысяч избирателей соответствующего единого областного, городского избирательного округа для каждого вида выборов отдельно.  

Исходя из этой формулы, размер залога для кандидатов на пост мэра Киева в 2020 году составляет 4 005 807 гривен, и эта сумма превышает даже размер залога для кандидатов на пост президента Украины (3 069 950 гривен соответственно), и в 375 раз выше, чем средняя зарплата по стране, отмечают авторы нового законопроекта. По их словам, сумма залога для кандидатов на местных выборах является непомерной и дискриминационной. Авторы законодательной инициативы ссылаются на решение Конституционного суда Украины от 30 января 2002 года, в котором говорится, что размер залога устанавливается в зависимости от имущественной способности большинства населения страны. Нарушение этого требования может существенно ограничить количество претендентов на представительские мандаты, особенно от финансово малообеспеченных партий и кандидатов в депутаты.

Авторы законодательной инициативы предлагают определять для кандидатов в мэры в городах с количеством избирателей, превышающим 90 тысяч, и избирательных списков партий в местные советы (областных и городских с количеством избирателей, превышающим 90 тысяч) размер залога по формуле: 4 минимальные зарплаты на каждые 90 тысяч избирателей(а не 10, как в действующей редакции). То есть, снизить его в 9 раз.

Как отмечают аналитики общественного движения "ЧЕСНО", в случае принятия этого проекта закона, к примеру, залог для кандидатов в мэры Киева составит немного более 460 тысяч гривен. Тем не менее, в данном проекте закона остается тот же недостаток, что и в действующем Избирательном кодексе — он привязывает размер залога на местных выборах к количеству избирателей. Фактически, в Избирательном кодексе существуют две системы определения размера залога. Одна — для выборов президента и депутатов Верховной Рады, которая не привязана к количеству избирателей. И вторая, регламентирующая залог для кандидатов на местных выборах в зависимости от их количества.

Ранее  Delo.ua  рассказывало о  новых формулах подсчета размера залога  для кандидатов на выборах всех уровней, которые закреплены в законодательстве. И если раньше фиксированная сумма была, по крайней мере, для кандидатов в президенты Украины — а это 2,5 миллиона гривен, — то в новом Избирательном кодексе ее пересмотрели. Теперь сумма залога составляет 650 минимальных зарплат, установленных на день начала избирательного процесса. В бюджет 2020 года была заложена минимальная заработная плата в размере 4 723 гривен. То есть, если бы выборы президента Украины стартовали бы при таком размере минималки, то денежный залог каждого из кандидатов составил бы 3 069 950 гривен. 

При этом, условия возвращения этих денег остались неизменными — при отказе в регистрации кандидата, если выборы были признаны несостоявшимися или если кандидат на них победил (или вышел во второй тур). В остальных случаях внесенные деньги перечисляются в государственный или местный бюджет в порядке, установленном ЦИК и министерством финансов Украины. Для партий условия такие же, только победой считается право участвовать в распределении мандатов.